СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по экологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фонд оценочных средств для  учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы  подготовки  ССЗ в соответствии с ФГОС по специальности:

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по экологии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКБУЛАКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Фонд оценочных средств

Дисциплина: Экологические основы природопользования

По специальности:

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»























Акбулак, 2016 год

Фонд оценочных средств по учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации»№273, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования от 22апреля 2014г №384. Для специальности:

19.02.10 Технология продукции общественного питания.


Организация-разработчик: ГАПОУ Акбулакский политехнический техникум

Разработчик:

Рожина Татьяна Николаевна преподаватель химии высшей квалификационной категории

Рецензент: Дикун Тамара Петровна, заместитель директора по методической работе, к.п.н.

Рекомендованы Методическим советом ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум», протокол №__ от ______ 20___ г.

Рассмотрены методической комиссией _______________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.

Утверждены заместителем директора по УР ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»

__ ______20 __г _______________________Симакова Е.В.

















Содержание


Пояснительная записка.

Структура и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».

Фонд оценочных средств в рамках текущего контроля.

Фонд оценочных средств в рамках промежуточного контроля.













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фонд оценочных средств для учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки ССЗ в соответствии с ФГОС по специальности:

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» направлено на формирование следующих компетенций:

Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.



Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» студент должен знать:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

-принципы и методы рационального природопользования;

-методы экологического регулирования;

-принципы размещения производств различного типа;

-основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

-понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

-природоресурснный потенциал Российской Федерации;

-охраняемые природные территории.

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

-соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

Основное назначение дисциплины - дать теоретические знания в области

экологии и природопользовании, которые позволяют овладеть практическими методами расчета параметров производственных ресурсов, экономических затрат и результатов деятельности предприятия.

Целесообразно курс «Экологические основы природопользования» построить из следующих разделов:

Раздел 1-Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

Раздел 2-Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.

Раздел 3-Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса.

Раздел4-Принципы и методы рационального природопользования.

Раздел5-Методы экологического регулирования.

Раздел6-Принципы размещения производств различного типа.

Раздел7-Основные группы отходов, их источники и масштабы образования.

Раздел8-Понятие и принципы мониторинга окружающей среды.

Раздел9-Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

Раздел10-Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Раздел11-Природоресурсный потенциал Российской Федерации.

Раздел12-Охраняемые природные территории.





























Структура и содержание.




Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


Практические работы

36

самостоятельная работа

28

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего).

28

в том числе:


Подготовка реферата

Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины

Составление конспекта по заданной теме

Составление презентаций

Подготовка выступления, сообщения

3

14

5

3

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2



















Оценочные средства для текущего контроля

Контрольная работа №1

1. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух,

птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная

энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль,

леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

(Ответ: уголь, нефть, железосодержащие руды, медный колчедан, полиметаллические

руды, природный газ, торф.)

2. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их

экологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на

горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ)

на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные

электростанции; ветряные электростанции.

(Ответ: солнечные станции; ветряные электростанции; приливно-отливные

электростанции; ГЭС на горных реках; ГЭС на равнинных реках; атомные

электростанции; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на мазуте; ТЭЦ на угле; ТЭЦ на торфе.)

3. Урбанизация – это процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

(Ответ: б.)

4.Почему ученые-экологи считают, что люди, экономно расходующие воду,

электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

(Ответ: при этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.)

5. Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?

(Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища,

города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых.)

6 В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота;

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) углеводородов;

д) аргона.

(Ответ: б.)

7 Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов;

д) увеличению радиационного фона на Земле.

(Ответ: б, в.)

8. Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?

(Ответ: углекислого газа.)

9. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни

меньше, чем в близлежащей сельской местности?

(Ответ: это связано с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и

почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением

воздухо- и водообмена в почве при строительстве дорог и укладке асфальта;

засоленностью почвы; механическими повреждениями растений; отсутствием в почве

нужного количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов.)

10 Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы;

б) верхнем слое атмосферы;

в) верхнем слое океана;

г) глубине океана.

(Ответ: б.)

11. Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо

проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

(Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя

вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном

случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.)

12. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации

углекислого газа в атмосфере.

(Ответ: глобальное похолодание, оледенение северных и высокогорных территорий,

уменьшение осадков, сокращение площади океана, изменение границ природных зон,

опустынивание внутриконтинентальных территорий, уменьшение продуктивности

растений.)

13. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет

количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим

временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли

кислорода в атмосфере?

(Ответ: увеличение количества сжигаемого топлива; сокращение площади лесов и

вообще растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов и гибель

водных растений.)

14. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов

земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют

промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему

на этих территориях сохраняется жизнь?

(Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию

газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.)

16. Расшифруйте аббревиатуры ПАВ, СМС, ГЭС, АЭС.

(Ответ: поверхностно-активные вещества; синтетические моющие вещества;

гидроэлектростанция; атомная электростанция.)

17. Перечислите отрасли хозяйства – основные потребители пресной воды.

(Ответ: орошение сельскохозяйственных земель, городское хозяйство, металлургия,

химическая промышленность (производство капрона, каучука и др.), целлюлозно-

бумажная промышленность.)

18 Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и

подземные воды.

(Ответ: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая,

текстильная промышленность; сельское хозяйство.)

19 Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и, в

сравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод

нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

(Ответ: нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая

препятствует газообмену между водой и атмосферой.)

20. Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и

транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой

океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать

пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного

загрязнения мировых водоемов.

(Ответ: 140 млн км2.)

21. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1

кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед,

образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше.

Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах

растет?

(Ответ: соединения свинца попадают во льды Гренландии главным образом с осадками и

пылью, приносимыми из других районов Земли. Развитие промышленности и

хозяйственная деятельность людей приводит к многократному, по сравнению с

естественным фоном, увеличению выбросов всевозможных веществ, которые

распространяются на большие расстояния от источника загрязнения.)

22. Где накапливаются уносимые с полей химические вещества, применяемые в сельском

хозяйстве?

(Ответ: главным образом в водоемах. Из воды эти вещества попадают в водные

растения, беспозвоночных, рыб и другие организмы. По цепям питания они могут вновь

попадать в организмы сухопутных видов. Часть химических веществ откладывается в иле

и наносах рек. Часть остается в почве и глубоких слоях грунта.)

23. В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со

строительством совершенных очистных сооружений?

(Ответ: даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны

полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых

технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду,

поэтому не происходит ее загрязнение.)

24. Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить

дороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой

транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются

поодиночке?

(Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на

дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих

северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров

вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого

количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит

(особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках

постепенно исчезает и рыба.)

25. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические

последствия) собранный на дорогах города снег? Выберите правильный ответ и обоснуйте

его:

а) на поле;

б) в реку или озеро;

в) в специально вырытый котлован;

г) в любое место.

(Ответ: в. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ

(нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание

этих веществ в водоемы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки

опасно.)

26. Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение

деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно

исправить это положение при строительстве дорог?

(Ответ: в таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или

грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что и приводит к

выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно

строительством дренажных труб под дорогами.)

27. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное

природоохранное мероприятие.

(Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его

из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов.

В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья,

экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение

окружающей среды отходами и т.д.)

28. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой

половине ХХI в., по прогнозам, будут исчерпаны более чем наполовину.

(Ответ: нефть, а также руды, содержащие никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам,

серебро, медь и другие.)

29. Как необходимо проводить вспашку почвы (или формирование грядок) на склоне,

чтобы предотвратить почвенную эрозию (выберите правильный ответ и обоснуйте его):

а) вдоль склона;

б) поперек склона;

в) по диагонали склона.

(Ответ: б. Такая распашка будет в наибольшей степени предотвращать смыв оголенной

почвы по склону.)

30. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые

плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде

проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них

пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против

распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К

каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная

вспашка) почвы в степи?

(Ответ: сильный ветер и частые засухи в степях могут приводить к тому, что при

оголении почвы во время вспашки плодородный слой будет выветриваться. Кроме этого,

степная трава и подушка из прошлогодней пожухлой растительности создают особый

микроклимат и поддерживают более высокую влажность в степных экосистемах. Частая

обработка почвы (особенно вспашка) может привести к потере почвенного плодородия и,

в конечном итоге, к опустыниванию. Поэтому ученые рекомендовали либо отказаться от

распашки степи, либо проводить безотвальную вспашку, а не традиционную – отвальную.

Со временем правильность этой точки зрения подтвердилась.)

31. Почему в степных условиях рекомендуется безотвальная вспашка?

(Ответ: безотвальная вспашка подрезает верхний горизонт почвы, оставляя стерню

(остатки прошлогодней травы) на поверхности. Так как стерня не переворачивается, то и

не оголяется почва. Это способствует резкому ослаблению эрозии почвы.)

32. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен:

если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь –

возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на

лесных реках наводнения случаются редко?

(Ответ: растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной

территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам)

поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.)

33. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;

б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;

в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются

в прежнем составе;

г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;

д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;

е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;

ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;

з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его

существованию;

и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;

к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и

болезней.

(Ответ: «да» – а, б, з, к; «нет» – в, г, д, е, ж, и.)

34. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить и вывозить только зимой

по глубокому снегу. Почему?

(Ответ: в этом случае значительно меньше нарушается почвенный покров – не

уничтожаются подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи,

изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы. В северных районах, где

почвенный слой формируется долго и не достигает значительной толщины, соблюдение

этих условий приобретает особое значение.)

Время на выполнение: 45 мин. (5 задач – 5 баллов)

За верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.












Контрольная работа№2

1.Область знаний и практическая деятельность человека по рациональному использованию природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется …

а)природопользованием

б)социалогией.

в) естествознанием;

г) культурологией.

2. Охрана окружающей среды (природы) – система межгосударственных, государственных и общественных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения природной среды при материальном производстве и удовлетворении физиологических и культурных потребностей людей, которая предполагает охрану всех геосфер Земли, как-то: воды, недр, почв

а) пелагиали;

б) бентали;

в) мантии;

г) воздуха

3. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования – это называется правилом …

а) приоритета охраны природы над ее использованием;

б) повышения степени использования;

в) региональности;

г) прогнозирование

4. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются …

А) природными ресурсами

б) природными условиями;

в) природной средой;

г) предметами потребления.

5. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых?

А) исчерпаемыми невозобновимыми

б) исчерпаемые возобновляемые;

в) неисчерпаемые.

6. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется …

а) экологическим риском;

б) экологическим кризисом;

в) экологической катастрофой

7. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …

а) экономически развитые страны;

б) Россию и СНГ;

в) страны Европы и Америки;

г) все страны

8. Потепление климата на Земле связано …

а) с озоновым экраном;

б) парниковый эффект

в) с появлением смога;

г) с Ла-Нинья.

9. Что не относится к трем видам загрязнения окружающей среды?

а) химическое;

б) физическое;

в) биологическое;

г) информационное

10. . Газ, который пропускает длинноволновое инфракрасное излучение и не приводит к «парниковому эффекту».

а)SO2

б) СО2;

в) СН4;

г) N2О.

11. По происхождению отходы делятся на бытовые, промышленные и …

А)сельскохозяйственные

б) твердые;

в) газообразные;

г) жидкие.

12. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды – это …

А) экологическое право

в) сертификация;

г) аудит.

13. Качество окружающей среды – это …

а) в соотвествии параметров и жизнедеятельности человека.

б) система жизнеобеспечения человека в цивилизованном обществе;

в) уровень содержания в окружающей среде загрязняющих веществ;

г) совокупность природных условий, данных человеку при рождении

14.Санитарно-гигиенические нормативы качества – это …

А)ПДК и ПДУ

б) ПДВ;

в) ПДС;

г) ВСВ и ВСС.

15. . Система долговременных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды и ее отдельных объектов – это …

А)экологический мониторинг

б) экологическая экспертиза;

в) экологическое прогнозирование;

г) экологическое нормирование.

16. Подготовка экологически образованных профессионалов в разных областях деятельности достигается через …

А) система экологического образования

б) самообразование;

в) широкую просветительную работу по экологии;

г) участие в общественном экологическом движении.

17. . Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на хозяйствующих объектах – это …

А)экологический контроль

б) экологическая экспертиза;

в) оценка воздействия на окружающую среду;

г) регламентация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

18. Вид ответственности, который предусмотрен за несоблюдение стандартов и иных нормативов качества окружающей среды, называется … ответственностью.

а) уголовной;

б) административной

в) материальной;

г) дисциплинарной.

19. К объектам глобального мониторинга относятся …

а) агроэкосистемы;

б) растительный и животный мир

в) грунтовые воды;

г) ливневые стоки.

20. Согласно положениям Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002), граждане обязаны:

А) сохранять природу и окружающую среду

б) принимать участие в референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

в) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) участвовать в проведении слушаний по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде

21. Ввод в эксплуатацию объектов без технических средств обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ и без обеспечения выполнения установленных требований в области охраны окружающей среды…

а) запрещается

б) разрешается при условии наличия средств контроля за загрязнением окружающей среды;

в) разрешается в индивидуальном порядке Главным санитарным врачом субъекта РФ;

г) допускается при условии последующего дооснащения объекта в соответствии с требованиями.

22) В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если…

а) общественная экологическая экспертиза уже была ранее проведена в отношении данного объекта;

б) общественная эколгическая экспертиза должна проведена дважды в отношении данного объекта

в) общественная экологическая экспертиза финансируется из фондов неправительственной организации;

г) в проведении общественной экологической экспертизы участвуют лица, не имеющие высшего специального образования.

23) . Принцип презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности подразумевает,…

а) что любая деятельность признается экологически опасной;

б) что безопасность любой деятельности должна быть доказана.

в) что экологическая опасность любой деятельности не может быть приоритетным фактором при принятии решения о реализации этой деятельности;

г) что виновные в осуществлении экологически опасной деятельности должны нести ответственность за свои деяния.

24. Мониторинг отдельного производства:

А) Национальный.

В) Прогнозируемый.

С) Локальный.

Д) Окружной.

Е) Глобальный.






















Фонд оценочных средств

рамках промежуточного контроля.

Вопросы для дифференцированного зачета

1.Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

2. Особенности взаимодействия общества и природы.

3. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.

4. Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса.

5. Принципы рационального природопользования.

6.Методы рационального природопользования.

7. Методы экологического регулирования.

8. Принципы размещения производств различного типа.

9. Основные группы отходов.

10. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования.

11. Понятие мониторинга окружающей среды.

12. Принципы мониторинга окружающей среды.

13. Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности.

14. Социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

15. Принципы международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

16. Правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

17. Природоресурснный потенциал Российской Федерации.

18. Охраняемые природные территории.

19. Анализ экологических последствий различных видов деятельности.

20. Прогноз экологических последствий различных видов деятельности.

21. Взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности .

22. Регламенты экологической безопасности в профессиональной деятельности.

23. Понятие теоретических знаний в области экологии.

24.Понятие теоретических знаний в области природопользовании.

25. Методы расчета параметров производственных ресурсов и результатов деятельности предприятия.

26. Методы расчета параметров экономических затрат и результатов деятельности предприятия.

27.Формы воздействия на природу.

28. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.

29.Урбанизация и биосфера.

30. НТП и природа в современную эпоху.

31 Утилизация отходов.

32. Перспективы создания природосберегающих производств.

33. Признаки экологического кризиса.

34. Глобальные проблемы экологии и пути их решения.

35. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

36.. Классификация природных ресурсов, использование и воспроизводство ресурсов.

37. Пищевые ресурсы человечества.

38. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

39. Проблемы демографии.

40. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными отходами.

41. Загрязнение биосферы и способы ликвидации их последствий.

42. «Зеленые революции» и их последствия.

43. Мониторинг.

44. Правовые и социальные вопросы природопользования.

45. История Российского природоохранного законодательства.

46. Международные природоохранные мероприятия и организации, участие в них России

47. Новые подходы к природоохранной деятельности.

48. Правовая и юридическая ответственность предприятий.

49. Экологическая оценка производств.

50. История Российского экологического законодательства.

Дифференцированный зачет

« Экологические основы природопользования » для технолога. В№1

А1.Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль,

леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

А2. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота; б) кислорода; в) углекислого газа; г) углеводородов; д) аргона.

А3. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов;

д) увеличению радиационного фона на Земле

А4. Область знаний и практическая деятельность человека по рациональному использованию природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется …

а)природопользованием б)социалогией. в) естествознанием; г) культурологией.

А5. Вид ответственности, который предусмотрен за несоблюдение стандартов и иных нормативов качества окружающей среды, называется … ответственностью.

а) уголовной; б) административной в) материальной; г) дисциплинарной.

В1. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;

б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;

в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;

г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;

д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;

е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;

ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;

з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;

и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;

к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.

В2. Расшифруйте аббревиатуры ПАВ, СМС, ГЭС, АЭС.

В3. . Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ)на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные электростанции; ветряные электростанции.

С1.Дать характеристику конференции ООН( объяснить не менее 5 принципов).

С2. Перечислить международные организации по охране окружающей среды

( не менее 5).

С3. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды.


Дифференцированный зачет

« Экологические основы природопользования » для технолога. В№2

А1. Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы; б) верхнем слое атмосферы; в) верхнем слое океана;

г) глубине океана.

А2. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические

последствия) собранный на дорогах города снег? Выберите правильный ответ и обоснуйте

его: а) на поле; б) в реку или озеро; в) в специально вырытый котлован;

г) в любое место.

А3. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования – это называется правилом …

а) приоритета охраны природы над ее использованием;

б) повышения степени использования; в) региональности; г) прогнозирование

А4. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются …

А) природными ресурсами б) природными условиями;

в) природной средой; г) предметами потребления.

А5. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется …

а) экологическим риском; б) экологическим кризисом; в) экологической катастрофой

В1. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;

б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;

в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;

г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;

д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;

е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;

ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;

з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;

и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;

к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.

В2.Дать характеристику мониторингу( виды и классификация).

В3.Перечислить санитарно-гигиенические нормативы качества.( объяснить и привести примеры).

С1. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие.

С2. В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений?

С3.Дать характеристику охраняемым природным территориям.


Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности

Оценка уровня подготовки

Количество баллов вербальный аналог

80÷ 100 Более 50 отлично

65 ÷ 79 Более 40 хорошо

50 ÷ 64 Более 30 удовлетворительно

менее 50 0-29 неудовлетворительно



































Литература

Основная

1. Константинов В.М Экологические основы природопользования \М.: ,Издательский центр « Академия ».2013г

2. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования / Э. А. Аруста-мов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. М. : Дашков и Ко, 2006. – 320 с.

3. Войткевич, Г. В. Основы учения о биосфере / Г. В. Войткевич, В. А. Вронский. – М. : Просвещение, 2005.

4. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, А. В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с.

5. Маврищев, В. В. Основы общей экологии. Учеб. пособие / В. В. Маврищев. – М. : Высш. шк., 2000. – 317 с.

6. Общая экология: Учеб. для вузов / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 510 с.

7. Розанов, С. И. Общая экология / С. И. Розанов. – СПб. : Лань, 2001 – 288 с.

8. Экология и экономика природопользования: Учеб для вузов / Э. В. Гирусов, В. Н. Лопатин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.


Дополнительная

1. Батенков, В. А. Охрана биосферы: Учебно-метод. пособие / В. А. Батенков. – Барнаул : изд-во Алт. ун-та, 2002. – 193 с.

2. Егоренков, Л. И. Экология туризма и сервиса: Учеб. пособие / Л. И. Егоренков. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 210 с.

3. Любушкина, С. Г. Естествознание. Земледелие и краеведение: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / С. Г. Любушкина, К. В. Пашканг. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 456 с.

4. Никаноров, А. М. Глобальная экология: Учеб. пособие / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. – М. : Приор, 2001.

5. Прищеп, Н. И. Экология. Практикум: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Прищеп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 272 с.

6. Реймерс, Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы): Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М. : Россия молодая, 1994. – 367 с.

7. Тарасова, Н. П. Задачи и вопросы по химии окружающей среды / Н. П. Тарасо-ва, В. А. Кузнецов, Ю. В. Сметанников, А. В. Малков, А. А. Додонова. – М. : Мир, 2002. – 368 с.

8. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружаю-щей среды: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

Интернет-ресурсы:

1. Web-атлас (по экологии) www.sci.aha.ATL.ru

2. Сайт Госкомэкологии РФ www.econom.ru

3. www.cap.ru