Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Песковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: На заседании педагогического Совета МКОУ «Песковская СОШ» Протокол № _ от « » августа 2022 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «ПесковскаяСОШ» _____________Е.А. Селиванова от « » августа 2022 г. |
| |
Программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый (1 год обучения)
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Лисунова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
с. Пески,
Воронежской области
2022 г.
Содержание
1.Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка …………………………………………………3
1.2.Цель и актуальность программы…………………………………… 4-5
2. Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план…….………………………………………5
2.2.Содержание учебно-тематического плана…….. ……………………5-7
2.3.Планируемый результат... …………………………………………… 8-9
3. Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Календарный учебный график…………………………………………9-10
3.2.Материально- техническое обеспечение...............................................10-11
3.3.Формы аттестации и оценочные материалы…….……………………. 11
3.4.Методическое обеспечение программы …………………………….. 12
3.5.Список литературы для родителей и детей………………………….. 12
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Финансовая грамотность» предназначена для организации внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и программы Ю. Н. Корлюговой «Финансовая грамотность».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:
Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. (Учимся разумному финансовому поведению).
Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 120 с. (Учимся разумному финансовому поведению).
Форма обученияи виды занятий: - очная.
Основной формой проведения занятий является групповое занятие от 15 до 25 человек. Состав группы – одновозрастной, постоянный, разнополый.
Срок реализации программы: 1 учебно-календарный год (с сентября по май).
Режим занятий: занятие проводится 1раз в неделю
Рабочая программа «Финансовая грамотность» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р.
3
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. № 1194 «Об утверждении модельных общеобразовательных программ»;
6.Устав МКОУ «Песковская СОШ»
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Новизна дополнительной, общеобразовательной программы «Финансовая грамотность» заключается в том, что это не обычный урок, а игра.
4
Программа ориентирована на знание возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возрастов. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе
уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Объем программы –34 часа.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности изучается в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
.
2. Раздел 2. Содержание программы
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают | 7 | 7 | 14 |
2 | Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье | 3 | 3 | 6 |
3 | Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 3 | 3 | 6 |
4 | Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 3 | 5 | 8 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы
4 класс
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты.
5
В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.
Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
6
отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.
7
2.3. Планируемый результат
Личностные результаты
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
8
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представ-
ленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические
связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейно-
го бюджета, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
9
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата фактич | Дата коррект |
| |
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают | |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Как появились деньги | 1 | | |
2 | 2 | Как появились деньги | | |
3 | 3 | История российских денег | | |
4 | 4 | Какие бывают деньги | 2 | | |
5 | 5 | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | | |
|
6 | 6 | Инструктаж по ТБ. Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | | |
7 | 7 | Безналичные деньги и платежи | 2 | | |
8 | 8 | Как я умею пользоваться деньгами | 2 | | |
9 | 9 | Что такое валюта | 2 | | |
10 | 10 | Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги | 3 | | |
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье |
11 | 1 | Откуда в семье берутся деньги | 2 | | |
|
11 | | Инструктаж по ТБ. Откуда в семье берутся деньги | 2 | | |
12 | 2 | Подсчитаем все доходы семьи | 2 | | |
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
13 | 1 | На что семья тратит деньги. | 3 3 | | |
14 | 2 | Подсчитаем все расходы семьи | | |
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
15 | 1 | Как правильно планировать семейный бюджет | 4 | | |
16 | 2 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | | |
17 | 3 | Учимся составлять семейный бюджет | 3 | | |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
Для занятий объединения «Финансовая грасотность» имеется учебный кабинет, где созданы условия, соответствующие требованиям санитарно-гигиенических нормам. Помещение хорошо проветривается, имеется достаточно равномерное освещение. Мебель соответствует росту обучающихся.
Кабинет имеет специально отведённое место, где в шкафах хранятся материалы, инструменты и приспособления, необходимые для занятия.
10
Перечень материалов, необходимых для реализации программы
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Проектор | 1 |
2 | Экран | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
3.3. Формы аттестации
Формы проведения текущего контроля успеваемости и аттестации определяются таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы. Формы проведения текущего контроля могут быть следующие: устный опрос учащихся, выполнение контрольных образцов, творческие и самостоятельные работы, тематические мини-выставки, участие в районных выставках, фестивалях и конкурсах. Одним из эффективных методов контроля является наблюдение, в процессе которого педагог предотвращает и исправляет ошибки, направляет творческий процесс.
Критерии оценки результативности текущего контроля определяется таким образом, чтобы можно было определить уровень результативности каждого учащегося: высокий, средний или низкий.
Высокий уровень присваиваетсяобучающемуся, самостоятельно или при разовой помощи, выполняющему действия или операции.
Средний уровень присваиваетсяобучающемуся, выполняющему практические действия с помощью кого-либо (педагога, более опытного воспитанника).
Низкий уровень присваиваетсяобучающемуся, выполняющему практические действия со значительной помощью кого-либо (педагога, более опытного воспитанника), не понимающему смысл и значение терминов.
11
По результатам текущего контроля успеваемости педагог вносит корректировки в дополнительную общеобразовательную программу.
3.4.Методическое обеспечение программы
Наряду с традиционными формами организации занятий, такими как беседа, дискуссия, экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные, интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях
Это тренинги знакомства, общения, эрудиции, аукцион знаний; игра-путешествие; занятие-игра; сказка.
При реализации программы «Финансовая грамотность» используются различные методы обучения:
словесные (лекции, беседы, рассказ, чтение, диалог); метод наблюдения;
метод проблемного обучения;
объяснение основных понятий, определений, терминов;
создание проблемной ситуации, вопросов;
самостоятельный поиск обучающимися ответа на поставленную тему);
наглядные (наглядные материалы: фотосюжеты, книги, репродукции картин, картины, рисунки, плакаты;
демонстрационные материалы: предметы, видеоматериалы, мультимедиа и т.д.).
3.5. Список литературы для родителей и детей
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:
Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. (Учимся разумному финансовому поведению).
Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 120 с. (Учимся разумному финансовому поведению).
12