Проект
«Фольклорная терапия в детском дошкольном образовательном учреждении»
Разработала:
Педагог - психолог
МАДОУ д/с № 78 город Тюмень
Архипова Алена Петровна
Тюмень 2018 г.
Проект
«Фольклорная терапия в детском дошкольном образовательном учреждении»
Тип проекта: познавательный, развивающий
Участники проекта: дети (старшей и подготовительной групп), воспитатель, педагог психолог, родители.
Продолжительность: в течении учебного года.
Предмет изучения – фольклорное творчество
Основные направления проекта:
- познавательно-творческий
- речевое развитие
Цель проекта:
Формирование бережного отношения к фольклорным традициям русского народа; приобщение к народной культуре, формирование любви и интереса к «малой Родине» с использованием жанров фольклора; формировать умение участвовать в совместной с другими детьми народной игре.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать словарный запас пословицами, поговорками, закличками, попевками; закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом. Формировать навыки выразительного пения. Формировать умение двигаться в хороводах.
Развивающие:
Знакомить детей с народными традициями и обычаями; расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России, знакомить детей с народными песнями, плясками, поговорками, закличками, скороговорками, сказками и т.д.; расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Психологическая:
Фольклор способствует раскрепощению, самоидентификации, социализации, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения. Через состояние единения, характерное для русского музыкального фольклора, осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание педагогами игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Актуальность проекта:
Детство — это не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям, характер человека, и, в конечном счете, его судьба. Практика показывает, что именно дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, дает ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, если оно осуществляется как творческий индивидуально-ориентированный процесс, становится благотворным началом основ подлинно национальной культуры. Все это определяет непреходящее значение фольклора, его самоценность, делает фольклор одним из перспективных направлений дошкольной педагогики. Ребенок, введенный в фольклор, - это маленький человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в окружающем мире, в жизни, откликающийся на горе и радость окружающих его людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный дотронуться до опыта предков. Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это все те же «потребности», которые являются главными и в современной педагогике, - забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, то есть забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. В нашем дошкольном учреждении мы знакомим детей с традициями русских народных праздников. Праздник способствует не только сближению, но и выполняет информационную функцию. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, преследовалась конкретная цель – приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников. Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний изначально отведено детскому фольклорному празднику.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Фольклор в воспитании детей играет очень важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор в воспитании детей играет очень важную роль, деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка путем, уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Это как раз направлено на развитие речи у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. А фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости в воспитании детей на начальном этапе их развития.
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-творческая, игровая, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы:
Словесные: сказки, художественное слово.
Наглядные: презентации. фотографии, украшения.
Практические: физминутка, психоэтюды, контактные игры.
Словарная работа: составление педагогами и детьми рассказов по картинам русских художников; чтение русских и зарубежных фольклорных сказок; придумывание сказок; знакомство с пословицами и поговорками на темы народного фольклора.
Для детей:
У детей сформируются представления о родном крае, о фольклорных традициях русского народа, о народной культуре с использованием различных видах фольклора;
Развивается личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности;
Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения;
Для педагога:
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации социально-коммуникативного развития, художественно-эстетического развития и физического развития детей.
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»
Для родителей:
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором»;
Сбор познавательной информации по теме проекта чтение детям книг и энциклопедий по данной теме, отгадывание и придумывание загадок, совместный просмотр с детьми мультфильмов по данной теме проекта;
Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
Развитие совместного творчества родителей и детей;
Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.
План реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный
Цель: Повышение уровня знаний о народных традициях, знакомство с русскими календарными праздниками, как календарными, так и народными.
Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта
2 ЭТАП – реализация проекта
Цель: Развитие нравственных качеств личности, формирование русского менталитета через знакомство и исполнение русского фольклора. Создание народно-обрядового календаря праздников.
Средства, используемые в фольклоротерапии
1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости.
2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека.
3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т.к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.
Этапы | Формы работы |
Зима Весна | Ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре. Исходя их этого, были выделены следующие виды праздников: - народные и фольклорные (праздники народного календаря) - государственно-гражданские - международные - православные - бытовые и семейные. Предлагаю примерный календарный план проведения народных и фольклорных, православных праздников. В форме рождественских колядок, которые проходят на зимних Святках и длятся две недели до Крещения мы знакомим детей с христославлением и рождественским колядованием. Следуя календарному кругу праздников следующей является Масленица. На этом празднике, как известно всем, проводятся игры, ярмарки и развлечения. Но вместе с тем мы рассказываем и о том, что есть «прощеное воскресенье» - это день просьб прощения у своих близких. Мы так же, соблюдая, православный календарь готовимся к большому светлому празднику Пасха. Вместе с взрослыми, дети украшают группы веточками вербы и пророщенной травкой, расписывают пасхальные сувенирные яйца «крашенки», разучивают хороводы, игры. На празднике проводятся игры с яйцами – «Собери яйца», «Катание яиц навстречу» и т.д. |
Лето | В день Святой Троицы в детском саду прославляют русскую красавицу, водят хороводы «Во поле береза стояла», «Ай, да березка», завивают березку, проводятся игры «Кукушка», «Плетень», «Колечко». Березку украшают лентами, бусами, платочками. |
Осень | На осеннее время года приходится очень много праздников, в том числе и православных. Начиная с Воздвижения (27 сентября) в группах проводятся «Осенние Капустники», ведь не зря говорят: «На Воздвижение первая барыня – капуста!». Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги урожая. Повсеместно проводятся праздники урожая. Раньше в старину они назывались покровские ярмарки. Этими праздниками завершается календарно-обрядовый круг. |
Чтение художественной литературы | Детские стихи про камни. Японская сказка Медведь – камень. И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами». - П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» - Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Просмотр мультфильмов. По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». Медитативная сказка «О КАМНЕ» |
Дидактические, музыкальные подвижные игры | Народные игры «Аюшки», «Козел», «Петушки», «Подушечка пуховая», «Подушечные бои», «Мой бедный ослик болен», двигательные игры: горелки, догонялки; дидактические игры «Угадай, о ком я говорю», «Узнай по описанию», «Подбери словечко»; хороводы: «ручейки», «змейки», русская народная пляска «Валенки», шуточная песня-пляска «»Намотай клубочек» |
Художественное творчество | Рисование на тему: «Украшение русской рубахи», «Северное сияние», «Рождество», «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани», аппликация, лепка: «Масленица», «Пасха», пальчиковая живопись «Украшение верхней части тюбетейки», коллаж «ЧУДО-ЮДО РЫБА-КИТ» |
Конструктивное творчество | Изготовление поделок из овощей «Барыня-капуста», Арт-терапевтическое занятие, составление «Мандала огорода», декоративная лепка «Украшение оконного наличника», лепка по мотивам Тобольской резной кости. |
Рекомендация для родителей | «Расскажите детям о традициях и обычаях своей страны». «Малые формы русского фольклора», «Тюменские ковры» посещение музея изобразительных искусств и краеведческого музея. Экскурсия в Успенский музей природы, музей народных ремесел, русскую избу. |
Итог: | Проводимая работа дает положительный результат, главное это усвоение ребенком вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла, осознание своей значимости в мире людей |
3 ЭТАП – заключительный.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
2. Материально – технический ресурс
3. Информационный ресурс:
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2017
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» / Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.
Программа «Школа этнической социализации» Л.В.Суровяк, - Новосибирск, 2004г.
Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
Авторское пособие «Жемчужина» под редакцией Л.В.Костина, С.В.Горявина – Тюмень, 1998г.
Используемая методическая литература в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2017
«Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
И.Н. Чернуха, Конспект фольклорного занятия в подготовительной группе Ж, Дошкольная педагогика 2011 Февраль.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.