СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонема "С" и семантическое поле слова "слон"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Автоматизация звука «С» в словах, предложениях.

2.Развитие фонематического слуха и навыков фонематического восприятия на звук «С».

3.Уточнение и обогащение словаря.

4.Развитие грамматического строя речи и валентностей слов.

5.Развитие функции словоизменения.

Просмотр содержимого документа
«Фонема "С" и семантическое поле слова "слон"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Составила и провела Татьяна Николаевна Пегушина учитель-логопед. 2 класс (VII вида)

Автоматизация звука «С» через формирование «семантического поля» слова «слон» развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

Тема: Фонема «С» и «семантическое поле» слова «слон», развитие валентностей слов.

Цели:

Образовательные:

1.Формирование «семантического поля» слова «слон».

2.Закрепление слов: синонимы, антонимы, глагол, прилагательное.

Коррекционные:

1.Автоматизация звука «С» в словах, предложениях.

2.Развитие фонематического слуха и навыков фонематического восприятия на звук «С».

3.Уточнение и обогащение словаря.

4.Развитие грамматического строя речи и валентностей слов.

5.Развитие функции словоизменения.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к животным.

2.Развитие наблюдательности.

Оборудование:

Карточки, схемы, толковые словари, картинки с изображением животных, фильм о слонах.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

  • Выделение главного слова.

-Вспомните, кто позвал зверей на праздник? (слон)

- Объясните, кто такой «слон»?

Слон – большое дикое животное с толстыми ногами и длинным носом – хоботом (работа со словарём)

2.Звукослоговой анализ слова «слон»

- Произнесите слово «слон», чётко проговаривая все звуки.

- Сколько слогов в слове «слон»? Почему?

- Сколько звуков в слове «слон»? Назовите их по порядку.

3.Однокоренные слова.

Программная лексика: слон, слониха, слонята, слонёнок.

*Послушайте ещё раз текст и положите перед собой столько фишек, сколько родственных слов к слову «слон», вы услышите.

(По мере названия детьми однокоренных слов рядом с картинкой приклеиваются графические карточки)

Прочитайте однокоренные слова, чётко проговаривая звук «с»

4.Развитие функций словоизменения.

К выделенным однокоренным словам подберите подходящие по смыслу слова, используя графические карточки.

Слон забавные

Слониха весёлый

Слонёнок праздник

Слонята задремавшая

Слоновый чистый

Слоновий

*Сосчитайте:

Один два много

Слон

Слонёнок

Одна две много

Слониха



*Закончи строчки:

Под пальмой отдыхают …….

Нет забот у ….

Загляните под пальму к ….

Вы увидите у пальмы ….

Познакомьтесь со ….

Позаботьтесь о …..

*Прочитайте стихи о слонах. Вместо точек вставьте однокоренные слова.

Спит спокойно старый…..

Стоя спать, умеет он.

Двое маленьких ….

Спать давным - давно хотят.

В гости в Африку пойду

Там …я найду.

А …..щеголиха

Так отплясывает лихо.

Графические опорные карточки:

СЛОН

СЛОНЯТ

СЛОНЁНКА

СЛОНИХА





5.Слова, обозначающие действия предметов.

Программная лексика:

Задремать, топать, купаться, стоять, улыбаться, обливаться, спрятаться.

*Игра – аппликация.

Посмотрите на картинку «Купание слонят»

Куда зашёл первый слонёнок?

(в воду)

Где стоит второй слонёнок?

(на берегу)

Где спрятался третий слон?

(за пальмой)

*По картинкам назовите, что делает слон.



К

Картинка

слона

упается

Обливается

Моется

Умывается

Идёт

Тяжело ступает

Спит достаёт

Кивает дотягивается

Стоит хватает, ест.

*Составьте предложения по вопросам.

Вчера │ СегодняЗавтра

Слон слон слон

Что делал? Что делает? Что будет делать?

Спит

Кивает головой

Стоит

*Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия словами-синонимами:

  • Дремлет под пальмой

  • Тяжело вступает по траве

  • Купается в реке

СПИТ

ТОПАЕТ

МОЕТСЯ





*Прочитайте текст, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова-действия. Учитывая графические опоры.

6.Слова, обозначающие признаки предметов.

Программная лексика: сильный, смелый, славный, серый. Сонный, слоновый, слоновья, слоновье, слоновьи.

*Подберите подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов к словам: СЛОНИК, СЛОНИХА, СЛОНЯТА

Слоник │ слониха │ слонята│

какой какая какие

сильный

смелый

славный

серый

сонный

опора: предметные картинки.

*Закончи словосочетание, используя графические опоры.

Слоновый, слоновья, слоновьи, повадки, уши, банан, глаза, кожа, смелость

СЛЕД

ПРАЗДНИК

ЛАКОМСТВО





*К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова,

противоположные по смыслу (антонимы)

Смелый слон –

Старые слоны –

Ласковая слониха –

В

трусливый

молодые

строгая

грустный

есёлый слоник –





*Опишите слона, используя слова-признаки: серый, смелый, большой, спокойный, умный, старый.

*Прочитайте, замените слово выносливый, где следует словами близкими по значению.

Н

Выносливый

Сильный

Трудолюбивый

ет более выносливого зверя, чем слон. Слоны помогают строителям переносить брёвна. Слон хороший помощник и верный друг человека. Слон может работать с раннего утра и до позднего вечера.





7.Составление связного рассказа.

*Составьте рассказ.

1.Что задумал слон?

2.Кого позвал слон?

3.Что рассказал слон о своей семье?

4.Чем занимались слоны?

5.Понравился ли зверям праздник под пальмой?

По началу: Саша и Света встретили под пальмой неуклюжего, задумчивого слонёнка и ….

Прочитайте. Дополните окончания глаголов 3 лица, ед.ч.

Расскажите.

Жив… в джунглях. Вста… рано утром. Идё… к речке и дума… , не пора ли искупаться. Заход… в воду и облива… себя прохладной водой.

*Анализ словесного состава предложения.

*Составьте предложения из данных слов.

Усталый слон свежей водой себя поливает.

*Прочитайте предложение?

*Сколько слов в предложении?

*Назови слова в предложении по порядку.

*Выдели слова со звуком «С»

*Определи место звука «С» в словах.

1.Куда отправились слонята?

2.Почему они решили искупаться?

3.Как купались слонята?

4.Что задумал самый маленький слон?

8.Итог занятия.

- Над каким звуком мы работали?

- Назовите однокоренные слова к слову «слон»?

- Спасибо за работу!