СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе программы: Технология: программа: 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. ил.; Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.
1 . Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе программы: Технология: программа: 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. ил.; Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.
Программа позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Цели и задачи
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачами изучения учебного предмета «Технология» являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
Формирование представлений о культуре труда, производства,
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Ознакомление учащихся с миром профессий.
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Ознакомление с основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
2. Место предмета «Технология» в учебном плане
Учебный план МБОУ СШ №6 предполагает изучение предмета «Технология» в 5- 6 классах в количестве 140 учебных часов. В том числе: в 5 классах – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 6классах – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
3. Общая характеристика предмета «Технология»
Программа по предмету «Технология» выполняет следующие функции:
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем,
четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам программы;
•организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• общеметодическое руководство, задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
В частности, в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления (15 шт.), объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику, работу в Интернете на различных сайтах. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
4. Содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными
и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего
хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением
продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения
работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества
изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием
освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности
человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками
соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной,
преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального
образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;
умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Технология»
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результатами освоения курса «Технология» являются:
способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных) получения знаний
способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений;
способствовать осознанию основного технологического материала;
способствовать формированию представления о приёмах работы;
способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов;
создать условия для выявления причинно-следственных связей:
- раскрыть причины плохой успеваемости,
- выяснить последствия плохой успеваемости;
способствовать пониманию закономерности технологических процессов;
создать условия для выявления взаимосвязи между теорией и практикой;
способствовать пониманию зависимости между теорией и практикой.
6. Тематическое планирование
5 класс
№ раздела | Раздел и темы программы | Количество часов в 5 классе |
1
| Технологии обработки конструкционных материалов – 52 часа
1.Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
2.Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
28
24 |
2
| Технология домашнего хозяйства – 6
1.Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и уход за ними
2.Эстетика и экология жилища |
4
2 |
3
|
Исследовательская и созидательная деятельность – 12 1.Творческие проекты |
12 |
| Всего: | 70 |
6 класс
№ раздела | Раздел и темы программы | Количество часов. |
1 | Технология обработки конструкционных материалов – 50 час 1.Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 2.Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов 3.Технологии художественно-прикладной обработки материалов 4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов 5. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
18 6 6 18 2 |
2 | Технология домашнего хозяйства – 8 часов 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви, уход за ними
2.Технология ремонтно-отделочных работ
3.Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации |
2 4 2 |
3
| Технология исследовательской и опытнической деятельности – 12 часов
| 12 |
| Всего | 70 |
7. Требования к уровню технологической подготовки по разделам.
ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Выпускник должен:
знать/понимать
смысл технологических понятий: конструкционные материалы, поделочные материалы, изделие, деталь, соединение вполдерева, резание, пластическое формование, литье, термическая обработка, отрасль производства; назначение и свойства основных видов конструкционных и поделочных материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, станков и оборудования; технологии изготовления деталей из различных материалов; методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов, созданием изделий из них;
уметь
рационально организовывать рабочее место; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); находить необходимую информацию в справочной литературе и технологической документации; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять разметку деталей на основе технологической документации; изготовлять детали и изделия из различных материалов с использованием ручных инструментов; проводить операции обработки деталей из различных материалов на учебных станках и технологическом оборудовании; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, станками и оборудованием; осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; находить и устранять допущенные дефекты; выполнять отделку изделий из различных материалов; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; проводить разработку учебного проекта изделия с использованием конструкционных, поделочных материалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
различные источники информации для получения технико-технологических сведений; конструкционные и поделочные материалы для изготовления или ремонта изделий; ручные инструменты, станки и оборудование для обработки конструкционных и поделочных материалов; мерительные, контрольные и разметочные инструменты; рациональные приемы труда; средства обеспечения безопасности труда.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА
Ученик должен:
знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
сведения об инженерных коммуникациях в жилых помещениях, видах ремонтноотделочных работ; информацию о материалах и инструментах для ремонта деталей интерьера, одежды и обуви; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; технологии закрепления настенных предметов, штукатурных работ, оклейки помещений обоями, простейший ремонт сантехнического оборудования.
уметь
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений.
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик должен:
знать/понимать
порядок выбора темы проекта, выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг, особенности конструкции изделия и этапов ее изготовления; технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, варианты отделки); Подготовка графической и технической документации. Расчет стоимости материалов для изготовления изделий. Разработка товарного знака и рекламы. Окончательный контроль и оценка проекта, портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за год, способы проведения презентаций проектов, использование ПК при выполнении и презентации проекта.
уметь
делать обоснование выбора изделия на основе личных потребностей, искать необходимую информацию с использованием сети Интернет; выбирать виды изделий, определять состав деталей, выполнять эскизы, модели изделий; составлять учебные инструкционные карты; изготавливать изделия, производить сборку и отделку изделий; оценивать стоимость материалов для изготовления изделия; подготовить пояснительную записку; оформлять проектные материалы и презентацию проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера, стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки и др.
Варианты творческих проектов их металла и искусственного материала: предметы обихода и интерьера, отвертка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Количество часов | Содержание урока | Типы заданий на уроке | Планируемые результаты | Информационно методическое обеспечение | |||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 7 | |
1-2 | Введение в предмет. Правила ТБ. Что такое творческие проекты. | 2 | Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету "Технология". Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Инструктаж по правилам техники безопасности. | Мозговая атака. Практическая работа. | Правила безопасности труда при обработке древесины.
| Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся. | Учебник медиоресурсы (презентация) к уроку. | |
3-4 | Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
| 2 | Основные элементы пиломатериалов: Древесные пиломатериалы. Древесина как природный материал. Породы древесины и их текстура, применение. | Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.
| Учащиеся должны знать основные породы деревьев и виды пиломатериалов;
| Сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся. | Учебник технологии медиоресурсы (презентация) к уроку, образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП | |
5-6 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.
| 2 | Комплектование и организация рабочего места в столярной мастерской. Правилами техники безопасности в школьной мастерской.
| Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.
| Назначение и устройство верстака; ручные инструменты и приспособления для пиления, строгания, сверления древесины. | Высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся. | Учебник технологии медиоресурсы (презентация) к уроку, столярный верстак.
| |
7-8 | Графическое изображение деталей.
| 2 | Технический рисунок, эскиз, чертёж, масштаб (на уменьшение, на увеличение). Три основных вида изображения деталей. Практическая работа; зарисовать эскиз детали в тетради. | Комбинированный урок.
| Учащиеся должны уметь читать чертежи деталей
| Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно »). | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии, медиоресурсы (презентация) к уроку, образцы графической документации.
| |
9-10 | Последовательность изготовления деталей из древесины.
| 2 | Этапы изготовления изделия из древесины. Сборка деталей. Составление технологической карты. Практическая работа: пользуясь таблицей, разработать технологическую карту деталей.
| Комбинированный урок. Загадки – перевертыши.
| Выбирать пиломатериалы и обрабатывать их (пилить, строгать, сверлить и т.д.);
| Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше знать. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся. | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, технологическая карта изделия.
| |
11-12 | Разметка заготовок из древесины. | 2 | Инструменты и приспособления для разметки деталей. Правила работы с шаблоном. Практическая работа: выполнить разметку заготовки по шаблону | Комбинированный урок. | Выбирать ручные инструменты и приспособления для разметки.
| Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. (медиоресурсы (презентация) к уроку, деревянные заготовки, чертежи, разметочные инструменты | |
13-14 | Пиление заготовок из древесины.
| 2 | Распиливание древесины на лесопильной раме. Поперечное и продольное пиление. Техника безопасности при пилении. Правила ухода за верстаком.
| Комбинированный урок.
| Выбирать инструменты и приспособления для пиления древесины,
| Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, различные виды ножовок и пил, заготовки древесины, стусло. | |
15-16 | Строгание заготовок из древесины.
| 2 | Шерхебель, рубанок, фуганок. Технология выполнения строгания. Самостоятельная работа: прострогать кромки и пласти заготовки.
| Комбинированный урок.
| Выбирать инструменты и приспособления для строгания древесины;
| Анализировать результаты опытов, элементарных исследований.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины. | |
17-18 | Сверление отверстий в деталях из древесины.
| 2 | Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды свёрл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление свёрл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. | Комбинированный урок.
| Выбирать инструменты и приспособления для сверления древесины;
| Фиксировать их результаты; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся
| Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, различные виды сверл.
| |
19-20 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.
| 2 | Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах и клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей. | Комбинированный урок.
| Выбирать способы соединения деталей из древесины гвоздями или шурупами. | Выявлять сходство и различия объектов. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся. | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, молоток, отвёртка, гвозди, шурупы, заготовки древесины. | |
21-22 | Соединение деталей из древесины клеем
| 2 | Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Проверка качества выполненных работ. Практическая работа: сборка детали.
| Комбинированный урок.
| Соединять детали с помощью клея.
| Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс (мальчики), медиоресурсы (презентация к уроку), столярный верстак, струбцина, различные клеи. | |
23-24 | Зачистка поверхностей деталей из древесины.
| 2 | Приспособления и инструменты для зачистки изделия.
| Комбинированный урок. | Зачищать поверхности деталей из древесины.
| Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс (мальчики), медиоресурсы (презентация к уроку), напильники, наждачная шкурка, | |
25-26 | Отделка изделия из древесины. Выпиливание лобзиком.
| 2 | Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия. Составные части лобзика, правила работы лобзиком и ТБ.
| Комбинированный урок.
| Уметь выпиливать простейшие детали.
| Высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, кисть, лак, лобзик, надфиль, струбцина, заготовки. | |
27-28 | Выжигание по дереву.
| 2 | Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания. | Комбинированный урок.
| Уметь выжигать.
| Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, технический рисунок детали, выжигатель. | |
1-2 | Понятие о механизме и машине.
| 2 | Машина и её роль в техническом процессе. Технические достижения древнего мира, великие изобретения, двигатель внутреннего сгорания, самолёт и другие станки в техническом процессе. | Введение новых знаний. Классификация вопросов из учебника.
| Уметь различать механизмы и детали машин.
| Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, набор типовых деталей: болты, гайки, оси и валы, шестерни. | |
3-4 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.
| 2 | Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и чёрная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделия. | Комбинированный. | Учащиеся должны знать правила разметки, резания, гибки и правки жести, назначение и устройство разметочного и слесарного инструментов. | Учащиеся должны знать правила безопасности труда при обработке металла. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. образцы изделий из листового металла и проволоки.
| |
5-6 | Рабочее место для ручной обработки металла.
| 2 | Рабочее место (слесарный и комбинированный верстак), его организация и уход за ним.
| Комбинированный урок.
| Учащиеся должны знать каким должно быть рабочее место для ручной обработки металла. | Учащиеся должны знать правила безопасности труда при обработке металла. | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологи и 5 класс. рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак). | |
7-8 | Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.
| 2 | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстие, пазов. Правила чтения чертежей. Технологическая карта. | Комбинированный урок.
| Учащиеся должны знать виды графической документации. Читать техническую документацию. | Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. Образцы изделий из листового металла и проволоки.
| |
9-10 | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. | 2 | Этапы изготовления изделия из металла. Сборка деталей. Составление технологической карты.
| Комбинированный урок.
| Распознавать металлы, сплавы и искусственны е материалы
| Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), образцы изделий из листового металла и проволоки. | |
11-12 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
| 2 | Виды ножниц для резания по металлу. Приёмы резания листового металла. Практическая работа: произвести резку металла заготовок.
| Комбинированный урок.
| Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место.
| Преобразовывать модели в соответствии с содержанием.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, правильная плита, слесарный верстак, заготовки листового металла и проволоки, разметочный. | |
13-14 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки, пластмассы. | 2 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон.
| Комбинированный урок.
| Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
| Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, правильная плита, слесарный верстак, заготовки листового металла и проволоки, разметочный инструмент. | |
15-16 | Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов. | 2 | Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла. | Комбинированный урок.
| Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственны х материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарные ножницы, заготовки тонколистового металла, слесарный верстак. | |
17-18 | Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов. | 2 | Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла. | Комбинированный урок.
| Зачищать заготовки из тонколистового металла. Убирать рабочее место. | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. | Идентифицировать себя с принадлежность ю к народу, стране, государству.
| Учебник технологии 5 класс. медиоресурсы (презентация) к уроку, наждачная бумага. | |
19-20 | Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
|
| Понятия о стали. Белая и чёрная жесть. Виды тонколистового металла. Его получение. Приспособления для гибок металла. Техника безопасности. Практическая работа: произвести губку крючка для вешалки. | Комбинированный урок. «От схемы – к тексту».
| Контролировать качество изделий выявлять и устранять дефекты.
| Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс, медиоресурсы (презентация) к уроку, гибочное приспособление, слесарный верстак.
| |
21-22 | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Устройство настольного сверлильного станка. | 2 | Последовательность сверления и пробивания отверстия на сверлильном станке и соединение деталей на заклёпках. Техника безопасности. Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Практическая работа: пробивка и сверление отверстий вручную и на станке. | Комбинированный урок.
| Соблюдать правила безопасного труда. Знать устройство настольного сверлильного станка.
| Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества. Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). | Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс, медиоресурсы (презентация к уроку), настольный сверлильный станок, электрическая дрель, ручная дрель, пробойник, кернер, молоток, заготовка металла.
| |
23-24 | Сборка и отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. | 2 | Соединение деталей из тонколистового металла несколькими способами. Техника безопасности. Практическая работа: вырезать две детали и выполнить их соединение. | Комбинированный урок.
| Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарный инструмент, заклёпки, образцы заготовок. | |
1-2 | Интерьер жилого помещения. | 2 | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения. | Комбинированный урок. Сопоставление текстов. Поиск принципиальных отличий. | Учащиеся должны знать функции жилого дома.
| Сравнивать различные объекты; сопоставлять
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку. | |
3-4 | Эстетика и экология жилища.
| 2 | Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе.
| Введение новых знаний.
| Учащиеся должны уметь оценивать микроклимат в помещении. Разрабатывать планы размещения осветительных приборов и варианты размещения бытовых приборов. | Характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов.
| Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
| Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку. | |
5-6 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.
| 2 | Режим дня - основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена.
| Введение новых знаний. Урок – практикум.
| Учащиеся должны уметь создавать домашний уют, интерьер жилого дома, уметь ухаживать за одеждой и обувью | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
| Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку).
| |
1-2 | Порядок выбора темы проекта. | 2 | Информация. Информационные технологии. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза. | Комбинированный урок.
| Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта, выполнять оценку стоимости материалов. | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку). | |
3-4 | Этапы выполнения проекта.
| 2 | Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Формирование текстового документа. Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа "Калькулятор". Использование программы для решения различных задач. | Комбинированный урок.
| Искать источники информации в книгах, журналах, сети Интернет, защитить свой проект. | Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта.
| Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер.
| |
5-6 | Подготовка графической и технологической документации. | 2 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности. | Практическая работа. | Уметь составлять графическую документацию | Учащиеся должны уметь подготовить техническую документацию. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер. | |
7-8 | Расчет стоимости материалов для изготовления изделия. | 2 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
| Практическая работа. | Учащиеся должны уметь подготовить техническую документацию.
| Уметь применить формулы для расчета экономической стоимости изделия. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер. | |
9-10 | Окончательный контроль и оценка проекта.
| 2 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности. | Практическая работа. | Учащиеся должны уметь подготовить техническую документацию.
| Учащиеся должны уметь выполнять оценку проекта. | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер. | |
11-12 | Защита проекта. | 2 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
| Практическая работа. Урок защита творческих проектов.
| Учащиеся должны уметь подготовить документацию.
| Уметь пользоваться ИКТ при защите презентации. | Уметь оценить работу и изделие. | Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер. |
6 КЛАСС
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| | | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Учебно-методическое, материально — техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
- А.Т.Тищенко, СимоненкоВ.Д. «Технология. Индустриальные технологии» для учащихся 5,6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) под редакцией А. Т. Тищенко – М.: Вентана-Граф, 2016;
- Работа с ИКТ на сайтах Интернета
Для учителя:
- Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–9 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение.
- Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл.: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 2009.
- Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии: 6 класс. – Москва: ВАКО, 2009
– Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: “Вентана-Граф», 2012.
– Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 2011.
– А.Т.Тищенко Программа «Технология». 5–8 классы. – М.: Просвещение, 2016.
- Работа с ИКТ на сайтах Интернета
Презентации по разделам
5 класс
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Вводное занятие. Древесина
Устройство верстака
Соединение деталей
Графические изображения изделия
Основы столярного мастерства
Отделка изделий из древесины
Пиление столярной ножовкой
Соединение деталей гвоздями
Соединение деталей клеем
Соединение деталей шурупами
Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею. Отделка изделий
Строгание древесины
Строгание
Технологии художественно-прикладной обработки металлов
Выпиливание лобзиком
Выжигание
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
Понятие о машине и механизмах
Машины и механизмы
Тонколистовой металл и проволока
Графические изображения
Изготовление металлической коробочки
Изготовление изделий из металла
Правка, разметка, резание тонколистового металла
Разметка тонколистового листа и проволоки
Разметка и резание тонколистового металла и проволоки
Гибка тонколистового металла и проволоки
Устройство сверлильного станка
Сверлильный станок
Соединение деталей из тонколистового металла
Технологии домашнего хозяйства
Стили интерьера
Ремонт и эксплуатация мебели
Проектная работа
Защита проекта
Товарный знак, реклама
Электротехнические работы в быту
Устройство электроприборов
Электрические работы в быту
Электроосветительные и электронагревательные приборы
Лампы накаливания.
6 класс
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов
Заготовка древесины. Пороки.
Свойства древесины
Соединение деталей в полдерева
Изготовление деталей ручным инструментом
Устройство токарного станка по дереву
Точение древесины
Технология окрашивания изделий из древесины
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Отделка изделий резьбой
Виды резьбы и технология их выполнения. Соединение брусков в полдерева
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов
Понятие о машине и механизмах
Свойства металлов
Эскиз детали. Разметка заготовки
Свойства металлов, сортовой прокат, чертежи, изготовление изделий из сортового проката
Устройство штангенциркуля
Резание металла
Резание металла слесарной ножовкой
Пиление и опиливание сортового проката
Ручная рубка металла
Изготовление изделий из металла
Сборка, отделка изделий из металла
Технологии домашнего хозяйства
Установка петель
Бытовые светильники
Простейший ремонт сантехнического оборудования
Штукатурные работы по дому
Видео ролики: навешивание настенных предметов
Устройство дверного замка
Приложение
Тесты по технологии за 6 класс