Государственное учреждение образования
"Средняя школа №12 г. Новополоцка"
Факультативное занятие
«По ступенькам правил здорового питания»
2 класс
Просвирина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тема. Витаминный алфавит
Цель: сформировать понятие о значении витаминов для организма, познакомить с продуктами, богатыми витаминами.
Задачи: создать условия для развития познавательного интереса, памяти, мышления, умения анализировать, делать выводы; создать ситуацию для воспитания коммуникативных навыков, уважения к одноклассникам; прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания», 2 класс; компьютерная презентация, картинки овощей для каждого ребёнка, 5 конвертов с картинками продуктов, маски для детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(В класс заходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Однажды осенней порой
У бабки Акулины
Уродилось густо:
И морковка, и картошка,
Огурцы, капуста.
Лук, свекла и помидор
Затевают длинный спор
Кто из нас из овощей
И вкуснее и важней.
- Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам разрешить этот спор и выяснить, кто из «овощей всех важней».
- У каждого из вас под столом есть картинка овоща. Достаньте картинку, садитесь по группам: А – морковь, В – капуста, С – красный сладкий перец, D – тыква, Е – зелёный горох. (СЛАЙД 1)
(Учащиеся пересаживаются в 5 групп. Названия групп учитель ставит на столах)
- Ребята, посмотрите, рядом с картинкой вашей группы есть ещё и буквы. Как вы думаете, что обозначают эти буквы? Хотите узнать? Слушайте внимательно.
Более ста лет назад в деревнях к весне, когда запасы мяса и овощей заканчивались, начинались повальные болезни – выпадали зубы, на коже появлялись незаживающие раны. Но болезни проходили, когда люди ели зелень, крапиву, свёклу, морковь, сливочное масло, творог.
Вскоре учёные пришли к выводу, что в пище содержатся ещё не изученные вещества. Они скрывались то в рисовой шелухе, то в печени или овощах. Долго пища не открывала своих секретов.
Первыми сдались рисовые отруби. Польский учёный Казимир Функ извлёк из них жёлтые кристаллы. Они были неприятны на вкус, горчили. Однако крошечная доля грамма полученного вещества излечивала от страшной болезни. Это вещество Функ назвал витамином от латинского слово «вита» - жизнь. (СЛАЙД 2)
- Ваши буквы – это название витаминов, о которых мы будем говорить на занятии. Откройте тетради на с.7. Расскажите, в каких продуктах содержатся витамины.
- Я предлагаю в группах познакомиться подробно с информацией о своём витамине, а потом прочитать нам.
(Сначала ребята работают в группах, потом один представитель выходит к доске и читает стихотворение)
1. Где витамин нам А найти
Чтобы видеть и расти?
Он в масле, в жирном сыре,
И в печенке, и в желтке,
Он бывает в молоке,
И морковь, и абрикосы,
Витамин А в себе носят. (СЛАЙД 3)
2. Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда. (СЛАЙД 4)
3. А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле –
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим! (СЛАЙД 5)
4. Витамин Д укрепляет зубы, кости,
Отгоняет от нас все напасти.
Употребляйте рыбу, яйца и икру.
Располагайте свой организм к добру. (СЛАЙД 6)
5. Витамин Е укрепляет наш организм,
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки. (СЛАЙД 7)
(К доске выходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Чтобы вырасти здоровым,
Энергичным и толковым.
Прочь усталость и мигрень –
Витамины каждый день!
- Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним задание 6 на с.9 тетради.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 8)
- Предлагаю размяться и поиграть в «Да-нетку». Если в строчках говорится о полезных вещах, вы поднимаетесь на носочки и потягиваетесь, если о неполезных – приседаете на корточки.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- А сейчас небольшая зарядка.
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх)
Вкусные продукты (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой).
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду (погладить правой рукой по животику, затем левой).
- Я предлагаю вам послушать сказку о витаминах
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были весёлые и хорошие люди. И правил ими Умный Царь. Царь зорко следил за тем, чтобы все люди были здоровы: дышали свежим воздухом, делали утреннюю зарядку, соблюдали режим дня, питались полезной пищей.
Но вот однажды в этом царстве всё пошло наперекосяк. А случилось это после визита лютой Метели – замёрзли в царстве все фрукты и овощи. Апельсины, лимоны, свёкла, капуста, лук и другие, перестали попадать на стол к людям, а вместе с ними и витамины.
Не стало в царстве овощей и фруктов — перестали витамины попадать в организм людей – и дети и взрослые начали болеть.
И тогда Умный Царь придумал вот что. Он с помощью учёных людей создал новые витамины – витамины в шариках и таблетках. Они были хорошими, но не такими полезными, как настоящие, природные витамины, но защитили людей от болезней.
А потом люди попросили Золотое Солнышко посветить поярче, Щедрый Дождь — не жалеть капель, и посадили новые апельсиновые и лимонные деревья; посеяли капусту, свеклу, морковь, лук. Вырастили и другие витаминные фрукты и овощи. (СЛАЙД 9)
- Давайте ответим на вопрос задания 1 на с.6 тетради.
- Вместе вставим слова и выучим стихотворение из задания 2 на с.6 тетради.
- Посмотрите, ещё раз на экран и скажите, кто из «овощей всех важней»?
(К доске выходит ученик в маске Ням-Нямчика и читает стихотворение)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
- Ребята у вас в группах есть конверт с картинками продуктов. Попробуйте отгадать, какое блюдо из них можно приготовить.
(Учащиеся выкладывают картинки из конверта и называют блюдо. Если ребята не могут назвать, на помощь приходит Ня-Нямчик (ученик)
1 группа – винегрет (свёкла, квашеная капуста, солёные огурцы, репчатый лук, картофель, зелёный горошек)
2 группа – фруктовый салат (яблоко, киви, банан, апельсин, груша, ягоды)
3 группа – салат из рыбы (рыба, картофель, сыр, лук репчатый, зелень)
4 группа – овощной салат (помидор, огурец, зелёный лук, редис, сладкий перец)
5 группа – борщ (свёкла, мясо, картофель, морковь, капуста, томатная паста)
(Затем каждая группа называет набор продуктов и блюдо)
(СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13, 14)
- Внимание, предлагаем вам рекламу овощей.
(К доске выходят ребята с масками овощей)
Огурец: Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравиться, конечно!
Коль с медом огурец смешать –
Кашлю больше не бывать!
Свекла: Надо свёклу для борща
И для винегрета.
И при насморке – учти –
Лучше свеклы нету!
Капуста: Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Коль желудок заурчит –
Дай капустки – замолчит.
Лук: Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям,
Враг микробов и инфекций -
Лучше я любых инъекций.
Морковь: Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
- Вы отлично потрудились, я уверена – вы будете употреблять в пищу продукты, богатые витаминами, а значит, будете радостными, улыбчивыми, весёлыми. Расскажите своим родителям о полезных маленьких витаминах. (СЛАЙД 15)