СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по Генетике 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средств по Генетике 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по Генетике 34.02.01 Сестринское дело»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский техникум»














Комплект оценочных средств


по дисциплине

ОП 4«Генетика человека с основами медицинской генетики»


1 курс 1 семестр


Специальность 34.02.01 Сестринское дело




























2020




  1. ПАСПОРТ КОС ОП 4 «Генетика человека с основами медицинской генетики»


НАЗНАЧЕНИЕ


Контрольно-оценочные материалы по промежуточной аттестации для контроля и оценки результатов освоения дисциплины ОП 4 «Генетика человека с основами медицинской генетики»


По специальности СПО: «Сестринское дело»

Код специальности: 34.02.01


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;

- проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной

патологии;

- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- биохимические и цитологические основы наследственности;

- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;

методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;

- основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;

- основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы

возникновения;

- цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.


В результате освоения программы у учащегося должны быть сформированы следующие компетенции:


ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,

пациента и его окружения.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему

суть вмешательств.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а

также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к

природе, обществу, человеку





  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ


Количество вариантов: 2


Инструкция по выполнению работы:

1. На выполнение итоговой проверочной работы в форме тестов по курсу «Генетика человека с основами медицинской генетики» отводится 2 часа (90 минут).

2. Тесты включают 30 заданий.

3. Тесты составлены по темам курса «Генетика человека с основами медицинской генетики».

4. Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.




























Приложение 1



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная:

1. Генетика человека с основами медицинской генетики : учебник /

Э.Д.Рубан. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 319 с. – (Среднее медицинское образование)

2. Бочков Н.П., Медицинская генетика [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 224 с. - ISBN 978-5-9704-

3652-3 - Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436523.html


Дополнительные:

Интернет ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/



































Приложение 2


Критерии оценки дифференцированного зачета


При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

Задания для дифзачета обучающихся состоят из тестовых заданий.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 90-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 80-89% правильных ответов на вопросы;

«3» - 70-79% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-70% правильных ответов на вопросы.






Оценки объявляются в день проведения дифзачета.




































Приложение 3



Эталоны ответов к дифференцированному зачету

ОП4. ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ


1 вариант

2 вариант

1

в

1

в

2

г

2

в

3

а

3

г

4

в

4

б

5

г

5

г

6

б

6

а

7

а

7

г

8

а

8

б

9

г

9

б

10

б

10

б

11

г

11

а

12

в

12

б

13

б

13

б

14

в

14

в

15

в

15

б

16

а

16

б

17

а

17

б

18

б

18

а

19

в

19

а

20

б

20

а

21

г

21

б

22

г

22

в

23

в

23

г

24

г

24

в

25

в

25

б

26

а

26

б

27

б

27

г

28

б

28

а

29

а

29

в

30

а

30

в

31

г

31

б

32

б

32

б

33

б

33

г

34

а

34

в












ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»


Рассмотрено предметной комиссией «Утверждаю»

«____» _____________2020 год Зам. директора по УВР

Председатель комиссии «____»________________2020 год




ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ


по дисциплине ОП. 4. «Генетика с основами медицинской генетики»


Вариант № 1



Инструкция по выполнению работы:


1. На выполнение итоговой проверочной работы в форме тестов по курсу «Генетика с основами медицинской генетики» отводится 2 часа (90 минут).

2. Тесты составлены по темам курса «Генетика с основами медицинской генетики».

3. Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.



  1. По характеру изменения генотипа мутации разделяют на

а)генеративные и соматические

б) полезные, вредные, нейтральные

в) геномные, хромосомные, генные

г) спонтанные и индуцированные

  1. Гомозиготными организмами называются такие, которые:

а)несут в себе только доминантный, либо только рецессивный ген;

б) образуют только один сорт гамет

в) при скрещивании с себе подобными не дают расщепления;

г) верны все ответы.

  1. Гетерозиготными организмами называют такие, которые:

а) образуют несколько типов гамет

б) при скрещивании с себе подобными не дают расщепления

в) несут в себе только доминантный ген

г) ни один ответ не верен.

  1. Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. В потомстве цветовая слепота может быть:

а) у всех сыновей

б) у всех дочерей

в) у половины сыновей

г) у половины дочерей

  1. Исследуя аминокислотный состав гемоглобина, ученые используют:

а) близнецовый метод

б) цитогенетический метод

в) генеалогический метод

г) биохимический метод.

  1. Мутации в соматических клетках

а)передаются по наследству

б) не наследуются

в) вызывают модификации

г) носят приспособительный характер

  1. Ген, вызывающий цветовую слепоту у человека, расположен:

а) в Х – хромосоме

б) в У – хромосоме

в) в 15-ой хромосоме

д) в 21-ой хромосоме

  1. Изменения, происходящие в генах под влиянием факторов внешней или внутренней среды – это:

а) мутации

б) модификации

в) комбинации

  1. Для опре­де­ле­ния вли­я­ния усло­вий жизни на фе­но­тип че­ло­ве­ка про­во­дят на­блю­де­ния за од­но­яй­це­вы­ми близ­не­ца­ми, так как

 а)они го­мо­зи­гот­ны по всем ал­ле­лям

б) они имеют внеш­нее сход­ство с ро­ди­те­ля­ми

в) у них оди­на­ко­вый набор хро­мо­сом

г) они имеют оди­на­ко­вый ге­но­тип

  1. Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству называют:

а)изменчивостью

б) наследственностью

в) приспособленностью

г) выживаемостью.

  1. Определяя частоты встречаемости генов и генотипов, ученые используют:

а) близнецовый метод

б) цитогенетический метод

в) генеалогический метод

г) популяционный метод.

  1. У человека, пол определяется:

а) до оплодотворения

б) после оплодотворения

в) во время оплодотворения

  1. Причинными факторами генной наследственной патологии являются:

а) перенос участка одной хромосомы на другую

б) изменение структуры ДНК

в) взаимодействие генетических и средовых факторов

г) увеличение количества хромосом

д) делеция, дупликация, транслокация участков хромосом

  1. Модификационная изменчивость связана с изменением:

а) генотипа

б) генофонда

в) фенотипа

15. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, уско­ря­ю­щие про­цес­сы об­ме­на ве­ществ, —

а) ами­но­кис­ло­ты

б) мо­но­са­ха­ри­ды

в) белки

г) ли­пи­ды

16.  мРНК — это 

а) пе­ре­нос­чик ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции

б) пе­ре­нос­чик ами­но­кис­лот

в) ком­по­нент кле­точ­но­го ядра

г) ком­по­нент ри­бо­сом


17. Главным структурным компонентом ядра являются

а) хромосомы                                        

б) рибосомы                                                

в) ядрышки

г) нуклеплазмы

18. Ядрышки участвуют

а) в синтезе белков                        

б) в синтезе р-РНК                          

в) в удвоении хромосом

г) в хранении и передаче наследственной информации        

19. Ядро – это:

а) одномембранная структура;

б) немембранная структура

в) двумембранная структура;

20. В какой фазе деления клетки хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки?

а) в профазе

б) в анафазе

в) в метафазе

г) в телофазе

21.В профазе митоза происходит

а) расхождение хроматид

б) удвоение хромосом

в) размещение хромосом в плоскости экватора клетки

г) разрушение ядерной оболочки и ядрышек

22.Первый блок овогенеза у женщины происходит в

а) профазе II мейоза

б) профазе митоза

в) метафазе II мейоза

г) профазе I мейоза

23.Какая фаза деления клетки изображена на рисунке?

а) профаза

б) анафаза

в) метафаза

г) телофаза

24. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.

а) анафаза—метафаза - профаза—телофаза

б) телофаза - анафаза - метафаза — профаза

в) метафаза—профаза - телофаза—анафаза

г) профаза — метафаза - анафаза - телофаза

25. Мейоз отличается от митоза:

а) процессом кроссинговера и коньюгацией хромосом

б) наличием профазы, метафазы, анафазы и телофазы

в) меньшей продолжительностью

г) наличием веретена деления

26. В профазу митоза не происходит

а) спирализация хромосом

б) восстановления ядерной оболочки

в) образование веретена деления

г) растворение ядерной оболочки

27. Хромосомы, одинаковые у самцов и самок называются:

а) половыми хромосомами

б) аутосомами

в) рибосомами

г) лизосомами

28. Набор хромосом, в котором каждая хромосома имеет парную гомологичную, называется:

а) гаплоидным

б) диплоидным

в) триплоидным

г) тетраплоидным

29. При развитии половых клеток у животных в половых железах в зоне созревания происходит деление клеток:

а) мейозом

б) митозом

в) амитозом

г) простым бинарным делением

30. Какая фаза деления клетки изображена на рисунке?

а) профаза

б) анафаза

в) метафаза

г) телофаза

31. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет белок гемоглобин?

а) ре­гу­ля­тор­ную

б) сиг­наль­ную

в) за­щит­ную

г) транспортную

32. Структурным компонентом ядра не является:

а) перинуклеарное пространство                                     

б) рибосома                                               

в) ядрышко

г) нуклеоплазма

33. Ядрышко участвует:

а) в синтезе белков                        

б) в синтезе р-РНК                          

в) в удвоении хромосом

г) в хранении и передаче наследственной информации        

34. В какой фазе деления мейоза хромосомы расходятся к противоположным полюсам клетки?

а) в анафазе I

б) в анафазе II

в) в телофазе II

г) телофазе I




ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Рассмотрено предметной комиссией «Утверждаю»

«____» _____________20__год Зам. директора по УВР

Председатель комиссии «____»________________20__год



Дифференцированный зачет

Вариант 2.


  1. Наследственность – это свойство организмов:

а) взаимодействовать со средой обитания

б) реагировать на изменение окружающей среды;

в) передавать свои признаки и особенности развития потомству

г) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

  1. Какие гаметы будут образовываться у организма с генотипом АAВвСс:

  1. ABC,ABc

  2. aBc, Abc, ABC

  3. Abc,ABC,ABc,AbC

  4. AbC, ABc

  1. Как называются гены, расположенные на гомологичных хромосомах?

а) доминантные

б) гомозиготные

в) гетерозиготные

г) аллельные

  1. Какой пол у человека является гомогаметным?

а) мужской

б) женский

  1. Что отражает закон Моргана:

а)закон единообразия гибридов 1 поколения

б) закон расщепления признаков

в) закон независимого наследования признаков

г) закон сцепленного наследования признаков

  1. От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?

а) от расстояния между сцепленными генами в хромосоме

б) от расстояния между гомологичными хромосомами

в) от расстояния между негомологичными хромосомами

г) ни от чего не зависит – случайна

  1. Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?

а) митоз

б) редупликация

в) конъюгация

г) кроссинговер

  1. Закон сцепленного наследования генов сформулировал:

а) Г.Мендель

б) Т. Морган

в) Ф.Крик

г) Г. де Фриз

  1. Какие структуры расходятся к полюсам в анафазе I мейоза?

а) хроматиды

б) хромосомы

в) молекулы ДНК

г) центромеры

  1. Процесс восстановления ДНК после точечной мутации называется

а)репликация

б) репарация

в) транскрипция

г) трансляция

  1. К физическим факторам мутагенеза относится:

а) ультрафиолет

б) формалин

в) вирусы

г) чужеродная ДНК

  1. Слу­чаи рож­де­ния детей с син­дро­мом Дауна— это ре­зуль­тат на­ру­ше­ния про­цес­са

а)ми­то­за

б) мей­о­за

в) ами­то­за

г) не­пря­мо­го де­ле­ния

  1. Факторы среды, вызывающие появление мутаций

а)мутанты

б) мутагены

в) мутации

  1.  К ка­ко­му типу му­та­ций от­но­сит­ся за­ме­на нук­лео­ти­да в цепи ДНК?

  а)ге­ном­ная

б) хро­мо­сом­ная

в) ген­ная

г) ос­нов­ная

  1. У людей в норме два раз­но­яй­цо­вых близ­не­ца от­ли­ча­ют­ся друг от друга

а)толь­ко по фе­но­ти­пу

б) по фе­но­ти­пу и ге­но­ти­пу

в) по ге­но­ти­пу

г) по числу хро­мо­сом в ядрах со­ма­ти­че­ских кле­ток

  1. Изу­че­ние ро­до­слов­ной че­ло­ве­ка в боль­шом числе по­ко­ле­ний со­став­ля­ет сущ­ность ме­то­да

  а)близ­не­цо­во­го

б) ге­не­а­ло­ги­че­ско­го

в) био­хи­ми­че­ско­го

г) ци­то­ге­не­ти­че­ско­го

  1. Случайно возникшие, стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части и отдельные гены называются

а)модификация

б) мутация

в) репликация

г) транскрипция

  1. Как называется двойной набор хромосом в соматических клетках человека?

а) диплоидный

б) гетозиготный

в)гаплоидный

г) гемизиготный

  1. Синдром Эдвардса это:

  1. трисомия 18 хромосомы

б) делеция короткого плеча 5 хромосомы

в) моносомия Х0

г) трисомия 15 хромосомы

  1. В какой фазе мейоза происходит кроссинговер?

а) профаза I

б) метафаза I

в) анафаза II

г) телофазаII

  1. С по­мо­щью ка­ко­го ме­то­да вы­яв­ля­ет­ся вли­я­ние ге­но­ти­па и среды на раз­ви­тие ре­бен­ка

 а)ге­не­а­ло­ги­че­ско­го

б) близ­не­цо­во­го

в) ци­то­ге­не­ти­че­ско­го

г) ги­бри­до­ло­ги­че­ско­го

  1. Сколько у человека групп сцепления?

а)46

б) 22

в) 23

г) 48

  1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) комплементарность

б) генотип

в) комбинативность

г) фенотип

  1. С по­мо­щью ге­не­а­ло­ги­че­ско­го ме­то­да можно вы­яс­нить

 а)ха­рак­тер из­ме­не­ния генов

б) вли­я­ние вос­пи­та­ния на раз­ви­тие пси­хи­че­ских осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка

в) за­ко­но­мер­но­сти на­сле­до­ва­ния при­зна­ков у че­ло­ве­ка

г) ха­рак­тер из­ме­не­ния хро­мо­сом

  1. К хромосомным мутациям относится:

а) синдром Марфана

б) синдром кошачьего крика

в) синдром Дауна

г) синдром Тернера

  1. По адаптивному значению мутации разделяют на

а)генеративные и соматические

б) полезные, вредные, нейтральные

в) геномные, хромосомные, генные

г) спонтанные и индуцированные

  1. У людей больных этим заболеванием наблюдается нарушение пигментации кожи, волос и радужки глаз (альбинизм).

а)синдром Мартина-Белла

б) синдром Марфана

в) галактоземия

г) фенилкетонурия

  1. По месту возникновения мутации разделяют на

а) генеративные и соматические

б) полезные, вредные, нейтральные

в) геномные, хромосомные, генные

г) спонтанные и индуцированные

  1. При делеции происходит:

а)удвоение участка хромосомы

б) перемещение участка на негомологичную хромосому

в) выпадение участка хромосомы

г) поворот участка хромосомы на 180o

  1. Со­ма­ти­че­ские му­та­ции у человека

а)фор­ми­ру­ют­ся в га­ме­тах

б) пе­ре­да­ют­ся сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­нию

в) воз­ни­ка­ют в клет­ках ор­га­нов тела

г) обу­слов­ле­ны на­ру­ше­ни­ем об­ме­на ве­ществ

  1. С по­мо­щью ка­ко­го ме­то­да вы­яв­ля­ет­ся вли­я­ние ге­но­ти­па и среды на раз­ви­тие наследственных признаков

а)ге­не­а­ло­ги­че­ско­го

б) близ­не­цо­во­го

в) ци­то­ге­не­ти­че­ско­го

г) биохимического

  1. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:

а)генные

б) геномные

в) хромосомные

  1. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют:

а) гетерогаметным

б) гетерозиготным

в) гомозиготным

г)гомогаметным

  1. Пар­ные гены го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом на­зы­ва­ют

а)сцеп­лен­ны­ми

б) не­ал­лель­ны­ми

в) ал­лель­ны­ми

г) ди­пло­ид­ными