Филологический квест «Неделя русского языка»
для учащихся 8-11 классов
Акпаева Валентина Митрофановна
Учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Квесты – популярный вид интеллектуальной игры, нова форма подачи материала. Квест – филологический, напоминает зарницу, следование по маршрутному листу с выполнением интеллектуальных задач. Данный детский квест рассчитан на учащихся 8-11 классов по содержательной программе, по сути можно взять его за основу, а наполнить своим содержанием на любую аудиторию.
Время прохождении квеста – рабочая пятидневная неделя с заключительным мероприятием в конце.
Образовательные цели квеста:
1) закрепление программного материала по русскому языку;
2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;
3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;
5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
6) воспитание интереса к чтению книг , формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
7) развитие индивидуальных способностей учащихся;
8) воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.
В день 1 (понедельник) всем учащимся объявляется о начале филологического квеста, рассказывается о его сути, о задачах, о самой программе, отправляются путевые листы, на которых потом будут вписываться баллы за каждое задание.
День 1. ДЕНЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1.На листе А4 посередине написана общая тема. Это могут быть: ЕДА, ЧИСЛА, ЧАСТИ ТЕЛА, ПОСУДА, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ и т.д.. Каждому классу – своя тема. ВСЕМ учащимся объявляется, что в течение дня они должны записывать фразеологизмы, в которых есть слова из нужной категории, например, кот наплакал – в категорию домашних животных, и обязательно эти Фразеологизмы подписывать фамилией и номером класса. Разрешается пользоваться словарями. Важно не повторяться!!! То есть читаем, что уже есть и записываем НОВОЕ! В конце дня подсчитываются итоги класса и выявляется один знаток ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
2. Объяснить значение фразеологизмов:
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
ГОРЕ ЛУКОВОЕ
СТРОИТЬ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ
БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА
РУКОЙ ПОДАТЬ
ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ
НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ
3.Нарисовать рисунки, на которых очень доступно, красочно, ярко и понятно объясняется значение 2-3 фразеологизмов. Оцениваться будут креативность, доступность, творческий подход.
ДЕНЬ 2. ДЕНЬ ТЕКСТА
1.Расшифруйте запись
[дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]
Ответ: Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь
2. Среди буквенной путаницы, найдите фамилии 8-ми писателей
Потадволодинардудсьмрмнвдпушкиноранвдсиврйунтлермонтовмтогдвимктолстойартолстойдлвтсноопнклвжстрвнумтаркрыловлпонзжатнсктранковгсркнетслыкдбсиапнтургеневтмрвенучтвнкдмтналчтсггогольевдывжвыьмсрщахматоварвенуцдбит
3. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Я уверен что для полного ов..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)
ДЕНЬ 3 - ДЕНЬ Литературы
1.Совмести картинки, угадай произведение и автора
(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)
(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)
2. Кто изображён на портрете? Укажите произведения, написанные этим автором.
3.На листе бумаги написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания выдающихся людей о языке или речи. Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
Перед вами громада – русский язык. (Н.В.Гоголь)
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П.Сумароков)
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей (В.Г.Белинский)
Без языка и колокол нем (пословица)
Язык мал, а великим делом ворочает. (пословица)
День 4 – День Шарад.
На картинке нужно найти 17 слов на букву «В».
2. Необходимо разгадать кроссворд, найти ключевое слово (РУССКИЙ ЯЗЫК)
| | | | | | | | | | | 8 | | | | |
| | | | | | | | | | | я | | | | |
| | | | | | | | | | | з | | | | |
| | | | | | | | | 4 | | ы | | | | |
| | | | | | 6 | р | у | с | с | к | и | й | | |
| | | | | | | | | к | | | | | | |
| | | | | | 9 | | | а | | 3 | | 2 | | |
| | | | 7 | | п | | 1 | з | а | п | я | т | а | я |
| | | | с | | р | | | у | | р | | е | | |
5 | и | з | л | о | ж | е | н | и | е | | е | | к | | |
| | | | ч | | д | | | м | | д | | с | | |
| | | | и | | л | | | о | | л | | т | | |
| | | | н | | о | | | е | | о | | | | |
| | | | е | | г | | | | | ж | | | | |
| | | | н | | | | | | | е | | | | |
| | | | и | | | | | | | н | | | | |
| | | | е | | | | | | | и | | | | |
| | | | | | | | | | | е | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
8
По горизонтали:
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…
5. Бывает сжатым и подробным
6. Какой язык самый трудный, но удивительный и неповторимый ?
По вертикали:
Группа предложений, объединенных одной темой и основной мыслью, называется…?
….. – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.
4.Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
7. Его ты используешь для описания картины
8. Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)
9. Часть речи не волшебная, а просто служебная
3. «Великий и могучий». Нужно правильно ответить на вопросы:
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис |
Антоним к слову временный | Постоянный |
Род слова шимпанзе | М.р. |
Лексическое значение слова метаморфоза | Изменения |
«Подруга дней моих суровых». О ком это? | Няне Пушкина |
Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. |
Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно |
Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический |
Великий русский баснописец. | Крылов |
Квартал или квартал? | КвартАл |
Сколько частей речи в русском языке? | 10 |
Подлежащее и сказуемое являются… | Грамматической основой |
Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? | Нет |
Сколько звуков в слове яд? | 3 |
Где в слове ис.кус.тво удвоенные согласные? | Во втором случае |
Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных | Всплеск, взгляд, встреча |
ДЕНЬ 5 – День Творчества
«Исправь рекламщика»
Исправь грамматические ошибки
Исправь смысловые ошибки
Хотите узнать секреты рекламы и почувствовать себя копирайтерами?
Задание : составить яркий и запоминающийся слоган о русском языке или нарисовать рекламу и дать пояснение (примерный ответ).
Русский язык изучаешь, двоек не получаешь.
Чтобы успешным стать, надо русский изучать.
Если русский изучить, можно горы проломить.
Написать четверостишие или стихотворение о школе.
Награждение: грамотами победившие классы и отдельных учащихся.