Математическая функциональная грамотность младшего школьника и оценка динамики её формирования
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
1. Понятие «функциональная грамотность» Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой и деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией. Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, или газоснабжение, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).
Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
в) в)способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее -короче, быстрее- медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
Предлагается на уроке математики ученикам 3 класса
Тексты заданий
Стоимость 1 минуты разговора по мобильному телефону на тарифе «Детский» составляет 40 копеек. Сколько минут можно разговаривать, по тарифу «Триумф», по цене 12 копеек в минуту за деньги, затраченные на 6 минут разговора по тарифу «Детский»?
Это задача на нахождение четвертого пропорционального (типовая для начальной школы) и для ее решения можно воспользоваться вспомогательной моделью в виде таблицы, которую дети составляют под руководством учителя.
Название тарифа | цена | время | стоимость |
Тариф «Детский» | 40 к. | 6 мин. | ? одинаковая |
Тариф «Триумф» | 12 к. | ? | ? |
2. Рассмотри таблицу и ответь на вопрос.
№ | Наименование продукта | Цена за 1 кг. |
1 | Яблоки | 35 руб. |
2 | Виноград | 120 руб. |
3 | Апельсины | 56 руб. |
4 | Груши | 145 руб. |
5 | Гранаты | 120 руб. |
Сколько рублей надо заплатить при покупке 2 килограммов яблок и 3 килограммов винограда?
3
. Определи площадь и периметр фигуры?
4. Сравни величины. Поставь знаки , =.
3 г. 8 мес…. 40 мес.
2 сут. 4 ч…. 18 ч
16 дм….106 см
4050г … 4 кг 500г
5. Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных.
6. Реши выражения.
50 – 3 • 8 – 2 • 7 + 13 – 11 =
3 • 6 + 16 : 2 : 4 • 7 – 19 =
(7 • 3 + 33) – 3 • 6 =
(76 – (27 + 9) + 8) : 6 • 4 =
9 • (2 • 3) – 48 : 8 • 3 + 7 • 6 – 34 =
(7 • 4 + 33) – 3 • 6 : 2 =
7. Сравни величины. Поставь знаки , =.
7045м … 7 км 45м 4 г. …..50 мес.
2 кг 9г …209 г 4 м 7 см …. 47 см