СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорная терапия в детском дошкольном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование бережного отношения к народным традициям русского народа, приобщение к народной культуре, формирование любви и интереса к "малой Родине" с использованием жанров фольклора, формировать умение учавствовать в совместной с другими детьми народной игре.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорная терапия в детском дошкольном учреждении»



Проект

«Фольклорная терапия в детском дошкольном образовательном учреждении»

















































Разработала:

Педагог - психолог

МАДОУ д/с № 78 город Тюмень

Архипова Алена Петровна









Тюмень 2018 г.

Проект

«Фольклорная терапия в детском дошкольном образовательном учреждении»

Тип проекта: познавательный, развивающий

Участники проекта: дети (старшей и подготовительной групп), воспитатель, педагог психолог, родители.

Продолжительность: в течении учебного года.

Предмет изучения – фольклорное творчество

Основные направления проекта:

- познавательно-творческий

- речевое развитие

Цель проекта:

Формирование бережного отношения к фольклорным традициям русского народа; приобщение к народной культуре, формирование любви и интереса к «малой Родине» с использованием жанров фольклора; формировать умение участвовать в совместной с другими детьми народной игре.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать словарный запас пословицами, поговорками, закличками, попевками; закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом. Формировать навыки выразительного пения. Формировать умение двигаться в хороводах.

Развивающие:

Знакомить детей с народными традициями и обычаями; расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России, знакомить детей с народными песнями, плясками, поговорками, закличками, скороговорками, сказками и т.д.; расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие.

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Воспитательная:

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Психологическая:

Фольклор способствует раскрепощению, самоидентификации, социализации, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения. Через состояние единения, характерное для русского музыкального фольклора, осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость. 

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание педагогами игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Актуальность проекта:

Детство — это не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям, характер человека, и, в конечном счете, его судьба. Практика показывает, что именно дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, дает ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, если оно осуществляется как творческий индивидуально-ориентированный процесс, становится благотворным началом основ подлинно национальной культуры. Все это определяет непреходящее значение фольклора, его самоценность, делает фольклор одним из перспективных направлений дошкольной педагогики. Ребенок, введенный в фольклор, - это маленький человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в окружающем мире, в жизни, откликающийся на горе и радость окружающих его людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный дотронуться до опыта предков. Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это все те же «потребности», которые являются главными и в современной педагогике, - забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, то есть забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. В нашем дошкольном учреждении мы знакомим детей с традициями русских народных праздников. Праздник способствует не только сближению, но и выполняет информационную функцию. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, преследовалась конкретная цель – приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников. Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний изначально отведено детскому фольклорному празднику.

Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с  английского  означает  народная  мудрость.  Фольклор - это  создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах  поэзия, в  которой он  отражает  свою  трудовую  деятельность, общественный  и  бытовой уклад, знание  жизни, природы, культы  и  верования.  В  фольклоре  воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший  мир  мыслей, чувств, переживаний, протест против  эксплуатации  и  гнета, мечты  о  справедливости  и  счастье. Это  устное, словесное  художественное  творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.  Фольклор в воспитании детей  играет очень важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать   патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор в воспитании детей играет очень важную роль, деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка путем, уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Это как раз направлено на развитие речи у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. А фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости в воспитании детей на начальном этапе их развития.

Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-творческая, игровая, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы:

  • Словесные: сказки, художественное слово.

  • Наглядные: презентации. фотографии, украшения.

  • Практические: физминутка, психоэтюды, контактные игры.

Словарная работа: составление педагогами и детьми рассказов по картинам русских художников; чтение русских и зарубежных фольклорных сказок; придумывание сказок; знакомство с пословицами и поговорками на темы народного фольклора.

  • Ожидаемые результаты:

Для детей: 

У детей сформируются представления о родном крае, о фольклорных традициях русского народа, о народной культуре с использованием различных видах фольклора;

Развивается личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности;

Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения;

Для педагога:

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации социально-коммуникативного развития, художественно-эстетического развития и физического развития детей.

Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»

Для родителей:

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором»;

Сбор познавательной информации по теме проекта чтение детям книг и энциклопедий по данной теме, отгадывание и придумывание загадок, совместный просмотр с детьми мультфильмов по данной теме проекта;

Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Цель: Повышение уровня знаний о народных традициях, знакомство с русскими календарными праздниками, как календарными, так и народными.

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

  • Определение цели и задач проекта;

  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта

2 ЭТАП – реализация проекта

Цель: Развитие нравственных качеств личности, формирование русского менталитета через знакомство и исполнение русского фольклора. Создание народно-обрядового календаря праздников.


Средства, используемые в фольклоротерапии
1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости. 
2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека. 
3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т.к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации. 

Этапы

Формы работы











Зима

Весна


Ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре. Исходя их этого, были выделены следующие виды праздников:

- народные и фольклорные (праздники народного календаря)

- государственно-гражданские

- международные

- православные

- бытовые и семейные.

Предлагаю примерный календарный план проведения народных и фольклорных, православных праздников.

В форме рождественских колядок, которые проходят на зимних Святках и длятся две недели до Крещения мы знакомим детей с христославлением и рождественским колядованием. Следуя календарному кругу праздников следующей является Масленица. На этом празднике, как известно всем, проводятся игры, ярмарки и развлечения. Но вместе с тем мы рассказываем и о том, что есть «прощеное воскресенье» - это день просьб прощения у

своих близких. 
Мы так же, соблюдая, православный календарь готовимся к большому светлому празднику Пасха. Вместе с взрослыми, дети украшают группы веточками вербы и пророщенной травкой, расписывают пасхальные сувенирные яйца «крашенки», разучивают хороводы, игры. На празднике проводятся игры с яйцами – «Собери яйца», «Катание яиц навстречу» и т.д. 

 


Лето

В день Святой Троицы в детском саду прославляют русскую красавицу, водят хороводы «Во поле береза стояла», «Ай, да березка», завивают березку, проводятся игры «Кукушка», «Плетень», «Колечко». Березку украшают лентами, бусами, платочками. 





Осень

На осеннее время года приходится очень много праздников, в том числе и православных. Начиная с Воздвижения (27 сентября) в группах проводятся «Осенние Капустники», ведь не зря говорят: «На Воздвижение первая барыня – капуста!». Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги урожая. Повсеместно проводятся праздники урожая. Раньше в старину они назывались покровские ярмарки. Этими праздниками завершается календарно-обрядовый круг. 

Чтение художественной литературы

Детские стихи про камни. Японская сказка Медведь – камень. И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

- П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

- Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Просмотр мультфильмов. По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». Медитативная сказка «О КАМНЕ»

Дидактические, музыкальные подвижные игры  

Народные игры «Аюшки», «Козел», «Петушки», «Подушечка пуховая», «Подушечные бои», «Мой бедный ослик болен», двигательные игры: горелки, догонялки; дидактические игры «Угадай, о ком я говорю», «Узнай по описанию», «Подбери словечко»; хороводы: «ручейки», «змейки», русская народная пляска «Валенки», шуточная песня-пляска «»Намотай клубочек»

Художественное творчество

Рисование на тему: «Украшение русской рубахи», «Северное сияние», «Рождество», «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани», аппликация, лепка: «Масленица», «Пасха», пальчиковая живопись «Украшение верхней части тюбетейки», коллаж «ЧУДО-ЮДО РЫБА-КИТ»

Конструктивное творчество

Изготовление поделок из овощей «Барыня-капуста», Арт-терапевтическое занятие, составление «Мандала огорода», декоративная лепка «Украшение оконного наличника», лепка по мотивам Тобольской резной кости.

Рекомендация для родителей

«Расскажите детям о традициях и обычаях своей страны».

«Малые формы русского фольклора»,

«Тюменские ковры» посещение музея изобразительных искусств и краеведческого музея.

Экскурсия в Успенский музей природы, музей народных ремесел, русскую избу.

Итог:

Проводимая работа дает положительный результат, главное это усвоение ребенком вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла, осознание своей значимости в мире людей


3 ЭТАП – заключительный.

  • Обобщение результатов работы;

  • Анализ деятельности;

  • Организация мини-музея «Истоки русской праздничной культуры».


Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

  • согласование проекта с администрацией детского сада;

  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;

  • сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.


Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2017

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.

  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» / Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.

  • Программа «Школа этнической социализации» Л.В.Суровяк, - Новосибирск, 2004г.

  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).

  • Авторское пособие «Жемчужина» под редакцией Л.В.Костина, С.В.Горявина – Тюмень, 1998г.


Используемая методическая литература в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2017

  2. «Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.

  3. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

  4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

  5. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.

  6. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.

  7. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.

  8. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

  9. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

  10. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.

  12. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.

  13. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

  14. И.Н. Чернуха, Конспект фольклорного занятия в подготовительной группе Ж, Дошкольная педагогика 2011 Февраль.

  15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

  16. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.