СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив для 5 и 6 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование

Просмотр содержимого документа
«Факультатив для 5 и 6 классов»

Пояснительная записка.

Данный факультатив « Мир вокруг нас» разработан для введения основ биологических процессов, терминов и понятий, с которыми учащиеся 5 класса будут знакомиться на протяжении изучения курса «Биология» с 5 по 11 класс. Этот факультатив дополняет и расширяет грани изучения биологии и включает в себя наиболее важные и интересные темы, с учетов возрастных особенностей.

Учащиеся познакомятся: с клеткой- структурной единицей живых организмов; с величайшим открытием на Земле — микроскопом, изучат строение различных клеток при увеличении и найдут их различия и сходства ; узнают , что помимо живых организмов на Земле существуют и неклеточные формы жизни, т.е. познакомятся с вирусами. Также будут затронуты темы: основной роли растений на Земле; экологические проблемы и возможности решения эти проблем. ( . Таким образом, данный курс включает в себя разнообразные и интересные темы и дает возможность учащемуся сделать первый шаг в увлекательный мир биологии. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровня работоспособности.

Программа факультатива «Окружающий мир и я» разработана с учетом новых требований к результатам основного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В программу факультатива включены: тематическое планирование с описанием деятельности учащихся, планируемые результаты освоения программы.

Факультатив направлен на решение приоритетной задачи основного общего образования — формирование универсальных учебных действий ( ключевых умений, общих учебных умений, обобщенных способов действий).

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.



При составлении содержания курса факультатива «Окружающий мир и я» учитывались следующие дидактические принципы:


объективности, научности;

связи теории с практикой;

последовательности, систематичности;

доступности при необходимой степени трудности;

наглядности, разнообразия методов;

активности обучаемых;

прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.



Планируемые результаты освоения программы факультатива

« Мир вокруг нас»

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

положительная мотивация к дальнейшему изучению курса «Биология»;

понимание важности бережного отношения к окружающей среде;

.

Предметные:

Учащиеся научатся:

работать с микроскопом;

разбираться в приборах и лабораторном оборудовании;

сравнивать тела живой и неживой природы;

рассказывать о строении и значимости клетки, как структурной еденицы живых организмов;

сравнивать (на уровне 5 класса) строение растительных и животных клеток,тканей (на примере готовых микропрепаратов или препаратов собственного приготовления);

доказывать значимость растений для жизни на Земле;

бережно относится к окружающей среде;

понимать, что человек- часть природы;

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать свое продвижение в освоении данного факультатива;

ставить учебную цель;

понимать цель выполняемых действий;

намечать план выполнения заданий;

следовать четким инструкциям;

проводить опыты и наблюдать;

делать выводы после проведения практических работ;

оценивать правильность выполненного задания;

осуществлять самопроверку, взаимопроверку;

давать оценку полностью ли выполнено задание, или частично.

Познавательные:

фиксировать результаты наблюдений;

пользоваться справочниками, интернет ресурсами, энциклопедиями, словарями и т.д.;

осуществлять описание объектов природы.

Коммуникативные:

работать с одноклассниками при выполнении коллективных и игровых заданий;

задавать вопросы друг другу;

выслушивать своих товарищей, не перебивать и не мешать;

договариваться и приходить к общему мнению;

стараться сотрудничать со взрослыми и сверстниками для реализации своей цели.





Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по программе факультатива «Окружающий мир и я» необходимы следующие принадлежности:

-набор рабочих инструментов для практических занятий;


-микроскоп, лупа;

-компьютер, проектор;

- коллекция горных пород

-таблицы представителей основных царств живой природы.



Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 классов.

Рекомендуемый список литературы:

Большойатлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

Букин А. П. В дружбе с природой - М, 1991.

Белик В.П. Имя из «Красной книги»- «Донской издательский дом», 2003.

Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого -природоведческие игры и развлечения с детьми - Ставрополь, 2000.

Дыбина О. В.Неизведанное рядом – М, Сфера, 2001.

Зверев И. Д.Экологическое образование и воспитание - Волгоград, 1996.

Калецкип А. А.Калейдоскоп натуралиста. -М., 1976.

Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только. - Самара, 1996.

Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе. - Ленинград., 1991.

Плешаков А. А. Зеленый дом. – Москва : Просвещение, 2001.

Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба. Москва: Просвещение, 1998.

Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы. – Москва ., 2000.

Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. - 1998. -№ 8

Томпсон К. Факты в трех измерениях. Человек./ООО «Издательская группа Аттикус»/- М., 2008.

Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник .- Харьков, 2010 .

Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. Живая природа. Энциклопедии для любознательных. -М.,2008.

Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. - М., 2010.

Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

Лори Уиддон Иллюстрированный атлас Мира. - Индия., 2008.

Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / М., 2007.

Энциклопедия для детей. Биология. /Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации./-М. «Аванта», 2006.

Содержание программы факультатива «Мир вокруг нас ».


Введение. История становления биологических наук.( 1 ч.)

Русские ученые, внесшие вклад в развитие биологии


Живая и неживая природа. (2ч.)

Организмы. Свойства живых организмов. Горные породы. Отношения организмов между собой и средой обитания.


Лабораторное оборудование. (2ч.)

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Лупа.

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Правила приготовление микропрепарата.


Строение клетки. (8ч.)


Клетка – единица строения и развития живых организмов.

Рассматривание клеток растений под микроскопом.

Сравнение растительных и животных клеток.

Ткани растений и животных.

Рассматривание тканей под микроскопом.

Неклеточные формы жизни – Вирусы.

Живые организмы. (16ч.)


Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности. Виды бактерий, их значение в природе и жизни человека

Организмы. Свойства живых организмов. Отношения организмов между собой и средой обитания. Горные породы.

Царство Растения. Строение растений. Многообразие. Ядовитые растения и лекарственные растения. Роль растений в жизни на Земле. Красная книга.

Царство Грибы. Разнообразие грибов. Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные. .

Рассматривание плесневых грибов под микроскопом. Значение грибов в природе и жизни человека.


Царство животные. Простейшие животные организмы. Строение и разнообразие простейших.

Рассматривание простейших под микроскопом (инфузория - туфелька, эвглена зеленая) Значение простейших организмов.

Мир беспозвоночных животных. Разнообразие беспозвоночных

Основные классы хордовых животных: :рыбы, земноводные, пресмыкающиеся ,птицы, млекопитающие.

Общая характеристика, особенности строения и образа жизни Многообразие позвоночных. Холоднокровные и теплокровные животные. Ядовитые животные


Основные среды жизни.( 5ч.)

Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Живые организмы, населяющие данные среды обитания Экологические факторы среды.: абиотические, биотические, антропогенный .Природные сообщества. Взаимоотношения между живыми организмами. Цепи питания .









Тематическое планирование


п/п


Название темы


Количество часов


1.

Введение.

1

2.

Живая и неживая природа


2

3.

Лабораторное оборудование

2

4.

Строение клетки

7

5.

Живые организмы

16


6.

Основные среды жизни

5


Итого


34ч











Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Дата

проведения

План

Факт

1

Введение (1ч):

История становления биологических наук.

Русские ученые, внесшие вклад в развитие биологии



2

Живая и неживая природа (2ч.)

-Организмы. Свойства живых организмов. –Горные породы. Отношения организмов между собой и средой обитания.



3

Лабораторное оборудование (2ч.)

-Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Лупа.

-Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Правила приготовление микропрепарата.



4

Строение клетки (7ч.)

-Клетка – единица строения и развития живых организмов.

-Рассматривание клеток растений под микроскопом.

-Сравнение растительных и животных клеток.

-Ткани растений

-Ткани животных

-Рассматривание тканей под микроскопом.

-Неклеточные формы жизни – Вирусы.




5

Живые организмы (17ч.)

-Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности.

-Виды бактерий, их значение в природе и жизни человека

-Царство Растения. Строение растений. -Многообразие. Ядовитые растения и лекарственные растения.

-Роль растений в жизни на Земле. Красная книга.

-Царство Грибы. Разнообразие грибов. Строение грибов.

-Грибы съедобные и несъедобные. .

-Рассматривание плесневых грибов под микроскопом. Значение грибов в природе и жизни человека.


-Царство животные. Простейшие животные организмы.

-Строение и разнообразие простейших.

Рассматривание простейших под микроскопом (инфузория - туфелька, эвглена зеленая)

-Значение простейших.

-Мир беспозвоночных животных.

-Разнообразие беспозвоночных

-Основные классы хордовых животных: :рыбы, земноводные, пресмыкающиеся ,птицы, млекопитающие.

-Общая характеристика, особенности строения и образа жизни

-Многообразие позвоночных.

-Холоднокровные и теплокровные животные. Ядовитые животные



6

Основные среды жизни. (5ч)

-Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

-Живые организмы, населяющие данные среды обитания.

-Экологические факторы среды.: абиотические, биотические, антропогенный

.-Природные сообщества.

- Взаимоотношения между живыми организмами.

Цепи питания .