СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс «За страницами учебника «История Древнего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса «За страницами учебника по истории Древнего мира» на  34 часа.Факультативный курс дает возможность вести работу по формированию  учащихся:

  • воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям , личностям;
  • умения оперировать историческими датами, умения читать историческую карту;
  • умения анализировать исторический  источник;
  • умения самостоятельно работать с дополнительной литературой

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс «За страницами учебника «История Древнего мира»»

Учитель истории МОУ СОШ № 92 городского округа город Воронеж

Казьмина Надежда Митрофановна, ВКК

Факультативный курс

«За страницами учебника «История Древнего мира»

Пояснительная записка.

История Древнего мира - это история древнейших на земле цивилизаций, которым принадлежат важнейшие культурные достижения человечества. История воплощает накопленные веками социальный, духовно- нравственный опыт и выступает важным фактором социализации личности.

В 5-м классе учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий, личностей, событий, а навыков работы с историческим материалом нет. Поэтому на уроке очень много времени уходит на отработку навыков и умений.

История Древнего мира содержит много занимательных фактов, которые могут заинтересовать наиболее любознательных и эрудированных школьников. В связи с этим и возникла необходимость в создании факультативного курса «За страницами учебника по истории Древнего мира»

Задачи факультатива:

  • расширение кругозора учащихся и интереса к изучению истории;

  • развитие познавательной творческой деятельности учащихся;

  • воспитание уважения к истории, культурным достижениям древневосточным, греческой и римской цивилизациям.

Факультативный курс дает возможность вести работу по формированию учащихся:

  • воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям , личностям;

  • умения оперировать историческими датами, умения читать историческую карту;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения самостоятельно работать с дополнительной литературой


Программа факультативного курса

«За страницами учебника по истории Древнего мира» 34 часа.

Введение (1ч.)

ИСТОРИЯ КАК НАУКА ИСТОРИЧЕСКИЕВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Виды исторических источников. Основные понятия: история, исторический период, исторические источники.


Тема 1. Первобытный мир (2ч.).

Древнейшие люди. Современные представления о месте и времени их появления. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны. Сведения о с. Костенки Воронежской области как стоянка первобытных людей. Знакомство с основными периодами истории первобытного времени. Основные занятия первобытных людей и образ жизни. Решение познавательных задач.

От первобытности к цивилизации. Открытия и изобретения первобытных людей. Появление обмена и денег. Что такое цивилизация. Решение познавательных задач.

Тема 2. Счет лет в истории (2 ч.).

Счет лет в истории. Счет лет времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет) Решение задач на счет лет в истории.


Тема 3. Древний Восток. (8 ч.)

Египет – дар Нила. Нил- самая длинная река в мире и природные условия Египта (работа с картой). Египетские правители (Рамсес II, Аменхотеп IV. царицы Хатшесуп и Нефертити)

Научные знания и религиозные верования египтян. Астрономия. Математика. Медицина. Священные животные.

Загадочные письмена. Знаки- рисунки- иероглифы. Как удалось разгадать тайну иероглифов французскому ученому Шампольону.

Финикийские мореплаватели и их изобретения. Географическое положение и природные условия страны (работа с картой). Геродот о плавании финикийцев. Новшества в мореходном деле, изобретения стекла, краски.

Вавилон. Название города - Баб-Илу («Вороа Бога»). Расположение Вавилона (работа по карте). Правители Вавилонского царства ( Хаммурапи и Навуходоносор II). Научная и культурная жизнь Вавилона. Ворота Иштар.

Ассирийские завоевание и новшества в военном деле.

Страна сказочных богатств. Древняя Индия. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Религиозные верования и священные животные. Как выращивали рис. Вклад индийцев в развитие мировой культуры (цифры, шахматы)

Достижения Древнего Китая. Производство шелка, бумаги, выращивание чая. Изобретение компаса.


Тема 3. Древняя Греция (7 ч.).

Древняя Греция и о. Крит. Природные условия и местоположение (работа с картой). Критское царство. Троянская война Археологические раскопки Шлимана Трои. Греческие мифы о Тесе , Минотавре и Ариадне.

Мир греческих мифов. Представление греков о сотворении мира. Олимпийские боги и греческие герои.

Цари, тираны и демократия. Древняя Спарта и законы Ликурга.

Роль Солона в реформирование афинского общества. Положение женщин в Афинах.

Клисфен и демократические порядки в Афинах (остракизм- «суд черепков»)

Восток против Запада: Греко- персидские войны. Герои марафонской битвы. Фермопильское и Саламинское сражения.

Греческая культура. Воспитание граждан. Греческая наука. Олимпийские игры. Памятники искусства, дошедшие до наших дней. Крылатые выражения, связанные с историей Древней Греции.

Филипп II и Александр Македонский. Македонский царь Филипп II и его армия. Воспитание Александра. Завоевания Александра Македонского. Версии смерти Александра и распад его державы.


Тема 4. Семь чудес света. (8 ч.)

Семь - число священное. Что особенного в числе семь. Кто первый описал Семь чудес света. Почему Вавилонская башня не относится к чудесам света.

Пирамида Хеопса. Строительство пирамиды Хеопса. Захоронение фараонов

Висячие сады Семирамиды. Вавилонский царь Навуходоносор и легенда о происхождении висячих садов. Немецкий ученый Кольдевей и его открытие висячих садов. Как выглядели висячие сады.

Статуя Зевса в Олимпии. Греческие мифы о Зевсе. Учреждение олимпийских игр в честь Зевса – верховного бога Олимпии. Скульптор Фидий – создатель статуи Зевса. Почему статуя Фидия оказалась в списке чудес света.

Храм Артемиды. Кто такая Артемида. Внешний вид храма. Разрушение знаменитого храма греком Геростратом и его восстановление. Судьба храма после завоевательного похода готов в Малую Азию.

Мавзолей в Галикарнасе. Местонахождение города Галикарнаса. Легенда о создании усыпальницы царю Мавсолу. Как выглядел мавзолей царя. Сведения об археологических раскопках мавзолея в Галигарнсе.

Колосс Родосский. Гелиос – покровитель жителей острова Родос. Сооружение статуи бога Гелиоса в честь победы над врагом. Судьба Колосса.

Александрийский маяк. Александрия- первый город Александра Македонского в Египте и центр морской торговли. Строительство маяка, его внешний вид, предназначение и судьба.


Тема 5. Древний Рим (6 ч.).

Местоположение и природные особенности Италии. Работа с картой. Легенда о происхождении Рима.

Республика римских граждан. Все граждане Рима – ответственны перед законом. Легенда о Цинцинтате. Римские нравы и обычаи. Летоисчисление и календарь у римлян.

Карфаген и Пунические войны. Римская армия. Работа с картой. Ганнибал и Сципион.

Сулла- первый военный диктатор Рима.

Гай Юлий Цезарь –повелитель Рима. Происхождение Цезаря. Завоевание Галлии. Захват власти и установление диктатуры. Цезарь и Клеопатра.

Цезарь- писатель и дипломат, гениальный полководец.

Жизнь в Римской империи. Знаменитые сооружения императорского Рима. Дворцы и многоэтажные дома. В провинциях империи. Строительство дорог (Фламиниевая , Аппиева дороги).

Список литературы.

Бахтина О. И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира.- М., 1988

Ильин М. Сто тысяч почему. - Ленинград, 1989

Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспо­могательные исторические дисциплины. — М., 1984.

Кун Н. А.Легенды и сказания Древней Греции. - М.,

Кулагина. Г. А. Сто игр по истории.- М., 1983

Крючкина Н, Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М., 2003

Леонтьева Г. А., Шорин П. А, Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994.

Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. Пособие для учащихся 5 класса. - М.,1986

Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. – М., 1966

Райхард Ганс. Серия «Что есть что»: Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим. Семь чудес света. Издательство «Слово».- М., 1994.

СаплинаЕ.В. Путешествие в историю. — М., 1995.

Симс Л. Изучаем Древний Рим. – М., 2001

Смирнов. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

Торопцев А.1000великих битв с древних времен до XI века.- М., 2001

Энциклопедия для детей: Т. 1.Всемирная история. – М.; Аванта+, 199Я познаю мир: Энциклопедия; История.- М., 1996

5