СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический квест "Неделя русского языка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест - филологический, напоминает "Зарницу", следование по маршрутному листу с выполнением интеллектуальных задач. Данный квест рассчитан на обучающихся 8-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Филологический квест "Неделя русского языка"»


Филологический квест «Неделя русского языка»

для учащихся 8-11 классов


Акпаева Валентина Митрофановна

Учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка

Квесты – популярный вид интеллектуальной игры, нова форма подачи материала. Квест – филологический, напоминает зарницу, следование по маршрутному листу с выполнением интеллектуальных задач. Данный детский квест рассчитан на учащихся 8-11 классов по содержательной программе, по сути можно взять его за основу, а наполнить своим содержанием на любую аудиторию.

Время прохождении квеста – рабочая пятидневная неделя с заключительным мероприятием в конце.

Образовательные цели квеста:

1) закрепление программного материала по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг , формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.


В день 1 (понедельник) всем учащимся объявляется о начале филологического квеста, рассказывается о его сути, о задачах, о самой программе, отправляются путевые листы, на которых потом будут вписываться баллы за каждое задание.

День 1. ДЕНЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

1.На листе А4 посередине написана общая тема. Это могут быть: ЕДА, ЧИСЛА, ЧАСТИ ТЕЛА, ПОСУДА, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ и т.д.. Каждому классу – своя тема. ВСЕМ учащимся объявляется, что в течение дня они должны записывать фразеологизмы, в которых есть слова из нужной категории, например, кот наплакал – в категорию домашних животных, и обязательно эти Фразеологизмы подписывать фамилией и номером класса. Разрешается пользоваться словарями. Важно не повторяться!!! То есть читаем, что уже есть и записываем НОВОЕ! В конце дня подсчитываются итоги класса и выявляется один знаток ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

2. Объяснить значение фразеологизмов:

  • МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

  • ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ

  • ГОРЕ ЛУКОВОЕ

  • СТРОИТЬ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

  • МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

  • МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

  • БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА

  • РУКОЙ ПОДАТЬ

  • ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ

  • НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ


3.Нарисовать рисунки, на которых очень доступно, красочно, ярко и понятно объясняется значение 2-3 фразеологизмов. Оцениваться будут креативность, доступность, творческий подход.

ДЕНЬ 2. ДЕНЬ ТЕКСТА

1.Расшифруйте запись

[дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]

Ответ: Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь

2. Среди буквенной путаницы, найдите фамилии 8-ми писателей

Потадволодинардудсьмрмнвдпушкиноранвдсиврйунтлермонтовмтогдвимктолстойартолстойдлвтсноопнклвжстрвнумтаркрыловлпонзжатнсктранковгсркнетслыкдбсиапнтургеневтмрвенучтвнкдмтналчтсггогольевдывжвыьмсрщахматоварвенуцдбит

3. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Я уверен что для полного ов..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)



ДЕНЬ 3 - ДЕНЬ Литературы

1.Совмести картинки, угадай произведение и автора

(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

2. Кто изображён на портрете? Укажите произведения, написанные этим автором.


3.На листе бумаги написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания выдающихся людей о языке или речи. Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении. 


Перед вами громада – русский язык. (Н.В.Гоголь)

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П.Сумароков)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей (В.Г.Белинский)

Без языка и колокол нем (пословица)

Язык мал, а великим делом ворочает. (пословица)



День 4 – День Шарад.

  1. На картинке нужно найти 17 слов на букву «В».





2. Необходимо разгадать кроссворд, найти ключевое слово (РУССКИЙ  ЯЗЫК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

ы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 р

у 

с

с 

 к

 и

 й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

а

 

3

 

2

 

 

 

 

 

 

7

 

п

 

1

з

а 

п

я 

 т

а 

я 

 

 

 

 

с

 

р

 

 

у

 

р

 

 е

 

 

5

 и

 з

л

о

 ж

е

н 

и 

е

 

е

 

 к

 

 

 

 

 

 

ч

 

д

 

 

м

 

д

 

 с

 

 

 

 

 

 

и

 

л

 

 

о

 

л

 

 т

 

 

 

 

 

 

н

 

о

 

 

е

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

г

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

















8






4



6













9





3


2



7



1










*







5












































По горизонтали:

  1. Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда…
5. Бывает сжатым и подробным

6.  Какой язык  самый трудный, но удивительный и неповторимый ?


По вертикали:

  1. Группа предложений, объединенных   одной темой и основной мыслью, называется…?

  2. ….. – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.

4.Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется…
7.  Его ты используешь для описания картины

8.   Глубина его бездонна,
     Он велик и бесподобен,
     Гибок, ловок и послушен,
     И в России всем он нужен!
     (Русский язык)

9.  Часть речи не волшебная, а просто служебная



3. «Великий и могучий». Нужно правильно ответить на вопросы:


ВОПРОС

ОТВЕТ

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения…

Синтаксис

Антоним к слову временный

Постоянный

Род слова шимпанзе

М.р.

Лексическое значение слова метаморфоза

Изменения

«Подруга дней моих суровых». О ком это?

Няне Пушкина

Фразеологический оборот со словом глаза.

Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Обязательно

Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.

Орфоэпический

Великий русский баснописец.

Крылов

Квартал или квартал?

КвартАл  

Сколько частей речи в русском языке?

10

Подлежащее и сказуемое являются…

Грамматической основой

Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?

Нет

Сколько звуков в слове яд?

3

Где в слове ис.кус.тво удвоенные согласные?

Во втором случае

Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных

Всплеск, взгляд, встреча









ДЕНЬ 5 – День Творчества

  1. «Исправь рекламщика»

Исправь грамматические ошибки























Исправь смысловые ошибки









  1. Хотите узнать секреты рекламы  и почувствовать себя  копирайтерами? 

Задание : составить яркий и запоминающийся слоган о русском языке или нарисовать рекламу и дать пояснение  (примерный ответ).

Русский язык изучаешь, двоек не получаешь.

Чтобы успешным стать, надо русский изучать.

Если русский изучить, можно горы проломить.


  1. Написать четверостишие или стихотворение о школе.


Награждение: грамотами победившие классы и отдельных учащихся.