ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по русскому языку для 7 класса
2019г.
Паспорт фонда оценочных средств
по русскому языку
№ п/п | Контролируемые темы (разделы)* | Наименование оценочного средства |
1 | Причастие | Контрольное изложение |
Контрольный диктант . |
2 | Деепричастие | Контрольная работа . |
3 | Наречие | Контрольное сочинение-рассуждение |
Контрольное изложение |
Контрольный диктант. |
4 | Служебные части речи. Междометие | Контрольное сочинение. |
Контрольная работа. |
Контрольное изложение
По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.
Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.
Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.
Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.
Контрольный диктант по теме «Причастие»
Наташа увидела крылья мельницы, поднимающиеся из-за дальних хлебов. Пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью. Девочка несла брата по дороге, пролегающей во ржи. Он обнял сестру и дремал на плече Наташи.
Вдруг Наташа вскрикнула и остановилась. Из глубины хлебов вышел к детям старичок, одетый в старинные портки, заплатанные латками из военного сукна. Он нёс за спиной плетёную кошёлку.
Старик грустно взглянул на Наташу бледными глазами, приглядевшимися ко всему на свете, и прошёл дальше.
Старик обернулся посмотреть на миновавших его детей. Ему запомнилось лицо Наташи. Её серые, чуткие глаза и светлые волосы, иссушенные ветром. «Хорошая будет крестьянка!» — решил старик. И он отправился своей дорогой. Ему казалось, что настоящая охота жить только и приходит в старости, а в молодых годах этого понятия нет, тогда человек живёт без памяти... (По А. Платонову) (128 сл.)
Контрольная работа №1 по теме «Деепричастие».
1. Причастия — это:
а) слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? Чей?;
б) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой?;
в) слова, которые обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
2. Деепричастие - это:
а) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном, выраженным глаголом-сказуемым.
3. Как и глаголы, причастия могут быть:
а) совершенного и несовершенного вида;
б) первого и второго спряжения;
в) изъявительного, условного и повелительного наклонения;
г) настоящего, прошедшего и будущего времени;
д) настоящего и прошедшего времени.
4. В деепричастии совмещаются признаки:
а) глагола и наречия;
б) глагола и прилагательного;
в) причастия и глагола.
5. Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят:
а) после определяемого слова;
б) перед определяемым словом.
6. Деепричастие изменяется:
а) по числам и лицам;
б) по родам, падежам и числам;
в) не изменяются.
7. Деепричастный оборот - это:
а) деепричастие и глагол, к которому оно относится;
б) деепричастие с зависимым словом.
8. Не с причастиями пишется раздельно:
а) с полными, если при них нет зависимых слов;
б) с полными, если при них есть зависимые слова;
в) с полными, если при них есть противопоставление;
г) с полными, если при них нет противопоставления;
д) с краткими.
9. Не с деепричастиями пишется:
а) слитно;
б) раздельно
в) в зависимости от спряжения глагола, от которого образовано.
10. Две буквы «Н» пишутся в суффиксах причастий, если:
а) в них есть приставки, кроме «НЕ-»;
б) есть суффикс -ОВА-, -ЕВА-;
в) к ним относятся зависимые слова;
г) слово образовано от глагола совершенного вида;
д) при них нет зависимых слов;
е) слово образовано при помощи приставки не-;
ж) причастие краткое.
11. В этом предложении на месте пропуска пишется «НН»:
а) Небо загроможде...о клочьями нежно-белых облаков.
б) Каждый шаг моей подкова...ой лошади сильно раздавался в молчании ущелий.
12. В этом предложении на месте пропуска пишется «Н»:
а) А в скоше.. .ом поле за стогом сверкала огнями Москва.
б) Здесь солнце держат в чёрном теле, и так оно истоще.. .о, что даже светит еле-еле и не приходит под окно.
13. В этом словосочетании пишется на месте пропуска «НН»:
а) рва.. .ый кафтан; б) сваре…ые пельмени; г) варё…ые овощи.
14. В этом слове (словах) пишется «Н»:
а) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а;
д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.
15. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать «НН»:
а) Дверь была отворе .. .а, я вошёл.
б) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.
в) Даль тума…а на рассвете.
16. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать «Н»:
а) Бабушка поставила на стол печё…ые пирожки.
б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.
в) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея...ые.
17. В этом предложении на месте пропуска надо писать «НН»:
а) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится призрачною тенью.
б) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.
в) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.
18. В этом словосочетании есть причастие, в котором нужно писать «Н»:
а) в кожа.. .ом кресле; б) пробужде.. .а весною;
в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.
19.Укажите причастие в предложении:
Распахнув окно, я любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной.
а) распахнув
б) расстилавшейся
в) моими
г) любовался
20. Выбери действительное причастие:
а) одевающаяся девочка
б) читаемая книга
в) расстегнутая рубашка
г) выстрел услышан
21. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква «У(Ю)».
а) кол…щий, колебл…щийся
б) бор…щийся, дыш..щий
в) слуша…щий, таратор…щий
г) улыба…щийся, крас…щий
22. Выбери деепричастие совершенного вида
а) воркуя
б) замахнувшись
в) держа
г) сияя
23. Укажи, в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении
Из леса доносился треск (1) валежника (2) и дыхание зверя (3) бегущего мимо (4) охотников.
А) 1 б) 2,3 в) 3 г) 2, 4
24. Выбери страдательное причастие:
А) расколотые дрова
Б) приближающийся человек
В) бушующее море
Г) промокнувшее платье
25. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква «А».
а) крас…щий, клокоч…щее (море)
б) люб..щий, колыщ…щееся (знамя)
в) леч…щий, смеш..нный
г) держ…щий, обиж….нный.
26. Выбери деепричастие несовершенного вида:
а) взвалив
б) улыбаясь
в) уйдя
г) преодолев
27. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заперев квартиру(1) Павел (2) пошел к Климке (3) надеясь узнать у него (4) что- нибудь о Фёдоре.
а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3 г) 2,4
28. Найдите пример раздельного написания «НЕ» со словами.
а) (не) проверяемые гласные
б) (не) заслуженный упрек
в) (не) проверяемые ударением
г) (не) отправленное письмо
29. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.
Найдя удобное местечко (1) на каком-нибудь островке (2) окружённом водою (3) я устраивал шалаш (4) вытаскивал из воды (5) и прятал в кустах лодку.
а) 2,3,5 б) 2,3,4 в) 2,4, г) 1,2,5
30. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Лунный свет (1) прорезавшись сквозь чащу деревьев (2) скользил по резбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.
а) 1- выделяется причастный оборот
б) 1,3 - выделяется деепричастный оборот
в) 1,2 - выделяется причастный оборот
г) 1,2 - выделяется деепричастный оборот
Контрольное сочинение-рассуждение
Тема: "Что такое внутренний мир человека"
Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Текст для аргументации (В.Ю. Драгунский)
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!
(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– Я раздумал быть боксёром.
(По В.Ю. Драгунскому)*
* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) –
русский советский писатель, автор рассказов для детей.
Контрольное изложение
ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)
Перед чтением текста, опираясь на знания детей, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.
Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.
Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.
По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.
Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.
Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.
(457 слов)
Вопросы после первого чтения.
1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)
2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)
3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)
4. Докажите, что автор очень хорошо знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у него самого были собаки. (Каштанка от радости «прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала обнюхивать тротуар».)
5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное; Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?
После повторного чтения учащиеся пишут изложение, а после его написания отвечают письменно на вопросы:
Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?
(Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту.
Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)
Контрольный диктант по теме «Наречие».
В наших местах камышом называют вовсе не то, что в некоторых ученых книжках. По-нашему камыш – это трубчатое растение, перехваченное особыми узелками, какие бывают у хлебной соломы или бамбука. Этим-то камышом у нас кроют крыши, топят лежанки и печи, а ребятишки мастерят из него певучие дудочки и свистульки. А еще стрелы для самодельных луков, утяжеляя конец камышинки лодочной смолой.
Мальчишки постарше в смоляной наконечник заделывали гвоздь. С такой стрелой шли на какой-нибудь выгон, очерчивали круг и начинали соревноваться в меткости.
Со временем я вырос, научился читать книжки, и вот тут-то и обнаружилась путаница. Бывало, загляну в ботанический справочник: тростник! Приеду в деревню: камыш, говорят.
Вот, оказывается, в чем дело: одно и то же растение имеет два разноязычных названия. Тростник – это славянское название, а камыш – тюркское.
(По Е.Носову)
(124 слова)
Грамматические задания
1. Найдите в тексте причастный и деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения, обозначьте слова, к которым эти обороты относятся.
2. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании в ученых книжках? Составьте предложение, употребив это слово в роли существительного.
3. Выберите из текста по одному причастию и деепричастию для морфологического разбора. Произведите разбор.
Контрольное сочинение
Напишите письменную работу, выбрав один из вариантов задания или одну из тем:
Начальный - средний уровни
• Сочинение-рассказ на основе данного сюжета:
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб…
Почти два месяца мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу… Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня.
Кот попался этим же вечером…
Достаточный уровень
• Составьте портретное описание друга (подруги) в художественном или официально-деловом стиле. Работу озаглавьте.
• Опишите процесс работы, которую вы умеете выполнять. Сочинение озаглавьте.
• Сочинение-описание внешности человека по картине, предложенной учителем.
• Заметка дискуссионного характера «Что важнее в учебе – трудолюбие или способности?»
Высокий уровень
Темы сочинения:
• Экологическая ситуация моего края.
• Впереди летние каникулы. Как я их проведу?
• Мой задушевный друг.
• Обереги украинского народа. Что я знаю о них?
• Какие человеческие качества я хотел(а) бы воспитать в себе.
• Кто такие отличники – выскочки, эгоисты или люди, стремящиеся к знаниям?
• Книга в моей жизни.
• Какие проблемы волнуют меня сегодня …
Контрольная работа№2 по теме «Союз».
1.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).
1. Один.
2. Два.
3. Три.
4. Четыре.
2. Каким членом предложения является предлог?
1. Обстоятельством.
2. Дополнением.
3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2. В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А. Причинное значение.
Б. Значение цели.
В. Значение пространства (места).
Г. Временное значение.
4. Укажите непроизводные предлоги.
1. В, на, над, от, под, с.
2. Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.
5. Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен (А. Ахматова).
1. Вдоль — наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.
2. Вдоль — предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным брёвен и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
6. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
7. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1. В течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен.. не был.
2. В течен.. часа, в продолже... суток, в заключен... выступления.
8. Сколько союзов в стихотворном отрывке?
А если, а если к труду
Ты рвёшься из далей бесплотных, —
Дай руку, товарищ плотник!
Тебя я на верфь приведу (П. Антокольский).
1. Один союз а если.
2. Два союза: а, если.
3. Более двух союзов.
9. Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются.
1. Главное и зависимое слово в словосочетании.
2. Однородные члены предложения.
3. Части (простые предложения) в составе сложного предложения.
10. Назовите тип союза и определите, что он связывает.
1. Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру (М. Козаков).
2. Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств (П. Антокольский).
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги (К. Паустовский).
А. Сочинительный союз, связывающий однородные члены.
Б. Сочинительный союз, связывающий части сложносочинённого предложения.
В. Подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения.
11. К какому разряду относятся сочинительные союзы?
1. А, но, зато, однако.
2. И, да, тоже, также.
3. Или, либо, то ... то.
А. Соединительные. Б. Разделительные. В. Противительные.
12. К какому разряду относятся подчинительные союзы?
1. Иногда ему казалось, что он теряет сознание (В. Катаев).
2. Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом... (Е. Водовозова).
3. Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною (Е. Водовозова).
4. Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей (Н. Кончаловская).
А. Временные. Б. Причинные. В. Целевые.
Г. Уступительные. Д. Изъяснительные.
13. К какому разряду относятся подчинительные союзы?
1. Орудия замолкали, пока не рассеивался дым (А. Новиков-Прибой).
2. Цвет объясняется торфяным дном озера — чем старее торф, тем темнее вода (К. Паустовский).
3. [Барыня] ...сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием... (И. Тургенев).
4. Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).
А. Сравнительные. Б. Условные.
В. Следствия. Г. Причинные.
Д. Временные.
14. Определите тип союза по строению.
1. А, и, что, хотя, как, словно.
2. Как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока.
А. Простые союзы. Б. Составные союзы.
15. Укажите составной союз.
1. Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» — поэт (А. Андреева).
2. Уже смеркалось, как он вернулся (И. Тургенев).
3. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил (Л. Толстой).
16. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом ц. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад...
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А. Слитное написание союза.
Б. Раздельное написание слов с частицей же.
17. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?
1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
18. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А. Слитное написание союза.
Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что.