СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика без границ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначен для обучающихся 7 класса.Содержание актуальное и вызывает интерес у детей.

Просмотр содержимого документа
«Физика без границ»

МКОУ СОШ №4 г. Беслана РСО-Алания Внеклассное мероприятие Предмет: физика Тема: «Физика без границ» Учитель: Даурова З.М.

Цели занятия:

  1. Развитие интереса учащихся к физике.

  2. Формирование потребности к углублению и расширению знаний по предмету.

  3. Выявление учащихся, интересующихся наукой и ее практическим применением.

  4. Расширение кругозора учащихся.

Задачи мероприятия:

1.систематизирование и углубление знаний учащихся по физике и математике с элементами межпредметных связей; привитие интереса к этим наукам;

2.развитие творческих способностей;

3.воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу и к самому себе: доброта, деликатность, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам других.

ПРИСТУПАЕМ К ИГРЕ

Игра-соревнование состоит из нескольких конкурсных заданий. При составлении вопросов использовались электронные ресурсы сети интернет. Конкурс проводится с использованием ИКТ технологии, что позволяет сделать его интересным не только для участников, но и зрителей. В конкурсе могут принимать участие любое количество команд.

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие друзья! Нам хочется, чтобы у всех собравшихся здесь было доброе, веселое настроение, ведь наше мероприятие не совсем обычное: мы будем участвовать в игре ,участником может стать любой из Вас, правильно ответивший на вопросы.

Вопросы для отбора игроков.

1. Назовите фамилию английского ботаника, который стал известным, благодаря открытию в области физики (Роберт Броун 1827г).

2. Какое явление было открыто в 1820 году случайно, благодаря студенту Копенгагенского университета? (Существование магнитного поля вокруг проводника с током; на лекции датского физика Ханса Эрстеда).

3. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году разработал модель атома (Резерфорд).

4. Изобретатель термоскопа и телескопа (Галилео Галилей).

5. Назовите фамилию ученого, который, выдав себя за сына дворянина, в1731 году поступил в Московскую Славяно–греко–латинскую академию (М. В. Ломоносов).

6. Старинное английское слово, означавшее в 13–15 веках “круг”, обозначает название физического прибора. (Компас).

7. Изобретатель ртутного термометра. (1714 год – голландский физик Фаренгейт).

8. Изобретатель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, в котором в предварительно сжатый воздух впрыскивается горючее. ( Рудольф Дизель).

9. Ученый, впервые спроектировавший ракету для межпланетных сообщений. (К. Э. Циолковский).

10. Изобретатель радио. ( А.С. Попов).

11. В 1946 году было изобретено и собрано устройство массой 30 тонн, объемом 85 куб.м., длиной 30 метров. Назовите название устройства. (Компьютер).

Содержание конкурсных заданий 1 Конкурс: Эстафета.

Правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы, указывая в листе номер верного ответа.

1. Гипотеза – это слово:

  1. Голландское;

  2. Латинское;

  3. Греческое – верно;

  4. Австрийское;

  5. Русское.

2. Литр – это слово:

  1. Русское;

  2. Греческое;

  3. Французское – верно;

  4. Литовское;

  5. Английское.

3. Высоту полета самолета измеряют:

  1. Манометром;

  2. Гигрометром;

  3. Ареометром;

  4. Альтиметром – верно;

  5. Эхолотом.

4. Плотность жидкости измеряют:

  1. Манометром;

  2. Барометром;

  3. Ареометром – верно;

  4. Спидометром;

  5. Линейкой.

5. Барометр – это прибор для:

  1. Отбора проб крови;

  2. Измерения атмосферного давления – верно;

  3. Измерения скорости автомобиля;

  4. Измерения скорости звука.

6. Кто изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней?

  1. Лодыгин;

  2. Яблочков;

  3. Эдисон – верно;

  4. Якоби;

  5. Петров.

7. Химический элемент, широко используемый в технике, но в виде самородков в природе не встречающийся

  1. Сера;

  2. Алюминий – верно;

  3. Ртуть;

  4. Золото.

8. Ученый, обнаруживший, что вокруг проводника с током существует магнитное поле

  1. Ампер;

  2. Кулон;

  3. Фарадей;

  4. Максвелл;

  5. Эрстед – верно.

Музыкальная пауза.

2 конкурс. Физика вокруг нас.

Письменный конкурс. Капитаны команд выбирают билет с вопросом и письменно отвечают на него.

1. Представьте, что вы попали на необитаемый остров, над которым периодически проносятся бури. Какие материалы вы мечтали бы найти на потерпевшем крушение судне, чтобы изготовить самодельный прибор для предсказания очередной бури? Как им пользоваться?

Ответ. Для предсказания бури можно изготовить жидкостный манометр (колба, пластиковые бутылки, прозрачная бесцветная трубка). Перед бурей атмосферное давление понижается, поэтому в той части, которая сообщается с атмосферой, уровень воды будет повышаться.

2. Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. – Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?

Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.


3 конкурс:

Вызываются участники каждой команды.

1.ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ “ТРОЙКИ” ИГРОКОВ:

Назовите фамилию первого лауреата Нобелевской премии в области физики.

(Вильгельм Рентген)

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную картотеку?

Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: “Мой милый… настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить!”

ВОПРОС ДЛЯ ВТОРОЙ “ТРОЙКИ” ИГРОКОВ:

Английский ученый, предложивший в 1892 году конструкцию термоса, которая была столь хороша, что осталась почти неизменной до наших дней.

(Джеймс Дьюар)

НЕМНОГО ИСТОРИИ

2200 лет назад величайший ученый древней Греции Архимед, решая задачу о короне Гиерона, открыл в бане свой знаменитый закон.

Простудившаяся жена профессора анатомии Болонского университета Луиджи Гальвани требовала заботы и внимания. Врачи прописали ей “укрепительный бульон” из лягушечьих лапок. Готовив лягушек для бульона, Гальвани и открыл знаменитое “животное электричество”.

8 ноября 1895 г профессору Вильгельму Конраду Рентгену не спалось. Он спустился в свою лабораторию и … открыл Х лучи (рентгеновское излучение).

ВОПРОС ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ “ТРОЙКИ” ИГРОКОВ:

Ученый, открывший закон отражения света в 3 веке до н.э.

(Евклид)



ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Загадки зачитывает ведущий:

Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (телефон)

Чудо-птица алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (ракета)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать (термометр)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)

В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нём летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идёт,
И зимою сад цветёт.
В том окне чудес полно
Что же это за окно. (телевизор)

Сначала - блеск
За блеском - треск
За треском - плеск. (молния)

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тела, а живёт оно
Без языка кричит. (эхо)



4 конкурс: задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц.

Тепловые явления

  • "Гвоздём моря не нагреешь" - русская

  • "Много снега - много хлеба" русская

  • "Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская

  • "Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления

  • "Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская

  • "Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская

  • "В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая

  • "Пошло дело как по маслу" - русская

  • "Не подмажешь - не поедешь" - французская

  • "Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская

  • "шила в мешке не утаишь" - русская

  • "Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская

  • Колебания. Волны. Звук.

  • "Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая

  • "Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская

  • "Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская

Молекулярная физика

  • "Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская

  • "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская

  • "На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская

  • "Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская

  • "Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская

  • "Готовь сено пока солнце сияет" - английская

  • "Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская

  • "У воды гибкая спина" - финская

  • "Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика.

  • "Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая

  • "Молния ударяет в высокое дерево" - марийская

  • "Как магнит с иглой" - тамильская

  • "Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская

  • " Тень высокой горы далеко падает" - корейская

  • "В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская

  • "Солнце сияет, а месяц только светит" - русская

  • "Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская

  • "Ночью все кошки серы" - русская



5 конкурс:

СУПЕРИГРА

ВОПРОС: Назовите фамилию ученого, который в 1887 году получил приглашение Совета Русского технического общества принять участие в полете на воздушном шаре для наблюдения за солнечным затмением.

(Д.И.Менделеев)

ВОПРОС: Как называли Эрнеста Резерфорда его ученики? (Слово означает единственное животное, которое не пятится назад).

(Крокодил)

Альтернатива :

1. Ученый, доказавший электрическую природу грозы, создатель первого в мире электроскопа, друг Ломоносова. Во время опытов в 1753 году он был убит шаровой молнией. (Георг Рихман).

2. Итальянский ученый, построивший первый источник тока. (А. Вольта).

3. Автор системы телевидения. (Б. Л. Розинг).

4. Английский физик, прославившийся открытием электромагнитной индукции, основоположник законов электролиза. (Майкл Фарадей).

5. Основоположник металлического самолетостроения в СССР. Им спроектировано более ста самолетов. (Андрей Николаевич Туполев).

НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ