РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимостиот поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ
СЕМЬЕ
Занятие 13. Банковские услуги
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
• Приводить примеры банковских услуг.
• Описывать условия вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
• Объяснять, почему и как страхуются вклады.
• Находить информацию о вкладах и кредитах.
• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
• Объяснять условия кредита, приводить примеры.
• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Занятие 14. Собственный бизнес
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Компетенции:
• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.
• Объяснять, что такое бизнес-план.
• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Занятие 15. Валюта в современном мире
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разныевалюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называетсявалютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
• Приводить примеры валют разных стран.
• Объяснять, что такое валютный курс.
• Находить информацию о валютных курсах.
• Проводить расчёты с валютными курсами.
Занятие 16. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ |
1-2 | Банковские услуги | 2 | Беседа | 6.09 13.09 |
3-4 | Вклады и кредиты | 2 | Беседа | 20.09 27.09 |
5-6 | Процентная ставка по вкладам | 2 | Беседа, практические задания | 4.10 11.10 |
7 | Возврат средств | 1 | Беседа | 18.10 |
8-9 | Страхование вкладов | 2 | Беседа | 25.10 8.11 |
10-11 | Условия кредита и вклада | 2 | Работа с сетью Интерет | 15.11 22.11 |
12-13 | Расчет процентов по депозитам и кредитам | 2 | Решение задач | 29.11 6.12 |
14-15 | Принцип работы пластиковой карты | 2 | Беседа | 13.12 20.12 |
16-17 | Возможности работы по найму и собственного бизнеса | 2 | Беседа | 27.12 17.01 |
18 | Организация собственного бизнеса | 1 | Беседа | 24.01 |
19-20 | Разработка бизнес-плана | 2 | Практическая работа | 31.01 7.02 |
21 | Стартовый капитал | 1 | Беседа | 14.02 |
22-23 | Организации по поддержке малого бизнеса | 2 | Беседа | 21.02 28.02 |
24 | Валюта в современном мире | 1 | Беседа | 7.03 |
25-26 | Валюты разных стран | 2 | Беседа | 14.03 21.03 |
27 | Валютный курс | 1 | Беседа | 4.04 |
28-29 | Процентные ставки по валютным вкладам | 2 | Беседа | 11.04 18.04 |
30 | Информация о валютных курсах | 1 | Работа с сетью Интернет | 25.04 |
31-32 | Расчёты с валютными курсами | 2 | Работа с калькулятором | 2.05 16.05 |
33-34 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». | 2 | Выполнение практических заданий | 23.05 30.05 |
| | | | |
| | | | |