СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственного развития обучающихся через использование краеведческого материала

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в наш педагогический лексикон. Идеологами образовательного стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственного развития обучающихся через использование краеведческого материала»

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственного развития обучающихся через использование краеведческого материала Трусова Наталья Томасовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6 г.Холмска

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственного развития обучающихся через использование краеведческого материала

Трусова Наталья Томасовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 6 г.Холмска

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в наш педагогический лексикон. Идеологами образовательного стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в наш педагогический лексикон. Идеологами образовательного стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

Проблема данного исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России  до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства.

Проблема данного исследования назрела сейчас наиболее остро,

поскольку в России

до сих пор не преодолен кризис идентичности,

подростки плохо представляют себе

роль гражданина и патриота в жизни государства.

Актуальность проблемы:  в деятельности педагога формирование гражданской идентичности и духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями  социокультурной, экономической и образовательной  ситуацией в стране.  Эффективное воспитание гражданина и патриота  невозможно без участия ПЕДАГОГА и является сегодня  важнейшей задачей школы.  Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности и государства. Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, учитель оказывает решающее воздействие на формирование гражданской идентичности личности в процессе обучения и воспитания.

Актуальность проблемы:

в деятельности педагога формирование

гражданской идентичности и духовно-нравственного

воспитания обусловлено особенностями

социокультурной, экономической и образовательной

ситуацией в стране.

Эффективное воспитание гражданина и патриота

невозможно без участия ПЕДАГОГА и является сегодня

важнейшей задачей школы.

Гражданская идентичность является основой группового

самосознания, залогом стабильности и государства.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием,

учитель оказывает решающее воздействие

на формирование гражданской идентичности личности

в процессе обучения и воспитания.

 Новизна данной работы в том, что для формирования  региональной идентичности учащихся предлагается  использовать особое островное положение нашей  Сахалинской области, которое влияет на адаптацию, социализацию и культурацию личности школьника  в условиях региона. Таким образом, из-за континентального, прибрежного (выход к морю) или островного положения российский регион переходит в разряд «особых», уникальных.  Это становится предметом гордости и используется как средство формирования региональной идентичности юных граждан Сахалинской области, так как детство и  юность являются самой благодатной порой  для привития гражданских и патриотических чувств.

Новизна данной работы в том, что для формирования

региональной идентичности учащихся предлагается

использовать особое островное положение нашей

Сахалинской области, которое влияет на адаптацию,

социализацию и культурацию личности школьника

в условиях региона.

Таким образом, из-за континентального, прибрежного

(выход к морю) или островного положения российский

регион переходит в разряд «особых», уникальных.

Это становится предметом гордости и используется

как средство формирования региональной идентичности

юных граждан Сахалинской области, так как детство и

юность являются самой благодатной порой

для привития гражданских и патриотических чувств.

Цель: выявить условия эффективного  формирования гражданской идентичности и духовно-нравственного развития учащихся через использование краеведческого материала.

Цель:

выявить условия эффективного

формирования гражданской

идентичности и

духовно-нравственного развития

учащихся

через использование

краеведческого материала.

Задачи: Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике. Рассмотреть сложившиеся подходы к понятиям: «гражданская идентичность»,«национально-региональный компонент» Выявить технологию формирования гражданской идентичности и  духовно-нравственного развития обучающихся через использование краеведческого материала. Разработать программу элективного курса по литературному краеведению Сахалина «Российского владения земля» для учащихся 9-х классов с использованием различных методов и приемов  формирования гражданской идентичности  и духовно-нравственного развития. Составить методические рекомендации по реализации данного элективного курса.

Задачи:

  • Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  • Рассмотреть сложившиеся подходы к понятиям:

«гражданская идентичность»,«национально-региональный компонент»

  • Выявить технологию формирования гражданской идентичности и

духовно-нравственного развития обучающихся

через использование краеведческого материала.

  • Разработать программу элективного курса по литературному

краеведению Сахалина «Российского владения земля» для учащихся

9-х классов с использованием различных методов и приемов

формирования гражданской идентичности

и духовно-нравственного развития.

  • Составить методические рекомендации по реализации

данного элективного курса.

Гипотеза:  предполагается, что формирование гражданской  идентичности и духовно-нравственного развития обучающихся возможно в рамках использования  краеведческого  материала при комплексе педагогических условий: использовании эффективных методов и приёмов,  направленных на выработку у учащихся правильных  духовно-нравственных ориентиров и гражданской  идентичности; реализации лингвокраеведческого материала в интеграции  с программой литературы; при познавательно-воспитательной ценности местного  краеведческого материала и использовании его в урочной и внеурочной деятельности. Объект исследования:  гражданская идентичность учащихся

Гипотеза: предполагается, что формирование гражданской

идентичности и духовно-нравственного развития

обучающихся возможно в рамках использования

краеведческого

материала при комплексе педагогических условий:

  • использовании эффективных методов и приёмов,

направленных на выработку у учащихся правильных

духовно-нравственных ориентиров и гражданской

идентичности;

  • реализации лингвокраеведческого материала в интеграции

с программой литературы;

  • при познавательно-воспитательной ценности местного

краеведческого материала и использовании

его в урочной и внеурочной деятельности.

Объект исследования:

гражданская идентичность учащихся

Предмет исследования:   формирование гражданской  идентичности и духовно-нравственных ориентаций

Предмет исследования:

формирование гражданской

идентичности

и

духовно-нравственных

ориентаций

На духовно-нравственное формирование личности  оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе  играют  педагогические, как наиболее  управляемые, направленные на выработку у учащихся  правильных ценностных ориентаций.

На духовно-нравственное

формирование личности

оказывают воздействие

многие социальные условия и

биологические факторы,

но решающую роль в этом процессе

играют

педагогические, как наиболее

управляемые,

направленные на выработку у учащихся

правильных ценностных ориентаций.

Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся духовно- нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. На уроках литературы учитель обучает, воспитывает ученика, а также показывает перспективы его нравственного роста.

Учебная деятельность имеет все возможности,

позволяющие развивать у учащихся духовно- нравственные

качества личности в процессе изучения любого предмета.

На уроках литературы учитель обучает, воспитывает

ученика,

а также показывает перспективы его нравственного роста.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, учитель литературы оказывает решающее влияние на формирование гражданской  идентичности личности в процессе обучения,  используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие воспитанию патриотической направленности личности юного гражданина.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, учитель литературы

оказывает решающее влияние на формирование гражданской

идентичности личности в процессе обучения,

используя для этого содержание изучаемого материала и

различные методические приёмы, способствующие воспитанию

патриотической направленности личности юного гражданина.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет.  Следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько  эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства. Природоохранный эффект повестей сахалинского детского писателя Анатолия Орлова трудно переоценить. Отрывок из сочинения: «Что я думаю о будущем тайменя? Его, вероятно, ждет то же, что и в Японии - исчезновение в тех местах, где есть дороги, и  сохранение в тех местах, где дорог нет. Я верю, что эта книга помогает строить защитную стену для этой исчезающей рыбы».

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет.

Следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько

эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует

развитию и укреплению общественного устройства.

Природоохранный эффект повестей сахалинского детского писателя Анатолия Орлова трудно переоценить.

Отрывок из сочинения:

«Что я думаю о будущем тайменя?

Его, вероятно, ждет то же, что и в Японии - исчезновение в тех местах, где есть дороги, и сохранение в тех местах, где дорог нет. Я верю, что эта книга помогает строить защитную стену для этой исчезающей рыбы».

Практика показывает, что сегодня в жизнь современной школы все  активнее входит национально-региональный компонент,  открывающий большие возможности  для воспитания духовно-нравственного  развития учащихся, становлению их гражданской  идентичности, формированию  высоких патриотических убеждений , активной жизненной позиции учащихся .

Практика показывает, что сегодня

в жизнь современной школы все

активнее входит

национально-региональный компонент,

открывающий большие возможности

для воспитания духовно-нравственного

развития учащихся,

становлению их гражданской

идентичности, формированию

высоких патриотических убеждений ,

активной жизненной позиции учащихся .

Региональная литература даёт возможность  вхождения учащихся в культуру с целью восприятия социальных  отношений и духовных ценностей и  приобретения ими  нравственно-ценностных ориентаций.

Региональная литература даёт возможность

вхождения учащихся в культуру

с целью восприятия социальных

отношений и духовных ценностей и

приобретения ими

нравственно-ценностных ориентаций.

Итак, можно выделить факторы, способствующие формированию духовно-нравственных ориентаций Посредством регионального компонента: -факторы этнической идентификации, существующие в школьном возрасте  как поликультурная среда образования и межэтническое общение, которые стимулируют общение ребёнка к собственной идентичности,  обогащают его знаниями о культуре своего и своих этносов, формируют культуру межэтнического общения. .

Итак, можно выделить факторы, способствующие

формированию духовно-нравственных ориентаций

Посредством регионального компонента:

-факторы этнической идентификации, существующие

в школьном возрасте

как поликультурная среда образования и

межэтническое общение,

которые стимулируют общение ребёнка к собственной

идентичности,

обогащают его знаниями о культуре своего и своих

этносов,

формируют культуру межэтнического общения.

.

 Позитивная этническая идентичность зиждется на чувствах уважения и гордости культурно-историческим наследием своей этнической общности; Факторы геополитические, которые направлены  на формирование исключительно позитивной оценки гражданами РФ  своей принадлежности к региональной общности, в основе которой возвышенные чувства гордости, любви и уважения к своему краю, причастности к его славе, ценности коллективизма, общности .

Позитивная этническая идентичность зиждется

на чувствах уважения и гордости культурно-историческим наследием своей этнической общности;

Факторы геополитические, которые направлены

на формирование исключительно позитивной оценки гражданами РФ

своей принадлежности к региональной общности,

в основе которой возвышенные чувства гордости, любви и уважения

к своему краю, причастности к его славе, ценности коллективизма, общности .

Литературному краеведению можно отдать ведущее место в  формировании гражданской идентичности,  потому что задачей школы в этом направлении является формирование очень важных характеристик личности, таких как: гражданский патриотизм; установка на принятие ведущих ценностей своей национальной  культуры, культуры и литературы «малой» Родины; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду  на мир; великодушие; осознание своей сопричастности к судьбам человечности; установка на владение универсальными способами познания мира

Литературному краеведению можно отдать ведущее место в

формировании гражданской идентичности,

потому что задачей школы в этом направлении является

формирование очень важных характеристик личности, таких как:

  • гражданский патриотизм;
  • установка на принятие ведущих ценностей своей национальной
  • культуры,
  • культуры и литературы «малой» Родины;
  • готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений,
  • национальных культур и религий;
  • толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду
  • на мир;
  • великодушие;
  • осознание своей сопричастности к судьбам человечности;

установка на владение универсальными способами познания мира

К наиболее распространенным технологиям  формирования гражданской идентичности можно отнести: коммуникативные (беседа, диспуты, технология «Дебаты»); игровые (ролевая игра, деловая игра); социально-деятельностные  (технология социальной пробы,  технология коллективно-творческих дел,  социальный проект).

К наиболее распространенным технологиям

формирования гражданской идентичности

можно отнести:

  • коммуникативные (беседа, диспуты,

технология «Дебаты»);

  • игровые (ролевая игра, деловая игра);
  • социально-деятельностные

(технология социальной пробы,

технология коллективно-творческих дел,

  • социальный проект).
Что касается форм организации занятий, то нужно заметить, что в современной школе в процессе регионализации литературы складывается опыт по-настоящему нестандартных уроков, на которых выдумка, оригинальные приемы действительно стимулируют формирование нравственности учащихся. Уроки-концерты, семинары, уроки-путешествия, уроки-исследования, урок-суд, различные игровые формы занятий – от «пресс-конференций» до заседаний за «круглым столом»

Что касается форм организации занятий, то нужно заметить, что в современной школе в процессе регионализации литературы складывается опыт по-настоящему нестандартных уроков, на которых выдумка, оригинальные приемы действительно стимулируют формирование нравственности учащихся.

Уроки-концерты, семинары, уроки-путешествия, уроки-исследования, урок-суд, различные игровые формы занятий – от «пресс-конференций» до заседаний за «круглым столом»

Поэтому социальные потребности  в развитии региональной культуры подчеркивают не только необходимость  внедрения краеведческих проектов, но и дальнейшую разработку новых технологий с привлечением этнографического, архивного, музейного материалов, но помогают  формировать гражданскую активность учащихся. Значит, в условиях модернизации российского  образования большое значение имеют не только новые технологии, но и многообразные организационные формы  гражданского воспитания.

Поэтому социальные потребности

в развитии региональной культуры

подчеркивают не только необходимость

внедрения краеведческих проектов,

но и дальнейшую разработку новых технологий

с привлечением этнографического,

архивного, музейного материалов, но помогают

формировать гражданскую

активность учащихся.

Значит, в условиях модернизации российского

образования

большое значение имеют не только новые

технологии,

но и многообразные организационные формы

гражданского воспитания.

Д. С. Лихачев сказал:  «Понять литературу, не зная мест,  где она родилась,  не менее трудно, чем понять чужую  мысль, не зная языка, на котором  она выражена».

Д. С. Лихачев сказал:

«Понять литературу, не зная мест,

где она родилась,

не менее трудно, чем понять чужую

мысль, не зная языка, на котором

она выражена».