СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка: сокращение как один из приемов запоминания слов

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая деятельность основана на том, чтобы образ воспринятого сохранился в памяти, это познавательная функция, без неё немыслимо формирование функциональной грамотности.

Чтобы быть успешным, нужно держать в памяти огромное количество информации.

Сокращение является ключом к тому, как свободно владеть любым языком и немецкий язык не является исключением.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка: сокращение как один из приемов запоминания слов»

Роль иностранных языков

в развитии функциональной грамотности обучающихся


Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка: сокращение как один из приемов запоминания слов


Любая деятельность основана на том, чтобы образ воспринятого сохранился в памяти, это познавательная функция, без неё немыслимо формирование функциональной грамотности.

Чтобы быть успешным, нужно держать в памяти огромное количество информации.

Сокращение является ключом к тому, как свободно владеть любым языком и немецкий язык не является исключением. Во-первых, немецкие сокращения являются важной частью устной и письменной речи. Сокращенные слова так же используются в повседневной речи, только потому, что их проще произносить.

Немецкие сокращения, как и сленг, являются важной частью немецкой культуры, например, если Вы не владеете немецким языком и не очень много знаете об истории Германии, тем не менее Вы, наверняка, догадаетесь что означает ФРГ и ГДР, что одна относилась к Западной части Германии, а другая к Восточной.

И, конечно же, изучение немецких сокращений это еще один способ полнить свой словарный запас, что бы на шаг приблизиться к свободному владению языком.

Именно поэтому усвоение лексики (при обучении немецкому языку) я выдвигаю на первый план у учащихся 5-6 классов. Моя задача состоит в том, что бы сформировать у детей умение запоминать труднопроизносимые слова, научить распознавать сокращения, понимать их и, конечно же, использовать в речи. Ведь именно сокращенные слова присуще разговорной/обиходной речи и носят спонтанный, эмоциональный характер, что важно для достижения коммуникативной цели при обучении иностранным языкам.

В настоящее время педагогическая практика в области овладения сокращенной лексикой в обучении говорению на немецком языке в средней школе, испытывает трудности. В современных учебниках по немецкому языку не уделяется внимания овладению сокращениями, нет системы работы на усвоение СЛЕ. В УМК по немецкому языку сокращения составляют минимум словарного запаса. Учащиеся, да и сами учителя воспринимают сокращенное слово как самостоятельную единицу языка, не учитывая ее исходную форму. впрочем, это и является целью сокращения. Например, das Auto- машина не воспринимается сокращением от слова das Automobil.

Сами же ребята говорят, что заучивание иностранных слов самое скучное занятие. Современные технологии, методики предлагают многочисленные приемы запоминания слов.

И, конечно же, в своей работе я активно использую сокращения.

Приведу некоторые примеры, которые способствуют эффективному овладению СЛЕ на разных этапах урока.

На стадии вызова или актуализации, я использую рифмовки в качестве активизация сокращенных слов:

der Rolli (сокр. der Rollkragenpullover) - водолазка

der Bahner (сокр. der Eisenbahner) - железнодорожник

die Karte (сокр. die Fahrkаrte) – проездной билет

Molli hat gerne Rolli,

aber Rolli passt nicht zu Molli.

Celli spielt Violoncello,

Cello ist ein Instrument von Celli.

Der Bahner fragt nach Karten

Und wünscht uns schöne Fahrten.

Задания с недостаточными данными предполагают добавления недостающих данных. Задание предполагает логическое мышление, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить.

Определи, по какому принципу записаны слова, допиши ряд 1-2 своими примерами и объясни их.

  1. Oma, Mutti, Opa, …

Das ist…(eine Familie)

  1. Auto, Lok, U-Bahn, Obus, …

Das ist…(ein Verkehrsmittel)

  1. Bio, Mathe …

Das ist…(ein Schulfach)

  1. Nicki, Mini, Rolli …

Das ist…(Kleidung)

Задания на соотношение помогают сопоставить сокращение и его исходную форму

«Синквейн» помогает резюмировать информацию, применять словарный запас учащихся.

Пример «Mutti»

Mutti

gut fesch

versteht ermutigt verzeiht

die beste Person auf der Erde!

Herz

Так же мощным инструментом на стадии рефлексии являются задания на установление правильной последовательности, например текст с пропусками.

Положительные стороны этого вида работы:

  • значительно расширяется словарный запас учащихся; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание и запоминание;

  • совместная работа способствует лучшему усвоению сокращенной лексики;

  • благоприятные условия способствуют успеху у ребят-запоминание лексического материала, правильное произношение слов, умение их использовать в устной и письменной речи;

  • положительная динамика в образовательных достижениях

  • участие и результативность в конкурсах

Но необходимо учитывать и риски, c которыми можно столкнуться:

  • Отсутствие мотивации в изучении немецкого языка.

  • Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

  • Многочисленное использование сокращений может привести к засорению речи и будете правы.

Независимо от того, общаемся ли мы в кругу семьи или пишем сообщение своему другу сокращенные слова (аббревиатуры, усечения, стяжения) пригодятся нам всегда.