СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование экологической культуры на уроках биологии. Воспитательные возможности урока биологии».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании МО.

Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической культуры на уроках биологии. Воспитательные возможности урока биологии».»







Сообщение на тему:

«Формирование экологической культуры на уроках биологии Воспитательные возможности урока биологии».













Подготовила учитель биологии МОУ СОШ №1 г. Белинского

Иванова А.В.



Тема: Формирование экологической культуры на уроках биологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и свое Отечество …

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни …

  • активно и заинтересованно познающий мир …

  • умеющий учиться …

  • социально активный, уважающий закон ..

  • уважающий других людей …

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …;

  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия …;

  • Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области …

Личностные результаты должны отражать: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты должны отражать: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты должны обеспечивать: в рамках предметной области БИОЛОГИЯ:

1. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

2. Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

3. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Опасность бездумного природопользования ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства.

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.

Схема, отражающая систему работы по формированию экологической культуры:

Система работы по формированию экологической культуры.

Под системой работы педагога, школы, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определённого результата – формирование экологической культуры учащихся.

Принципы построения системы работы:

  1. Актуальность – отбор знаний, умений, формирование навыков с опорой на социальный заказ.

  2. Систематичность и последовательность.

  3. Научность и доступность – соответствие уровню образовательных возможностей учащихся данного возраста, наполнение научным содержанием.

  4. Преемственность – от возраста к возрасту расширение и углубление экологических знаний, умений и навыков.

  5. Практическая направленность.

Схема отражает последовательность осуществляемых действий: постановку цели и задач экологического образования учащихся; выбор методов и форм работы, разработку уроков и внеклассных мероприятий по проблеме; отслеживание достигаемых результатов.

Цель работы - формирование экологической культуры учащихся в системе уроков и внеурочной деятельности – достигается путем решения следующих задач:

▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний;

▪ формирование эколого-ценностных отношений;

▪ формирование эколого-ценностной деятельности;

▪ формирование эколого-ценностных ориентаций.

Реализация этих задач экологического образования происходит путем использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского.

Формирование экологической культуры учащихся происходит в педагогической деятельности учителя биологии на уроках биологии и занятиях факультатива, через систему внеклассной работы учащихся и работы с родителями.

Внеурочная деятельность учащихся не менее значима, но она охватывает только часть учащихся, проявляющих особую заинтересованность в изучении предметов естественного цикла.

Важную роль в формировании экологической культуры играет семья. Родители способствуют формированию экологически оправданного поведения в быту и помогают решать следующие задачи:

▪обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

▪обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

▪формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

▪осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.

Все эти компоненты взаимосвязаны и работают только при взаимодействии между собой.

Основное условие функционирования системы – активное сотрудничество всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, администрации школы и родителей.

Данная система способствует реализации одной из основных целей биологического образования – формированию экологической культуры учащихся.

Этапы формирования экологического воспитания:

1 этап- формирование мотивации - необходимости и желания, стремления к познанию объектов живой природы.

2 этап – формулируются экологические проблемы, показываются противоречия между человеком, обществом и природой.

3 этап – осознание обучающимися исторических причин возникновения современных экологических проблем и пути их решения.

4 этап – раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества на базе идей охраны природы.

5 этап – практический – является важнейшим этапом формирования ответственного отношения к природе. На этом этапе обучающиеся вносят реальный вклад в дело сохранения среды обитания.

Формирование экологической культуры на уроках биологии:

Формирование представлений о предмете, установление связи между знаниями об окружающей среде и развитием интереса к изучению природы начинается с первых уроков биологии в пятом классе. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала сведения, которые вызывают удивление, волнение. Это цифры – количество животных, растений разных групп.

Например, на Земле живет одновременно 10*7 насекомых, на каждого жителя планеты приходится 250 млн. насекомых. Что, если не заниматься охраной природы, через 50 лет на Земле останутся из насекомых – тараканы, из птиц – голуби, из млекопитающих – крысы, а из растений – одуванчики.

Тема «Класс насекомые. Общая характеристика». Знаете ли вы?

  • Орган слуха на ноге.

  • Вкусовые сосочки на лапках.

  • Обоняние на усиках.

  • Видят ультрафиолетовые лучи.

  • Слышат ультразвуки.

  • Есть чувство времени, ориентировки.

  • Воспринимают магнитное поле.

  • Физическая сила огромная.

  • Распознают концентрацию сахара 1/12000 (человек 1/50).

  • Полезные и вредные.

  • Одомашненные.

  • Красивые и безобразные.

Разнообразные формы урока:

Урок – сказка используется мной в изучении темы «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло?

Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.

Обращение к искусству с целью формирования эстетического отношения к живому. Репродукция картин «Грачи прилетели», Что дали птицы всему человечеству?
Красота осеннего леса в пейзажах И.И. Шишкина и И.Левитана. Показ фотографий, рисунков, масштабы загрязнения территории нефтью. Всегда использую «Экологический листок» местного времени.

Отмечая значение животных и растений обращаю внимание на эстетическую роль природы (составление синквейна):

Бабочка.

Яркая Красивая.

Порхает. Опыляет. Удивляет.

Проходит стадию куколки.

Живой цветок.
Для создания проблемной ситуации предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения, практические задания «на ошибку», уделяю внимание формированию умения видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны, использую рассказ «от противного», в котором дети находят ошибки поведения.

Попав в лес, заготовьте лекарственные растения – снимите кору березы, соберите листья крапивы, выкопайте корневища ландыша.

Костер разводите под пологом леса, чтобы порывы ветра его не потушили.

Дятел в лесу приносит пользу - он уничтожает вредных насекомых. А птицы, которые клюют плоды рябины - вредные. Эти плоды мог бы собрать человек.

Мухоморы и старые съедобные грибы для леса вредны, их нужно безжалостно уничтожать.

Не нужны для леса и жадные волки, которые обижают зайчат.

Громкую музыку слушайте на природе, за городом- там вдали от города вы никому не помешаете.

Уходя из леса, нарвите на память большой букет красиво цветущих растений.

Такие приемы стимулируют учащихся к пополнению знаний об окружающей среде, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды родного края.

Создаю ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, пословиц, стихов, фрагментов научно-популярных и художественных произведений.

Тему «Химический состав клетки» начинаю со стихотворения: Прошу мне ответить без всякой запинки: Ракета сложней или проще травинки?

Тема «Дыхание растений»: Около 300 лет назад М.В. Ломоносов написал трактат «Слово о явлениях воздушных», где отметил, что растения « строят ело из воздуха, который поглощают». Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова, роль растений в природе и жизни человека?

Тема: «Растительный организм как единое целое» - спор между органами растения. Кто прав?

Кроме основного содержания учебника добавляю региональный компонент, ввожу краеведческий материал , тем более, что эти знания пригодятся про подготовке к экологическим конкурсам. Использую на уроке результаты исследований учащихся. Сами учащиеся выступают со своей исследовательской или проектной работой перед одноклассниками, нарабатывая таким образом навык выступления перед аудиторией.

Особым, не менее важным моментом в формировании экологической культуры является исследовательская деятельность. Элементарные знания в этой области, ребята получают уже в 5 классе: учатся проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и самостоятельно работать с разными источниками знаний. В учебнике есть рубрика «Мои биологические исследования», где, используя предложенный «помощник», проводят биологические опыты и наблюдения. Например, докажите, что у водных растений есть полости, наполненные воздухом (Тема: «Вода как среда жизни организмов», 5 класс). Убедитесь, что некоторые растения выделяют вещества, угнетающие растения-конкуренты. (Тема: «Отношения организмов в сообществе», 5 класс).

Понаблюдайте за развертыванием почек. (Тема: «Органы и системы органов растений. Побег», 6 класс). Реальная исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность.

При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях).

Для обучающихся среднего звена и старшеклассников эффективным средством формирования экологической культуры личности могут стать следующие виды деятельности на уроке:

  • Проект улучшения экологической обстановки нашего города.

  • Составьте «кодекс» поведения в природе.

  • Наступит ли этап в эволюции биосферы: ноосфера- сфера разума? (Вернадский В.И.)

  • Обсуждение и решение проблем.

  • Решение экологических задач.

Таким образом, образовательный процесс предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. 











Список литературы:

1. ФГОС ООО.

2. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981. - 152 с.

3. Ногтева Е. Ю., Лушников И. Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2004. – 246с.

4. Ногтева Е. Ю. Основы мониторинга экологической культуры учащихся: Учебно-методическое пособие. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2009. – 116. с.

5. Ногтева Е.Ю. Педагогическая диагностика состояния и развития экологической культуры учащихся. – Череповец, 2007.