Отчёт по теме самообразования (обобщение опытом):
«Формирование читательской компетентности младших школьников путём использования современных образовательных технологий, методов и приёмов в соответствии с требованиями ФГОС»
Вступление
Вхожу с Волшебным сундучком под музыку.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня в волшебном сундучке? (предположения коллег).
- Ваши предположения мы проверим немного позже.
- А сейчас, давайте попробуем представить себя в роли ученика, почувствуем своё внутреннее настроение.
- Перед собой вы сейчас видите педагога, который будет что-то рассказывать. В вашей голове борются мысли: долго ли она будет выступать и будет ли что-то интересное?
- Вот так и многие дети, придя в школу, думают: скорей бы закончились уроки и побыстрее домой! А вот чтобы таких мыслей у учеников не было, важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного.
- А теперь давайте проверим ваши предположения о том, что же находится в этом сундучке. Начнём с разгадывания ребуса
- Итак, в волшебном сундучке подарок. Что же это за подарок? (ответы коллег)
- «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» Сесиль Лупан
- Интерес к чтению является одной из составляющих читательской компетентности.
- Тема моего отчета звучит так (слайд): «Формирование читательской компетентности младших школьников путём использования современных образовательных технологий, методов и приёмов в соответствии с требованиями ФГОС».
Введение
На протяжении последних десяти-пятнадцати лет в нашей стране произошёл огромный скачок в развитии компьютерной техники, активно используется сеть Интернет. Это послужило возможными причинами утраты интереса к чтению. «В России уменьшается доля «читающего населения», - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Вадимович Степашин. По данным библиотекарей, лишь 10% людей читают книги по интересам, причём процент активных читателей уменьшился во много раз по сравнению с прошлыми годами.
Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач. Уходит в прошлое традиция семейного чтения, мало того, в некоторых домах и вовсе отсутствуют книги. Дети – дошколята, воспитанные в таких социальных условиях, приходят в школу с низким познавательным интересом, не знают сказок, стихотворений, не умеют их рассказывать, не имеют опыта общения с книгой. Родители часто жалуются учителям на нежелание детей, учеников начальной школы, читать.
Деятельность по поддержке чтения в стране развивается, но, к сожалению, несмотря на все усилия, проблемы остаются. Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению сегмента нового читателя – это молодое активное поколение XXI века. А с новым читателем необходимо работать по-новому, уметь его заинтересовать, говорить с ним на одном языке. Ну, и конечно, привлечь его и к чтению, и к книге, неважно в каком формате.
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного воспитания, что является одной из важных задач современного образования. Это связано с необходимостью не только умения читать, но и осмысливать, анализировать и интерпретировать прочитанное. В свете внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), использование современных образовательных технологий становится актуальным и востребованным инструментом для решения данной задачи. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В связи с этим, возрастает роль учителя начальных классов, так как именно в начальной школе необходимо формировать читательскую компетентность.
Цели и задачи самообразования
Цель: изучить и применять современные образовательные технологии, методы и приёмы для формирования читательской компетентности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
исследовать понятие читательской компетентности и ее составляющие;
определить роль современных образовательных технологий в обучении чтению;
изучить и внедрить в практику различные методы, приёмы и формы работы, способствующие формированию читательской компетентности;
оценить эффективность применения современных технологий в процессе обучения.
Методология работы:
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:
изучение литературы по теме (научные статьи, методические пособия);
анализ опыта коллег;
проведение уроков и внеурочных занятий с использованием различных технологий;
опросы, тесты для оценки восприятия и понимания обучающимися материала.
Основные результаты
Приступив к изучению литературы по теме самообразования, столкнулась с необходимостью разграничить понятия «компетентность» и «компетенции». Проведенный теоретический анализ данных понятий позволил сделать следующие выводы:
Читательская компетентность и читательские компетенции — это два связанных, но разных понятия.
Читательская компетентность — это общая способность обучающегося понимать, интерпретировать и анализировать тексты. Она включает в себя навыки, необходимые для эффективного чтения и понимания различной информации, а также способность применять эти навыки в различных контекстах.
Читательские компетенции — это более конкретные навыки и умения, которые составляют читательскую компетентность. К ним можно отнести умение:
четко и быстро читать тексты разных жанров;
понимать содержание и смысл прочитанного;
выполнять анализ, синтез и критическое оценивание информации;
определять основные идеи и аргументы текста;
ориентироваться в структуре и стиле писательского текста;
использовать различные стратегии чтения в зависимости от целей.
Таким образом, читательская компетентность описывает общую способность и уровень навыков, а читательские компетенции — это конкретные умения, составляющие эту способность.
Разработчики Федерального государственного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают:
владение техникой (навыком) чтения (осознанно, правильно, выразительно читать);
владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (извлекать из текстов интересную и полезную информацию);
знание книг и умение их самостоятельно выбирать;
эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;
сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении).
Сегодня я хотела бы остановиться на некоторых составляющих моей работы по формированию читательской компетентности:
формирование техники чтения;
умения работать с книгой;
начитанность;
разносторонняя работа с текстом.
Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать». Базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Именно на нём создаётся основа для последующего обучения.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. В результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения (умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения).
Для лучшего запоминания букв использую в работе ассоциативную методику («На что похожа буква» ФОТО страниц из букварёнка + готовые образцы). Эта же методика помогает детям при запоминании словарных слов на уроках русского языка. Это могут быть и звуковые (фонетические) ассоциации. Предпочтительны в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна, и тогда ученики запомнят с первого раза орфограмму или ударение.
Береза — белая береза.
Брошюра — брошь подарил мне Юра.
Герой — Гена — герой
Железо — железо режу еле-еле.
Женщина — женщина варит щи.
Малина — малина маленькая.
Мебель — мебель из ели.
Морковь — морковь мокрая.
Осина — на осине живут осы.
Рисунок — на рисунке рис.
В слове спряталось другое слово или сочетание –ОРО-. Например: уЛИЦА, БАЗАр, учитЕЛЬ, МАГазин, РИСунок, вОРОбей, сОРОка, вОРОна, дОРОга.
Для запоминания постановки ударения в словах:
Жалюзи — орешки лучше не грызи, а задерни жалюзи.
Договор — договор украл вор.
Торты — съели торты, и не налезли шорты.
Звонит — вам Айболит звонит.
Каталог — упал каталог — обвалился потолок.
Квартал — Завершается квартал, кто теперь богаче стал?
Щавель — любишь сладость-карамель, а полезнее щавель.
Баловать — чтобы слез не проливать, лучше уж не баловать.
Красивее — быть куда красивее поможет платье синее.
Кроме того, для запоминания букв использую материала проекта «АБВГДйка» (видеоуроки, презентации, редактируемые рабочие листы в программе Word), а также добавляю в урок задания из рабочей тетради «Я учусь писать и читать» Кузнецовой М.И. (комплект «Школа XXI века»).
http://videouroki.net
На своих уроках я применяю разные методы и приёмы для повышения техники чтения: пятиминутки чтения (желательно читать по 5 минут на каждом уроке (жужжащее чтение, чтение шепотом, про себя), затем 1-2 ребёнка кратко пересказывают прочитанное. Когда чтение книги подходит к концу, ученик рекламирует свою книгу другим обучающимся: называет автора, название книги, главных героев, что больше запомнилось, почему рекомендует прочесть данную книгу одноклассникам. Все дети класса ведут читательские дневники).
В букварный период использую тренажёр по чтению М.И. Самойловой (особенно интересен приём работы над интонацией), а также пособие «Как научить ребёнка читать» Ольга и Сергей Федины (содержит 7 ступенек, и в каждой сначала даны методические указания, а затем упражнения для детей: слоги, система текстов от простых к сложным), букварь Н. Жуковой, таблицы Шульте, как цифровой, так и буквенный варианты (это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации, развитие этих навыков способствует улучшению памяти и быстроте чтения, помогает освоить технику скорочтения). За одну минуту нужно найти все буквы или цифры в определенной последовательности (а, б, в, г и т.д.). Такая же работа проводится и с цифровым вариантом. Эти таблицы развивают обзорное зрение и быстроту глаз. Ещё один из приёмов скорочтения – это чтение текстов в виде волны, спирали, яйца, сердечка. Читаем, держа лист в одном положении, то есть, следим за текстом глазами (перевёрнутые слова читаем «вверх ногами»). Таким образом развиваем внимательность, узнавание слов, технику чтения. Кроме того, такой формат делает чтение ещё осознаннее, интереснее и веселее.
Приём «Чтение с решёткой» (данный способ чтения способствует увеличению объема зрительного восприятия и развитию смысловой догадки. Чтение с решёткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Для плохо читающих детей вертикальные полоски лучше разредить).
Развиваю технику чтения, используя систему Валерия Борисовича Эдигея (чтение анаграмм по частям речи, исключая лишнее).
ГИРТ | НИДАВ |
ЕЛВ | АШФК |
СОЛН | РЁВКО |
ФИЛТУ | СЛОКРЕ |
С лишним словом составляли предложение, выполнял фонетический или морфологический разбор.
Или
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Или
аН келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. мурТи ёсн дочуки. сяА и ирсБо лизяв тьес. мурТи мойпал тьяп кенуой. сяА молайп щикале. ирсБоу лаппося калиймень касарь.
Рассмотрим вторую составляющую: умение работать с книгой. Формирование навыков работы осуществлялось на многих уроках. Так на уроках русского языка дети учились работать с различными словарями (толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический), на уроках окружающего мира – велась работа с энциклопедиями, справочниками, также работали с дополнительной литературой УМК «Школа России»: атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне», «Зелёные страницы». На уроках литературного чтения (внеклассного чтения) и библиотечных уроках обучающиеся обращали внимание на название книги, иллюстрации, титульный лист, предисловие и послесловие к книге, оглавление или содержание. Выбор книг для них стал мотивированным и целенаправленным. Я не буду долго останавливаться на данной составляющей читательской компетентности, но хотелось бы представить вашему вниманию один из приёмов УМК «Школы ХХI века» - это моделирование обложки книги. СЛАЙД
Третья составляющая читательской компетентности, которую мы рассмотрим через призму современных образовательных технологий: технологии продуктивного чтения и развитие критического мышления через чтение и письмо, – это разносторонняя работа с текстом. Данные технологии имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с текстом. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.
Эти технологии включают 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения (РКМЧП – стадия ВЫЗОВА).
2. Работа с текстом во время чтения (РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ).
3. Работа с текстом после чтения (РКМЧП – РЕФЛЕКСИЯ).
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципации, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача учителя: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Приёмы:
1. «Прогноз по названию».
2. «Прогноз по иллюстрации» (рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? Или Опишите героя, определите черты его характера).
- Давайте вновь представим себя в роли учеников.
- Ребята, когда вы входили в класс, обратили внимание, что висит на двери? (афиша)
- Что вы можете сказать, глядя на эту афишу? Куда она нас приглашает?
(В театр. На новогодний музыкальный спектакль по мотивам сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»).
- Сформулируйте тему нашего урока.
3. «Загадка» (тема урока зашифрована в виде загадки или загадки – описания).
4. Приём «Верите ли вы…» (очень нравится моим ученикам. Обучающимся в начале урока на листочках даются факты, дети знакомятся с ними. И рядом с фактами ставят значки: если согласны с данными фактами, ставят «+», а если нет, то «-». В конце урока, после ознакомления с учебным материалом, работая в группах, ученики снова возвращаются к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы).
5. «Ассоциации» (ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. Например, название текста «Слоновый прыгунчик».
- Что вы представили или кого, услышав такое название?
- О чём может рассказываться в тексте с таким названием?
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
3. Анализ текста
4. Беседа по содержанию текста.
5. Выразительное чтение.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приёмы:
1. «Чтение вслух» (по цепочке).
2. «Чтение в кружок» (учитель озвучивает задание: «Начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют).
3. «Чтение с остановками» (установка учителя: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка».
4. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы (данный приём может быть использован на любом этапе). «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (детям предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса по содержанию текста, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Затем они опрашивают друг друга и дают ответы.
«Толстые» вопросы: Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы: Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
5. Приёмы с маркировкой текста:
«Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «V» - это я знал, «+» - это для меня новое, «?» - об этом я хочу узнать больше, «!» - это противоречит моим знаниям (возникло желание узнать больше). Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Данный приём, а также работа с текстом (извлечение из текста полезной информации, определение темы и главной мысли, типа текста) представлена в пособии Узоровой О.В., Нефёдовой Е.А., которое была активно использовано во внеурочное время.
«Цветной текст». Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах, а не с теми, которые даны в учебниках. Для этой работы мы использовали текстовыделители. Например, желтый, голубой, зеленый.
Пример:
Виктор Лунин «Берёзовая роща»
Я иду по роще берёзовой,
Под её листвой кружевной.
Небосвод серовато-розовый
Слабо светится надо мной.
Под ногою веточка хрустнула,
И опять вокруг — тишина.
Только птичья песенка грустная
Вдалеке у реки слышна.
Деревца стоят, не колышатся,
Еле-еле дрожит листва.
Здесь легко и свободно дышится,
Здесь совсем не нужны слова…
- Какими зрительными впечатлениями делится с нами герой-рассказчик? Выдели эти строки жёлтым текстовыделителем.
- Какие звуки слышит герой? Выдели эти строки голубым текстовыделителем.
- Какие ещё ощущения, кроме слуховых и зрительных, появились у героя в берёзовой роще? Выдели эти строки зелёным текстовыделителем.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
4. Творческие задания.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача учителя: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приёмы:
1. Восстанови текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
2. «Слепой текст» или «Проталинки» (необходимо заполнить пропуски словами или числами из текста произведения).
3. «Шесть шляп».
4. «Творческий пересказ».
5. «Отзыв о прочитанном произведении по предложенному плану».
6. «Напиши письмо» (обучающимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Или написать письмо герою с советом или просьбой).
7. «Синквейн». Развивает умение обучающихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание этого понятия).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (фраза или предложение, показывающее отношение к теме).
Существительное (синоним, который повторяет суть темы).
Структуру синквейна дети запомнили по рисунку «Ёлочка».
- Попробуем составить синквейн к слову чтение.
Чтение.
Выразительное, осознанное.
Развивает, помогает, увлекает.
Расширяет кругозор.
Сокровище.
Хотелось бы упомянуть ещё об одном из приёмов (методе) технологии развития критического мышления «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе или записи на доске. Задача учеников — найти и исправить ее. Педагог может предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных фактов и дат. Слушая исправления, которые вносят ученики, преподаватель может сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса. «Ловить ошибку» можно на любом школьном предмете.
Пример:
1. На уроках окружающего мира: найди ошибки в тексте и исправь их.
Евразия - самый маленький материк. На этом материке находится наша страна – Россия. Она расположена только в одной части света - Европе.
Антарктида - самый тёплый материк. Самые распространенные обитатели Антарктиды: пингвины, кенгуру, морские львы, жирафы, белые медведи.
2. На уроках русского языка:
Вьюга.
На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.
Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок (11 ошибок).
Современные образовательные технологии представляют собой важный инструмент в формировании читательской компетентности. В своей работе я применяю:
1. Информационно-коммуникационные технологии (использование ИКТ создает активную обучающую среду): мультимедийные презентации, интерактивную доску, электронные приложения к учебникам. Всё это облегчает совместное чтение и обсуждение текстов, а также позволяет проводить разнообразные интерактивные задания.
2. Дети активно работают на образовательной платформе Учи. ру и Яндекс Учебник.
3. Технологию проблемного обучения.
4. Здоровьесберегающую технологию:
подвижные игры (на динамической паузе);
физкультурные минутки (для опорно-двигательного аппарата, зрения, мелкой моторики, релаксация);
4. Игровые технологии:
Выразительное чтение.
Чтение по ролям.
Интонационные этюды (учитель предлагает задание произнести фразу с нужным намерением (обрадовать, упрекнуть, обидеть и др.). Ученик сам определяет, с каким намерением он будет произносить свою фразу, а обучающиеся должны разгадать это намерение. Такие игры способствуют интонационному обогащению речи, повышению восприятия произведений. Можно использовать скороговорки, эмоционально и тематически связанных с произведением, которое должно изучаться на уроке.
Пантомимы или «живые картинки» интересны тем, что содержание эпизода нужно передать с помощью мимики и жестов. Такие игры дают простор для фантазии, выдумки. И в то же время пантомима требует от исполнителя и хорошего знания ситуации, и понимания характеров героев, и умения передать его внешнее поведение. Например, передать содержание сказки «Репка» без слов, имитируя движения и эмоции главных героев.
Инсценировки – это законченный вид исполнительской игры, в которой ученики должны дословно знать текст произведения и разыграть его, соединяя звучащее слово с мимикой, жестом, применяя костюмы или маски.
5. Следую принципам «Педагогики сотрудничества» (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса):
учитель – ученик (учитель – помощник, консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность, проживает ситуацию);
ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);
ученик – группа (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждение итогов выполненного задания методом беседы);
ученик – учебный материал (индивидуальная работа обучающихся с учебным материалом).
6. Гуманно – личностную технологию:
7. Технологию уровневой дифференциации:
8. Проектные методики (проекты, проектные задания).
Использую системно-деятельностный подход (главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника) для формирования читательской компетентности.
Оценка эффективности
Работа по формированию читательской компетентности проводилась в течение четырёх лет. Были использованы различные методы и приёмы, направленные на развитие навыков чтения, понимания прочитанного и анализа текста. По итогам проделанной работы были отмечены следующие положительные изменения:
повышение интереса к чтению у детей (на протяжении обучения детей в начальном звене, класс являлся одним из самых читающих классов по школе и в поселковой библиотеке).
развитие навыков анализа и интерпретации текста;
улучшение понимания, прочитанного;
формирование умения высказывать своё мнение о прочитанном.
Оценка эффективности в формировании читательской компетентности проводилась с использованием таких методов, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся, а также Всероссийские проверочные работы.
Взаимосвязь читательской компетентности и ВПР проявляется в том, что результаты проверочных работ позволяют оценить уровень сформированности читательских умений у детей. Задания ВПР направлены на проверку понимания прочитанного текста, умения находить информацию, делать выводы, интерпретировать факты и т.д. Результаты написания ВПР в 4 «В» классе: математика – 80% (результат по школе 73,5%), русский язык – 85% (65,4%), окружающий мир – 100% (81,6%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий, методов и приёмов по формированию читательской компетентности оказалось эффективным.
Заключение
Формирование читательской компетентности младших школьников через использование современных образовательных технологий является важным аспектом образовательного процесса. Внедрение данных технологий в соответствии с требованиями ФГОС позволяет не только развивать навыки чтения, но и способствует общему развитию детей, подготавливая их к дальнейшему обучению. Как учитель, я понимаю, что постоянное самообразование и применение новых подходов — это…
-Как вы думаете, что это такое?
- Давайте заглянем в наш волшебный сундучок. Это КЛЮЧ.
- Ключ к успешному обучению детей.
Список литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
Жукова, Т. В. «Методы и технологии в современной образовательной практике». — М.: Просвещение, 2020.
Грачева, Л. Н. «Читательская грамотность: теория и практика». — СПб.: Речь, 2021.