Тема: «Развитие личности ребенка через формирование финансовой грамотности»
Басыгысов А.С. , учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №358
Финансовая грамотность
«Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».
Финансовая грамотность включает:
- знание и понимание финансовых продуктов
- понимание финансовых понятий
- понимание финансовых рисков
- навыки, мотивацию и уверенность в применении данного знания и понимания
- способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях, направленные на рост финансового благополучия личности и общества.
Сегменты образовательного пространства формирования финансовой грамотности
Проектная деятельность
Учебные предметы , входящие в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений .
Внеурочная и внешкольная деятельность, как составляющая часть образовательной программы
Учебные предметы , входящие в обязательную часть образовательной программы
Образовательное пространство
Нет определенного жестко заданного образовательного пространства
Межпредметная и метапредметная область
Результат – выход на образцы, модели поведения
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (6 классы)
Предметные области
- Финансовая грамотность в повседневной жизни
- Финансовая грамотность в повседневной жизни
- Семейный бюджет и личное финансовое планирование
- Семейный бюджет и личное финансовое планирование
- Личная финансовая безопасность
- Личная финансовая безопасность
СТРУКТУРА РАБОТЫ НА УРОКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработка формирующих измерительных материалов для мониторинга функциональной грамотности: тематика сюжетов (ситуаций) и познавательные умения
6 класс (примеры)
7 класс (примеры)
Наличные и безналичные деньги
Зарплата Алёны и ее траты
Как составляли семейный бюджет
Доходы семьи
Банковская карта Артёма
У банкоматов в торговом центре
Новые джинсы
Разговор у кассы
Валюта
ПИН-код
Акция в магазине
Безопасное использование карты
Продавцы в интернете
Взять в долг или накопить?
Фальшивые деньги
Телефонный разговор
Накопить на компьютер
Обмен валюты
Познавательные умения, действия и стратегии
- Выявление финансовой информации
- Оценка финансовых проблем
- Применение финансовых знаний и понимание
Особенность измерительных материалов мониторинга:
к каждому сюжету разрабатывается серия заданий, каждое из которых ориентировано на конкретное познавательное умение
6 класс: сюжеты для серии заданий (примеры)
- Наличные и безналичные деньги
- Как составляли семейный бюджет
- Доходы семьи
- Новые джинсы
- Валюта
- Акция в магазине
- Продавцы в интернете
- Фальшивые деньги
- Телефонный разговор
Доходы
и расходы,
семейный
бюджет
Контексты
- Личный
- Учебный
- Семейный
- Общественный
6 класс
Защита от мошенничества
СЮЖЕТЫ ДЛЯ ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Предметная область и сюжеты
Деньги
Мария собралась в магазин за лентами и цветной бумагой, которыми класс решил украсить коридор в школе. Стоя в дверях, она задумалась, что лучше взять наличные деньги, которые на покупку собрали одноклассники, или банковскую карту.
Семейный бюджет
В выходной день папа и мама сели за стол и предложили Ане и Ивану составить список обязательных расходов, на которые необходимо отложить деньги, прежде чем планировать другие траты.
Покупки
- Максим, ты же совсем не катаешься на своём велосипеде, - заметила мама.
Защита от мошенников
- Да, это правда, - согласился Максим. – Может, его можно продать через интернет, а потом купить нужную вещь?
Влад получил по электронной почте такое письмо: «Здравствуйте! Пишет вам администратор конкурса эрудитов. Станьте участником нашего конкурса! У нас большой призовой фонд, и каждый второй участник оказывается победителем! Вы готовы попробовать свои силы? Мы очень рады! Для того, чтобы в случае победы сразу получить приз, заполните анкету и заранее сообщите данные банковской карты, на которую можно перевести выигрыш.
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ
- Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
- В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых есть ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
- Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
- Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
- По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
- Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
Планируемые результаты
Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни (Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Требования к предметным результатам. Обществознание)
Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем