Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности младших школьников. Анализ содержания ФГОС НОО позволил определить ее в качестве важной составляющей функциональной грамотности учащихся начальной школы, а также цели и результата обучения. Это обосновывает значимость читательской грамотности в становлении способности учеников использовать чтение как средство познания и решения жизненных ситуаций. Соответственно это значительно повышает уровень их развития, успешность обучения в целом.
Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, качество образования, ФГОС НОО.
Чтение – это основа обучения в начальной школе, так как хорошо освоенные его навыки в дальнейшем преобразуются в средства познания и приобретения знаний и умений в различных областях. Но при этом важно научить младших школьников не только и не столько техническим умениям, но и сформировать первоосновы читательской грамотности.
Читательская грамотность согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [4]следует рассматривать в качестве одной из важнейших составляющих функциональной грамотности, значение которой заключается в становлении у младших школьников способности применять знания, умения и навыки, полученные на уроках, в различных учебно-познавательных и жизненных ситуациях. Функционально грамотный учащийся становится наиболее инициативным, самостоятельным, стремящимся к саморазвитию и творчеству.
Рассматривая содержание читательской грамотности, как составляющей функциональной грамотности, необходимо определить ее в качестве умений и способности человека «понимать и применять письменные тексты, анализировать и изучать их с целью разрешения собственных жизненных задач» [1, с. 44]. М.И. Кузнецова подчеркивает, что читательская грамотность это не только способность понимать и применять письменную речь для решения различных ситуаций, но и способность самообразовываться и самосовершенствоваться [2].
Анализируя содержание ФГОС НОО [4], можно отметить, что читательская грамотность младших школьников основывается на становлении навыков чтения у учащихся, которое определяется в качестве средства личностного развития детей, их успешной социализации. Поэтому эта грамотность соотносится как с целями, так и планируемыми результатами обучения.
Формирование читательской грамотности младших школьников происходит в процессе изучения всех учебных дисциплин. Но наиболее значимым является «Литературное чтение», так как в его рамках развиваются ее первоосновы. Так согласно требованиям ФГОС НОО результатами освоения данной дисциплиной выступают:
1. Освоение техники чтения.
2. Понимание смысла прочитанного текста.
3. Применение выборочного чтения для нахождения определенного материала.
4. Поиск и обнаружение информации, представленной в тексте в явном виде.
5. Интерпретация и обобщение информации из прочитанного теста, выведение выводов.
Все перечисленные требования к результатам освоения «Литературного чтения» и определяют в совокупности уровень сформированности читательской грамотности.
Ориентированность обучения чтению младших школьников на формирование читательской грамотности в соответствии со ФГОС НОО предполагает использование разнообразных технологии. Опираясь на рекомендацииВ.Н. Лутошкиной [3], следует применять, в первую очередь, такие, как технологии проблемного обучения и критического мышления.
Технология проблемного обучения предполагает регулярное и систематическое включение в процесс формирования читательской грамотности проблемных ситуаций. Они должны стимулировать активность и инициативность учащихся к поиску ее решения на основе чтения. Для этого можно при ознакомлении с текстом подводить их к определенному противоречию, разрешение которого связано с анализом, обобщением и нахождением необходимых аргументов в представленной информации. Или задавит вопросы и задания по тексту побуждающие младших школьников сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Технология критического мышления способствует формированию важной составляющей читательской грамотности выраженной в критичном осмыслении прочитанного и самостоятельности. Для этого эффективно вводить в обучение такие приемы, как мозговой штурм, учебные дискуссии, установление верности или неверности утверждений.
Как показывает опыт работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности с помощью вышеперечисленных приемов, они значительно повышают способность учащихся применять чтение с целью познания, решения проблем на различных уроках и повседневной жизни. Ученики начинают задумываться о прочитанном, анализировать полученные сведения, применять их в различных ситуациях. Это повышает качество освоения программного материала и успеваемость.
Итак, полноценное формирование читательской грамотности у младших школьников позволяет существенно повысить качество их обучения в целом. Учащийся начальных классов, постепенно овладевающий этой грамотностью, приобретает возможность более осознанно познавать содержание учебных дисциплин, расширять свой кругозор, критично относится к информации и ориентироваться в ней.
Список литературы
Качурина О.Л. Приемы формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников / О.Л. Качурина // Кубанская школа. – 2021. –№2. – С. 43-48.
Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И. Кузнецова // Педагогические измерения. – 2017. – №2. – С. 35-45.
Лутошкина В.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова; под общ.ред. С.В. Буланкова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 17.02.2024).