Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская основная школа»
Исследовательская работа
Флористические символы Великобритании и Северной Ирландии
Автор:
Денников Роман
ученик 8 класса
Руководитель:
Шолохова Ольга Федоровна
учитель английского языка
с.Вязовка 2023г.
Аннотация
Работа выполнена учащимся 8 класса Денниковым Романом
Рекомендации по использованию работы:
- Материал работы может быть использован учителем английского языка на уроках и внеклассной работе.
Актуальность исследования: Эта тема актуальна и интересна многим, так как мы не только учим английский язык, но и изучаем историю Великобритании, ее традиции и обычаи.
Цель работы: исследовать и проанализировать происхождение флористических символов Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Для достижения цели были решены следующие задачи исследования:
1. Изучена теоретическая литература о флористических символах Великобритании и Северной Ирландии
2. Проведено анкетирование в 5-8 классах
3. Проведена дидактическая игра по теме «Флористические символы Великобритании» в 2-4 классах. Создание постера-карта Великобритании и Северной Ирландии
4.Подготовлена презентация "Флористические символы Великобритании и Северной Ирландии
Содержание
1.Введение 4
2. Основная часть 7
2.1. Символ Англии 7
2.2. Истоки появления символа Шотландии 8
2.3. Легенды и символы Уэльса 9
2.4. Растение – символ Северной Ирландии 10
3.Практическая часть 11
4. Вывод 14
5. Приложение 15
6. Список источников 19
Введение
«Пейзаж страны — это такой же элемент
национальной культуры, как и все прочее.
Он выражение души народа»
(Лихачев Д. С. “Письма о добром”)
На уроках английского языка мы знакомимся с историей Соединенного Королевства, с его достопримечательностями и, конечно, символикой. Каждое государство имеет свои государственные символы (флаг, герб, гимн), а также и флористические символы
Слово «символ» пришло из древнегреческого языка и имеет множество значений такие как «удостоверение», «служебный знак». Символы являются частью культуры и истории народов. Символические предметы и знаки сопровождают любой народ на протяжении всей истории его развития.
Даная работа посвящена растительным символам, потому что флористические символы являются наиболее древним знаком социокультурного кодирования.
Цветы – как национальные символы страны отчасти отражают культуру и повествуют об истории государства, представляя его окружающему миру.
Цветы как символы зародились раньше, чем в большинстве стран утвердились государственные флаги. Они являются символом, знаком отличия для определенного народа и часто являются " логотипами " своих стран.
Все знают, что растительным символом нашей страны является замечательный цветок- ромашка. А какое значение имеет этот цветок? Ромашка -это символ милой простоты и нежности, символ верности и символ русской природы. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: невесточка, матренка, белоцвет, девичник.
Мне стало интересно у всех ли стран есть флористический символ? Я заглянул в интернет, и действительно каждая страна имеет свое национальное растение, которое присутствует либо на флаге государства, либо является частью герба.
Например, Лилия- символ Франции, а роза является символом нескольких государств: США, Англии, Японии, Финляндии. Кактус- в Мексике, Золотая акация у Австралии, а тюльпан –символ Ирана. Конечно каждое государство выбирает свой цветок- растение не просто так, а по каким –либо качествам.
Актуальность темы национальной символики Королевства обусловлена интересом к культуре англоязычных стран, а также к сохранению своей национальной самобытности.
Цель работы исследовать и проанализировать происхождение флористических символов Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Задачи исследования:
1) Провести исследование материала по символическому значению растений;
2) Отобрать флористические символы в английском языке, символическое значение которых является национально специфичным;
Гипотеза исследования: В ходе исследования я хотел выяснить, какие флористические символы являются символами Соединённого Королевства, являются ли они частью культуры народа, отражают его историю, среду проживания, верования, традиции и идеалы.
Объектом исследования является национально-культурная специфика растений – символов Великобритании и Северной Ирландии.
Предметом исследования выступает национально-культурная специфика флористической символики Великобритании и Северной Ирландии.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на уроках английского языка и внеклассной работе.
Основная часть
Символ Англии
Почему именно роза стала символом Англии? Роза- королевский цветок, и не простая, а красная с белыми внутренними лепестками. Англия гордится символом розы (rose), которая хранит память о войне «Алой и Белой розы» 1455-1485гг На самом деле это изображение сочетает в себе сразу два цветка, один из которых был символикой Йоркского рода, а второй – Ланкастерского. Как свидетельствует энциклопедический словарь, «Война Алой и Белой розы» (1455-1485) разгорелась из-за борьбы двух родов за право управлять страной, относящихся к королевской династии – Йорки и Ланкастеры Итогом всех кровопролитных сражений стала победа Ланкастеров. Корону получил Генрих VII, ставший основателем династии Тюдоров. Он и превратил в символ Англии белую розу, окаймленную красными лепестками –, таким образом алый цвет, стал главенствующим в эмблеме. В финале два враждующих рода королевской династии поженили своих детей и положили конец тридцатилетней войне, объединив на гербе Англии алую и белую розы. Анализируя современный символ Англии, можно предположить, что он объединяет в себе символы двух родов, выделяя победителя, но, не умоляя значения побежденного рода. Изучив розу как символ в культуре Англии, мы пришли к следующему выводу: свою национально-культурную специфику роза для Англии приобрела только в государственной символике.
2.2 Истоки появления символа Шотландии
А что скажете о символе Шотландии? Ведь это –колючка, сорняк, но оказывается очень смелый и храбрый сорняк.
Чертополох является символом Шотландии уже около 500 лет. Первое использование его в качестве эмблемы на серебряных монетах относится к 1470 году во времена правления Джеймса III. Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней отражается в этом символе. Существует легенда, восходящая к временам набегов викингов на Шотландию. В 9 веке викинги высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Шотландцы собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй. Они прибыли к вечеру и разбили лагерь, расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до следующего дня. Однако викинги были рядом. Не обнаружив охраны и часовых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй с намерением внезапно захватить скоттов во сне. С этой целью они разулись, чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик, шотландцы подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить. В 1687 году был создан первый в Шотландии рыцарский орден, Орден Чертополоха, куда входят члены королевской семьи. Рыцари и леди – члены ордера носили золотые цепи с чертополохами в качестве звеньев, а также звезду на груди с эмблемой растения и с девизом «Никто не рассердит меня безнаказанно». Яков III утвердил Чертополох «хранитель» в качестве национальной эмблемы. В 1702 году изображение чертополоха было введено в герб Великобритании Итак, мы пришли к выводу о том, что никакое другое растение не могло стать символом Шотландии. Это обусловлено, прежде всего, природными условиями. Шотландия – земля с довольно суровым климатом и скудной растительностью
2.3 Легенды и символы Уэльса
История растительного символа Уэльса связана с именем святого Давида. Согласно одному из преданий Давид жил несколько лет питаясь только хлебом и диким луком-пореем. Другая легенда гласит, что одна из битв против саксов происходила на луковом поле. Воспользовавшись особенностями местности, святой Давид, который был покровителем Уэльса, приказал своим воинам укрепить на головных уборах части лука-порея. Таким способом валлийцам было проще отличать в бою своих воинов от солдат неприятеля. В том сражении воины Уэльса одержали победу.
Впоследствии зеленый и белый цвета, символизировавшие лук-порей, использовали в своей одежде лучники Уэльса. В марте, когда наступал день чествования святого Давида, валлийцы прикрепляли это растение к предметам одежды. Лук-порей, принесший в свое время победу в сражении, появился также и на гербе Уэльса. Он входит в венок из нескольких символических растений, окаймляющих знак княжеской власти.
Описанная выше история имеет непосредственное отношение к цветочному символу валлийцев. Легендарный лук-порей невольно стал причиной появления в символике Уэльса желтого нарцисса. Дело в том, что на валлийском языке слова, обозначающие лук-порей и желтый нарцисс, пишутся и звучат сходным образом. ( Cenhinen (порей) и Cenhinen Pedr (нарцисс, буквально порей Св. Петра) Исследователи символики полагают, что именно этот факт стал причиной закрепления желтого нарцисса в качестве еще одного символического обозначения Уэльса. Итак, Уэльс имеет два растительных символа – желтый нарцисс и лук-порей, которые ассоциируются у жителей Уэльса, прежде всего, с религиозными символами и служат напоминанием об исторических фактах: сражениях и завоеваниях.
2.4 Растение-символ Северной Ирландии
Страна без символа – не страна. И Северная Ирландия не исключение из правил. Ее символ знаком каждому, кто хоть немного интересуется историей Соединенного Королевства. Трилистник был выбран не случайно. За ним стоит давняя интересная история.
Говорят, что если ирландец не носит листок клевера в день святого Патрика, то он не достоин названия ирландца. Впервые об обычае украшать одежду листом клевера - трилистника упоминается в 1689 году.
Святой Патрик - покровитель Ирландии и один из наиболее почитаемых святых в мире. Побывав несколько раз в рабстве, он обучался в монастырях, а потом получив знамение, которое указывало на то, что он должен проповедовать в Ирландии. Не смотря на просьбы родных, он отправляется в Ирландию, где распространяет христианство. Три листа – три ипостаси Бога. Святой Патрик нашел в этом нечто общее и на примере трехлистного клевера объяснял роль Божественной Троицы. Видимо, его объяснение действительно очень сильно потрясло ирландцев, которые не только приняли христианство, но и до сих пор каждый год празднуют день Святого Патрика 17 марта. Становление клевера как символа, не случайно, и связано как с легендами и преданиями данного народа, так и с реальными историческими фактами.
3. Практическая часть
Анкетирование. (5-8 класс)
Цель исследования: проанализировать знания о растениях - символах стран Великобритании и Северной Ирландии
Анкета содержала следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что цветы являются символами стран?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-80% нет-0% затрудняюсь ответить -20%
2.Знаете ли вы, что ромашка - символ России?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-100% нет-0% затрудняюсь ответить -0%
3. Знаете ли Вы, какие растения изображены на гербе Великобритании?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-27% нет-53% затрудняюсь ответить -20%
4.Клевер является главным атрибутом празднования дня Святого Патрика в Ирландии. Считаете ли вы, что уместно использовать символ страны в символике праздника?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-0% нет-22% затрудняюсь ответить -78%
5. Знаете ли вы, что чертополох спас Шотландию от викингов?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-27% нет-73% затрудняюсь ответить - 0%
6. Знаете ли вы, что красная роза является символом единства в Англии.
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-33% нет-40% затрудняюсь ответить -27%
7. Знаете ли вы историю возникновения данных флористических символов?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-13% нет-73% затрудняюсь ответить -14%
Вывод: анкетирование показало, что к сожалению, лишь малая часть опрошенных владеет информацией о растениях как о символах стран. Но стоит отметить, что 80% опрошенных верно ответили на вопрос о символе нашей страны - ромашке.
Только 33% помнят, что символ Англии –роза, 27 % -чертополох-символ Шотландии,0% учеников знают о праздновании дня Святого Патрика, следовательно, не знают, что клевер –национальный символ Ирландии
На последний вопрос об истории возникновения флористических символов только 13% ответили – ДА, а 73% -НЕТ.
Можно сделать вывод, что информация о растениях - символах стран мало известна учащимся школы, следовательно, для улучшения данной ситуации необходимо проводить регулярную просветительскую работу среди учащихся и начинать её как можно раньше с младшего школьного возраста.
Проведено исследование среди учащихся 2-4 классов в виде дидактической игры на знание флористических символов Великобритании В результате трое учащихся из пяти знают флористические символы Великобритании и только один учащийся (2 класс) не знает.
Создание постера «Флористические символы Великобритании и Северной Ирландии»
Результаты исследования
1.В результате анализа истории происхождения растений символов был выявлен ряд закономерностей, определивших выбор той или иной флористической символики в качестве национальной.
2.Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
3.1. Влияние географии на процесс детерминации ярко выражено. Большинство растений-символов произрастает на территории народа, использовавшего это растение в качестве знака социокультурного кодирования.
4.2. Происхождение большинства символов ассоциируется с легендами и преданиями, в которых происходит передача информации о прошлом
5.3. Выбор символа, обоснованный конкретными историческими событиями наблюдается в 10% случаев.
6.4. Символы, определившиеся на основании религиозных убеждений народа, составляют 1%.
7.Определяющим элементом национального кода является его образность, особый символический, складывающийся веками смысл.
Вывод
В этой работе мы показали, что государства выбрали своим символом определённое растение по ряду причин. Очевидно, что каждый символ является продуктом действия многих факторов: исторических, культурных, географических. Большинство растений произрастает на территории народа, выбравшего его в качестве национального. В силу древности происхождения, история выбора многих символов превратилась в легенду. Национальный символ не может быть результатом надуманного решения. Это результат действия многих факторов, а именно:
1) Свою национально-культурную специфику роза для Англии приобрела только в государственной символике.
2) Никакое другое растение не могло стать символом Шотландии. Это обусловлено, прежде всего, природными условиями. Шотландия – земля с довольно суровым климатом и скудной растительностью.
3) Нарцисс и лук-порей - религиозные символы и служат напоминанием об исторических фактах: сражениях и завоеваниях.
4) Становление клевера как символа, связано как с легендами и преданиями данного народа, так и с реальными историческими фактами.
Приложение
Анкетирование. (6-9 класс)
Цель исследования: проанализировать знания о растениях - символах стран Великобритании и Северной Ирландии
Анкета содержала следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что цветы являются символами стран?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-80% нет-0% затрудняюсь ответить -20%
2.Знаете ли вы, что ромашка - символ России?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-100% нет-0% затрудняюсь ответить -0%
3. Знаете ли Вы, какие растения изображены на гербе Великобритании?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-27% нет-53% затрудняюсь ответить -20%
4.Клевер является главным атрибутом празднования дня Святого Патрика в Ирландии. Считаете ли вы, что уместно использовать символ страны в символике праздника?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-0% нет-22% затрудняюсь ответить -78%
5. Знаете ли вы, что чертополох спас Шотландию от викингов?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-27% нет-73% затрудняюсь ответить - 0%
6. Знаете ли вы, что красная роза является символом единства в Англии.
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-33% нет-40% затрудняюсь ответить -27%
7. Знаете ли вы историю возникновения данных флористических символов?
а) да б) нет с) затрудняюсь ответить
да-13% нет-73% затрудняюсь ответить -14%
2.Проведено исследование среди учащихся 2-4 классов в виде дидактической игры на знание флористических символов Великобритании
В результате трое учащихся из пяти знают флористические символы Великобритании и только один учащийся (2 класс) не знает.
Создание постера «Флористические символы Великобритании и Северной Ирландии»
Информационные источники.
1 https://zen.yandex.ru/media/limenglish/cvetochnye-simvoly-velikobritanii-i-ih-istoriia
2. https://soboleva-estalsch4.edumsko.ru/folders/post/637796
3. Лингвострановедческий словарь Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
22