Формирование функциональной грамотности
на уроках английского языка.
В динамично развивающемся мире английский язык стал средством взаимодействия культур, и его роль стремительно возрастает в связи с ростом международных политических, экономических, научных, социальных связей. Каждый человек рано или поздно сталкивается с острой необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни. Более того, в современном мире люди стали больше путешествовать, осваивая другие культуры и одновременно распространяя традиции своей страны.
Нам хорошо известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения в иноязычной среде, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности учащихся.
Особо хотелось бы отметить, что современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков «читать - писать - понимать – ориентироваться» и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. Это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»1.
Следовательно, каждому учителю английского языка необходимо решить следующую проблему: как организовать свою работу на уроке, чтобы результатом обучения стала цельная, функционально грамотно сформированная личность.
Существует множество путей достижения функциональной грамотности. Однако, одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является повышение заинтересованности обучающихся к изучаемому предмету. Повысить заинтересованность помогут выполнение следующих условий:
контекст заданий должен быть близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
необходимо научить учащихся осознанно выбирать модель поведения к каждой ситуации
вопросы должны быть изложены простым и ясным языком;
наглядность (использовать рисунки, фото, таблицы, схемы, диаграммы, и т.п.)
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление;
читательская грамотность.
На примере упражнений УМК «Английский в фокусе» хотелось бы продемонстрировать то, как формируются все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Повышение математической грамотности реализуется на уроках английского языка, начиная с начальной школы (знакомство с числительными, решение примеров на английском языке). В средней и старшей школе прорабатывается масса упражнений с диаграммами и таблицами. Учащиеся не просто изучают активную лексику по теме, но и анализируют предложенный в цифрах материал.
Финансовая грамотность подразумевает способность человека принимать правильные решения по поводу своих доходов и расходов. В используемых учебниках моделируются разнообразные речевые ситуации в магазине, проходит знакомство с валютами и банкнотами стран изучаемого языка.
Естественнонаучная грамотность реализуется в контексте следующих тематических областей:
-здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
Особенно хотелось бы отметить ряд заданий, в которых детям необходимо провести опыт или эксперимент, следуя инструкции на английском языке. Подобные задания значительно повышают мотивацию к изучению не только английского языка, но и предметов естественно-научного цикла.
Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Главная глобальная проблема современного мира-вопрос защиты окружающей среды поднимается практически в каждом модуле УМК.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Таким образом, на своих уроках учителю важно сделать акцент на незначительной креативности, а не на ярко выраженном таланте. Наш УМК предлагает задания, которые могут постепенно стимулировать привычку мыслить творчески и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Читательская грамотность, на мой взгляд, базовое направление формирования функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое, что ему нужно сделать-это прочитать задание. В последнее время я наблюдаю значительные затруднения у учащихся в работе с текстом. Детям сложно найти ключевые слова, подобрать заголовки к текстам, перенести знания и умения из одной области в другую. Таким образом с целью повышения заинтересованности учащихся и повышения читательской грамотности я включаю в свою работу с текстом следующие упражнения на формирование критического мышления через чтение и письмо:
-подобрать синонимы и антонимы;
-задать свои вопросы;
-спрогнозировать содержание;
-дать совет главному герою;
-разбить текст на смысловые части.
Разумеется, что это не полный перечень возможных заданий, повышающих читательскую грамотность.
В заключение хотелось бы особо отметить, что применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации к обучению у учащихся, серьезно расширяет их кругозор, развивает скрытые творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.