Просмотр содержимого документа
«Фольклор в повести н. в. гоголя «майская ночь, или утопленница»»
ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА»
Проблемный урок—исследование
Цели: выявить фольклорные элементы в повести; повторить жанры фольклора; продолжить формирование умения выразительного чтения, выборочного пересказа текста; развить у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование, выразительное чтение учителя; изображение героев; вызвать интерес к творчеству писателя.
Оборудование: грамзапись украинской народной песни в исполнении хора им. Веревки; две иллюстрации палехского художника к повести «Майская ночь...»; две фотооткрытки о жизни и творчестве Гоголя (Нежин, Петербург); схемы «Ситуации и роли украинского театра-вертепа» (на каждого ученика); украинские рушники; репродукция картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре» или «Вечер на Украине».
- Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», которую мы с вами изучаем, небольшая по объему, но это произведение не из простых. Многие ученые думают о повести, писали о ней и пишут серьезные книги, как, например, ученый-литературовед Михаил Борисович Храпченко. Как вы считаете, это интересно: думать, высказывать свое мнение, спорить? Есть ли среди вас такие ребята, которые хотели бы стать учеными?
Сегодня наш урок необыкновенный, это урок-исследование. И тема урока звучит по-научному.
Что такое фольклор? Назовите его жанры. Слово «начало» в литературоведении имеет свое значение — это то, что составляет основу произведения. Одни ученые говорят, что в повести нет фольклора, есть только подделка, а другие, напротив, утверждают: фольклор у Гоголя живой, настоящий. Так есть фольклор в повести или нет? — главный вопрос урока.
А что вам известно об увлечении Гоголя фольклором? (Нежинская гимназия, Петербург, письма матери — кратко.)
В 1831 году повесть была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском?
Верно, ребята, Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтоб мы ясно представили себе украинские беленые хаты-мазанки, нарядные украинские вышивки на одежде веселых жизнерадостных парубков и девчат, чтоб мы очаровались песенным складом украинской речи. Послушаем такую песню в исполнении украинского народного хора имени Григория Гуровича Веревки. Подумаем, речь каких героев повести она нам напоминает.
Речь Левко и Ганны близка этой песне.
Как эти герои относятся друг к друг? Почему мы так считаем?
Они любят друг друга
Это видно по словам, которые они друг другу говорят.
Мы слышим признание в любви.
Выразительно прочитаем по ролям эпизод разговора Левко и Ганны (гл.1, с. 119 учебника). (Ребята распределяют роли Левко, Ганны и автора.)
Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у нее свой ритм, народно-песенный склад.
Теперь нам предстоит самостоятельная работа по вариантам (первый ряд выполняет задания, связанные с образом Левко, второй - с образом Ганны). Я выступаю в качестве руководителя, а вы все — мои ассистенты. Нарисуйте словесный портрет героев. Для этого перечитайте начало первой главы, «соберите» портрет: как выглядит герой или героиня, черты их лица, одежда, украшения. Ваши ровесники, мои ученики, сделали вот этих бумажных кукол. Куклы эти сделаны по типу хорошо известной детской игры, когда ребенку предлагается набор сменной одежды для одной фигурки.
(У «нашего» Левко инородными были решетиловская шапка и бандура. Сделано это было специально, чтобы пробудить ребячью зоркость, внимание к гоголевскому тексту. Создать куклу-Левко поможет коллегам иллюстрация художника С.Харламова, сопровождающая этот материал.)
Рассмотрите куклу. Вы узнаете, кто это? Правильно, Левко. А все ли в его облике соответствует описанию Гоголя? (Убираем в наряде лишние детали, заменяем нужными.)
А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? Да, было бы трудно, потому что описание внешности не конкретное.
Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов. Найдем их.
Посмотрите на иллюстрацию нашего палехского художника «Левко и Ганна». Чем художник дополнил портреты героев? Показал высокую стройную фигуру парубка.
Разукрасил красным и зеленым его одежду
Мы видим вышивку на рубашке, и бандура расписана в духе народных традиций.
Ганна нарядная, в ее одежде яркие сочные краски, национальная вышивка на переднике, блузке.
У нее длинная черная коса, на голове венок с лентами.
Где конкретнее, подробнее портрет: в повести или на иллюстрации?
Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нем больше сравнений, чем конкретных деталей.
Найдите эпитеты, сравнения в портретах, фольклорные слова.
Фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Ганна... Какими словами можно ее охарактеризовать?
Гордая, восторженная, поэтичная.
Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далекую счастливую страну.
У девушки высокая душа, она умеет искренне любить.
Все это отражает народные представления о женщине.
А Левко? Какие поступки он совершает? Как они его характеризуют? (Конец 3-й главы, с. 129—130 учебника.)
Левко — смелый парубок.
Он непреклонен в достижении цели; хочет жениться на Ганне вопреки воле отца.
Стремится к независимости, воле.
У него чувство собственного достоинства, он никогда не станет рабом, холопом.
Вы правы. Ваши высказывания позволяют сделать вывод о том, что в Левко Гоголь также воплотил лучшие черты народного характера.
Страницы повести, рассказывающие о любви Левко и Ганны, очень лиричны, песенны, им как бы аккомпанирует пейзаж.
~ В прочитаю вам описание украинской ночи, а вы подумайте, какой цвет в пейзаже главный, доминирующий. Определить его вам поможет и картина Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре», она написана под впечатлением гоголевского пейзажа. (Читаю наизусть «Знаете ли вы украинскую ночь?..».)
Итак, главный цвет серебряный. То есть какой?
Блестяще-белый.
С блеском.
Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где? Ночью, когда серебряная луна заливает все вокруг своим сиянием.
Серебрятся зеленоватые воды Днепра, как мы видим на картине.
Блестят огоньки в окнах низких крытых соломой хат.
И сами беленые стены хат словно излучают серебряное сияние.
А какую обстановку создает серебряный цвет? Каков он по настроению?
Загадочный.
Таинственный.
Сказочный.
Да, украинская ночь сказочная, и, как в сказке, в ней есть преувеличения. Найдите их (начало 2-й главы, с. 124—125 учебника).
Какие же слова в пейзаже вам кажутся самыми красивыми, самыми выразительными, за которыми ясно видишь изображаемое?
Небесный свод раздался, раздвинулся.
Итак, мы с вами нашли такие признаки фольклорной основы в повести, как серебряный цвет, преувеличение в пейзаже.
Почему же эта повесть так называется: «Майская ночь, или Утопленница»?
Майская ночь — это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев.
Утопленница — указание на чудеса.
Реальное и фантастическое в повести тесно переплетаются.
Где в повести начинается сказка, фантастика?
Левко рассказывает легенду о русалках.
Кто такие русалки? Расскажем эту легенду по «цепочке».
Вспомнить нам ее поможет иллюстрация палехского художника «Левко на берегу пруда».
Легенда в повести напоминает сказку, в которой зло наказывается, побеждает добро. И как в сказке, в легенду попадает помощник. Им у Гоголя становится герой из жизни — Левко. Но чтобы найти злого человека, надо его узнать. По какому признаку определяет Левко ведьму?
По черноте внутри.
Сравним: черная душа. Это народный признак отрицательного характера. Заметим, что происходит это во время народного танца-игры — хоровода, в народной игре «В черного ворона».
В сказке чаще всего герой награждается. Чем?
Богатством.
Золотом.
- Исполнением желания А чем наградили Левко?
Запиской комиссара — царского чиновника. Здесь Гоголь отходит от сказки.
Что важного для Левко содержалось в записке?
Так таинственные, сказочные силы помогают любящим. Жизнь становится продолжением сказки. Можем мы сейчас ответить на главный вопрос урока? Можем ли мы говорить о фольклорной основе повести или нет?
Да, можем, он тесно связан с народной жизнью. Гоголь использует не только словесное народное творчество, но и народную игру, танец, а также вертеп. Знакомо ли вам это слово?
Возьмем схемы. Представим, что это ширма. Раскроем створки. Прочитаем. Читаем слева!
Представим, что появляются герои. Их имена на левой створке. Кто они? Попробуем изобразить! Кто в повести заносчивый казак? Как он выглядит? Кто может изобразить его позу? А простак? Пьяница и болтун? Сварливая баба? В каких ситуациях они оказываются?
Читаем содержание правой «створки»! После этого - левой. Какие же это ситуации? Кто и с кем ссорится? Кто с кем бранится? Кто прячется? Чем вызвана путаница? Чем вызван переполох? Тревога?
Какие же элементы составляют фольклорное начало, основу повести «Майская ночь или утопленница»?
Литература
Храпченко Б.М. Н.Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. - М., 1984. - С. 80-127.
Самышкин В. К проблеме гоголевского фольклоризма. // «Русская литература». - 1979. - С. 60 — 80.
Дмитриева М.А. Методические рекомендации по проведению урока «Гоголь. “Майская ночь, или Утопленница”» - МГУ.