«Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату. Итоги краевых контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Не понимают текст. Считаю актуальной тему формирования читательской грамотности у учащихся.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Формы и средства работы
Использую тексты блицконтроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:
поиск верных и неверных утверждений
найти речевые ошибки и исправь их
совместное изучение и пересказ в паре
деление текста на смысловые части
восстановить порядок действий по картинкам
озаглавливание каждой части
пересказ текста в паре
Виды проблемных диалогов:
Через ключевой вопрос урока
Через столкновение мнений
Через грамматическую сказку
Через ошибку
Проблема «лёгкой темы»
Прием сравнения
Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка
Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Одной из главных задач обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у обучающихся в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что у младших школьников постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. В связи с этим возникает необходимость приобщения обучающихся к чтению. Поэтому, одним из ведущих методов обучения английскому языку становится работа с текстом, в процессе которой младшие школьники овладевают читательскими умениями.
Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у обучающихся техники чтения на английском языке и, в частности, таких умений, как:
умение читать с помощью (изученных) правил и с правильным словесным ударением;
умение читать с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
умение читать основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
умение читать небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации;
умение читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста;
умение определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной наглядности;
умение пользоваться справочными материалами (англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;
умение читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
умение читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
умение понимать внутреннюю организацию текста;
умение читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом.
2. Умения, формирующиеся при работе с текстом.
Анализируя данную группу умений, описанных в современных рабочих программах начального общего образования, можно выделить разные этапы работы с текстом:
1. работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:
умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
умение определять тему и главную мысль текста;
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграмма;
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
умение предвосхищать содержание текста за счет вдумчивого прочтения заголовка и прогнозирования того, какое содержание может быть в него вложено;
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
2. работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:
умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
3. работа с текстом: оценка информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:
умение высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте;
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
3. Умения в области речевой деятельности в русле чтения, отражены в том или ином виде во всех действующих рабочих программах начального общего образования.
Предполагается формирование умений [1]:
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).
Уже на начальном этапе обучения чтению на английском языке младших школьников следует обучать работе с текстом. При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов:
1. Предтекстовый – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта обучающихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания обучающихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений) [7]. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.
Предлагаемые упражнения: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора; сформулировать предложения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций; ознакомиться с новой лексикой и определить тематику / проблематику текста на основе языковой догадки; просмотреть текст / первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы / утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенный вопросы до чтения текста [8].
2. Чтение текста (отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной обучающимися перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным текстом информационного характера, то он предназначен для работы над всеми видами чтения. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие – для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи – для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.) [7]. На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, потому что если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл. Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
Предлагаемые упражнения: найти / выбрать / прочесть / соединить / вставить (ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности / ложности утверждений; подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.; глаголы / прилагательные / эпитеты / другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо; описание внешности / места события / отношения кого-либо к чему-либо и т.д.); догадаться (о значении слова или слов по контексту; какой из предложенных переводов / какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события во второй главе / следующей части текста) [8].
3. Послетекстовый – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного [7].
Предлагаемые упражнения: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста (обосновать свой ответ); сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план, выделив его основные мысли; рассказать текст главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.); кратко изложить содержание текста / составить аннотацию к тексту / дать рецензию на текст и т.д.; придумать, что могло бы случиться, если бы… (придумать новый конец текста); придумать новое название; подобрать / отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д. [8].
Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что читательские умения формируются только в системе, поэтому в процессе работы с текстом учитель формирует систему читательских умений в целом, хотя каждое конкретное упражнение связано, как правило, с одним из элементов текста и является крохотным шажком в овладении учеником соответствующих умений.
Список литературы:
Быкова Н.И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 77 с.
Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 39-44.
Колесникова И.Л., Долгина О.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», «Cambridge University Press», 2001.
Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – Мн.: Выш. школа, 1979. – 352 с.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 522 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
Системно-деятельностный (компетентностный) подход при обучении чтению на английском языке в начальной школе: материалы из опыта работы / авт.-сост. И.Г. Кузнецова; отв. за вып. О.В. Порхунова. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 90 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.