СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физико-географическое положение Африки. Из истории исследования материка.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка первого урока по теме "Африка" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Физико-географическое положение Африки. Из истории исследования материка.»



Тема урока:

Физико-географическое положение, история исследования Африки.

Класс: 7 класс

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

-самостоятельная работа.

-рассказ учителя.

-опережающие задания.

Цель урока: изучить особенности физико-географического положения Африки и познакомить с историей исследования материка;

Задачи урока: научить давать характеристику физико-географического положения Африки; содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся. Создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Географическое положение материка и история исследования Африки», физико-географическая карта мира, учебник географии, атласы, контурные карты под редакцией Сиротина В.И.























Ход урока:



1

I.Организационный момент.


Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.


2

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Учитель: (на доске портрет Н.С. Гумилева) Перед вами портрет Николая Степановича Гумилева, поэта конца 19 начала 20 века.

-Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет Гумилев к географии?

-Действительно, он много путешествовал и вот свидетельство об одном из его путешествий.

Видео

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы.

Про деяния свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

-Какой вы видите Африку в этом стихотворении? Какие вы знаете стихотворения об Африке?


Активизация познавательной активности обучающихся.

Эмоциональный вход в урок.




Слайд 1







Видео




Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

-Куда мы с вами отправимся ныне?




Слайд 2



Учитель

Совершенно верно в Африку.

Тема нашего урока: Географическое положение Африки. История исследования материка (открываем тетради и записываем тему урока )


Выход на тему урока

Слайд 3




Учитель:

Сегодня на уроке мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки, его влиянием на природу материка, океанами и морями, омывающими материк.

Познакомиться с историей исследования материка,

Выполнить практическую работу в контурной карте.





- Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
- Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
- К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)





Учитель:

Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования.


Слайд 4



Мы на уроке будем исследователями этого континента.

Учитель: Для того, что бы перейти к изучению материка нам необходимо выяснить откуда же произошло название – Африка?

Кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

-Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110) Что оно обозначает?














Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

Слово «Африка» как полагают учёные, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.

Во времена Эратосфена ( I – II века до нашей эры) материк носил название, образованное от женского имени, - Ливия. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.

В XVI в. учёный Мухаммед аль-Вазан писал, что название «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.
-А сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо знать способы ее решения.




Учитель: Что же такое ФГП?

(ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам). Записать в тетрадь





При описании ГП материка нужно учитывать размеры и форму материка, очертания береговой линии. Прежде всего, это размеры материка.

Среди континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км 2, или 1/5 суши нашей планеты.(запись в тетрадь)

Для того, что бы дать характеристику физико-географического положения материка, необходимо ответить на вопросы плана, который мы найдем в учебнике на стр.274.




Введение понятия «Физико-географическое положение материка».

Работа в тетради.



Работа в тетради.




Работа с учебником.



Слайд 4





III. Практическая работа.

Как узнать, где этот материк?

Путешественник без карты не привык

Выйдем просто мы из положенья:

Карту создадим в одно мгновенье.

Выполнение практической работы.

Обратить внимание обучающихся на правила работы в контурной карте . Приложение №3

Учитель:

-Как материк расположен по отношению к экватору?

-Как это влияет на природу материка?

Дети:

Относительно экватора Африка, можно сказать, располагается симметрично: север – зеркальное отражение юга, поэтому

Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии.

Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима.














Работа с физической картой полушарий и нанесение географических обеъктов в к/к




2.Определение крайних точек и их географических координат.

северная – м. Бен-Секка 37 с.ш. 10 в.д.;

южная – м. Игольный 35 ю.ш. 19 в.д.;

западная – м. Альмади 14 с.ш 18 з.д..;

восточная – м.Рас-Хафун 10 с.ш.51 в.д.








Слайд 5



Физкультминутка.

Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем со всем организмом в целом.


1. "Бабочка" Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем.

2. "Посмотрите наверх и вниз"

Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (на крайнюю северную точку африки)); мысленно продолжаем движение глаз на макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь глаза вниз, спускаемся глазами к крайней южной точке Африки..

3. "Жмурки" Несколько раз сильно зажмурьтесь.



Слайд 6



Как располагается материк по отношению к

начальному меридиану и тропикам?


Африку пересекает северный и южный тропики

Африка самый жаркий материк Земли.

Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан, меньшая её часть лежит в западном полушарии, а большая в восточном.


Закрепление навыка самоконтроля.

Слайд 7



Учитель:

Сейчас мы узнаем, как правильно определить протяженность материка, не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?

Да!


Протяженность с севера на юг по 20* в.д. составляет (37* + 35*) ∙ 111км=7992 км

Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43*-9*)∙111 км =3774 км, в самой широкой части примерно в 2 раза больше, около 7500 км.

















Учитель: В каких климатических поясах расположен материк?

Дети:

Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка очень жаркий материк, так как лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.


Работа с климатической картой









4. Положение относительно других океанов и морей.

А теперь прошу на карте

Нанести моря и океаны,

Острова, заливы и проливы.

Ну, смелее! Кто здесь непугливый?!






Игра-путешествие (используя анимационный слайд, атлас и контурную карту, учащиеся совершают путешествие вдоль береговой линии Африки с юга на восток).

Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу ( учитель рассказывает о происхождении Гибралтарского пролива).

Таким образом: на юге омывается Гибралтарским проливом Средиземным морем, Суэцким каналом, Красным морем, Баб- Эль- Мандебским проливом;

с запада – Атлантический океан и Гвинейский залив.

(Виднеется мыс Доброй Надежды. Этот мыс открыл в 1488 году Бартоломеу Диаш и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию); с севера – Атлантический океан и Средиземное море; с востока – Индийский океан и Красное море.


Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, которые вы до конца оформите дома и сдадите на следующем уроке.






Слайд 8


IV. Из истории исследования.

Учитель:

– История освоения Африки длилась очень долго. И поможет нам разобраться с ней команда любителей

истории.

Первый ученик.

– Вглубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первыми в этом длинном историческом марафоне были, древние египтяне. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил.

Второй ученик.

– Следующими были, финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью. На

территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген, первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией.

Третий ученик.

– Арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось, как бы заново открывать материк.

Четвёртый ученик.

– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению

материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).

Пятый ученик.

– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).

Шестой ученик.

– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.

Седьмой ученик.

– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование

Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе.








Слайд 9








Слайд 10











Слайд 11











Слайд 12

















Слайд 13















Слайд 14




















Слайд 15




























Учитель:

Вывод: Африку никто не открывал - это прародина человека. Люди здесь всегда жили, и исследования этого материка требовали больших усилий.
















V. Закрепление

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся должны закончить предложение.


  • « Африканский рог» - остров (Сомали)

  • Самое соленое море Земли (Красное)

  • Африка по середине пересекается (20 в.д. – меридианом, экватором .)

  • Нулевой меридиан пересекает Африку на (запада)

  • Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский, 2)

  • С севера материк омывается _____________-(Средиземным морем).

  • Восточной крайней точкой материка считается ( )

  • Дальше всех материков от Африки расположен материк______________ (Северная Америка).

  • Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

  • Самый большой остров близ берегов Африки________________ (остров Мадагаскар).


Игра «Шифровальщик»

Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва


«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Итоги урока. Оценивание.

Рефлексия.

Что вы сегодня узнали нового?

Итак, вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение.

Чему вы сегодня научились?
закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом.

Каково ваше настроение после урока?
Очень хорошо поработали самостоятельно и я думаю ,что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Закрепление изученного материала в игровой форме


Слайд 16





























Слайд 17


VI. Домашнее задание: Обозначить на контурных картах маршруты путешествий исследователей Африки. § 20.

Фиксирование домашнего задания.

Слайд 18













































Приложение №1

Сокровища африканского континента или интересные факты о Африке:

В Африке находится 53 страны — это больше, чем в любой другой части света.

Самый крупный по численности населения город Африки – легендарный Каир. В нем проживает 7,5 млн. человек.

Площадь пустыни Сахара лишь немногим меньше площади США. Когда-то Сахара была плодородной территорией. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, которые ученые датируют 6000 г. до н. э.

Африка является домом для самой длинной рекой в мире, Нил которая протянулась на 6671 км. Она течет через несколько африканских стран, включая Уганду, Эфиопию, Судан и Египет.

Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в африканской саванне: там водятся слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, антилопы, зебры и африканский страус. Правда, некоторых слонов, а также каффских буйволов и белых носорогов, можно встретить только в заповедниках.

Африка известна своими богатейшими месторождениями алмазов и золота. Там сосредоточено более половины мировой добычи золота и чуть меньше половины мировой добычи алмазов.

Название столицы Судана – Хартума – означает «хобот слона». Название происходит от арабского выражения ra’s al-hurtum, что означает «кончик хобота».

А теперь ребята , мы узнаем почему Африка получила такое название, наверное всем это интересно.















Приложение №2

Гипотезы происхождения названия материка .

  Само слово «Африка», как утверждает французский историк П. Гаффель, происходит от названия одного из древних берберских племен — авриг, или африк, которое проживало на территории Туниса. Позже, в 146 г. н. э. римляне создали здесь свою провинцию, скоро превратившуюся в житницу Рима. Постепенно Африкой стали называть и весь материк.
Есть и другие версии происхождении топонима.

  • Иосиф Флавий, еврейский историк I века, утверждал, что это название происходит от имени внука Авраама Эфера (Быт. 25:4), чьи потомки заселили Ливию.

  • Латинское слово aprica, означающее «солнечный», упомянуто в «Началах» Исидора Севильского, том XIV, раздел 5.2 (VI век).

  • Версию о происхождении названия от греческого слова αφρίκη, что означачает «без холода», предложил историк Лев Африканский. Он предполагал, что слово φρίκη («холод» и «ужас»), соединённое с отрицательным префиксом α-, обозначает страну, где нет ни холода, ни ужаса.































Приложение №3

Памятка "Правила работы с контурной картой"

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания  выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3.  Все действия с контурными картами выполняются гелиевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7.  Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.


Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но  и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.