СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее врмя формированию у школьников навыков функциональной грамотности уделяется очень много времени и в учебном, и в воспитательном процеессе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект»

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект»

Турнаева Л.В.

В настоящее время формированию у обучающихся функциональной грамотности в образовательном процессе уделяется очень много времени. Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Детям, обучающимся в нашей школе-интернате, тоже прививаются навыки функциональной грамотности. Именно мы формируем функциональную грамотность наших обучающихся, так как большинство родителей не воспитывают своих детей должным образом. У них самих низкий уровень элементарных знаний. Многогие имеют только основное или среднее образование. И в должной степени не способны объяснить ребёнку самое простое и необходимое, чтобы он чувствовал себя защищённым и уверенным в том обществе, в котором живёт.

Я воспитываю свой 8 класс с 5 класса. Это дети из неполных и неблагополучных семей. Есть и опекунские дети, и сироты. Формировать функциональную грамотность приходится с самого элементарного. Например, в 5 классе не все дети знали, как называются месяцы и какой за каким идёт по очереди. Для этого мы смотрели и анализировали на классном часе сказку «12 месяцев». Потом повторяли это почти каждый день. Я повесила в классе календарь, так как они не все могли определить, какой идёт месяц и день недели. К 6 классу все уже приобрели этоот навык.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Большой проблемой у нас остаётся приобретение навыков обучающимися читательской грамотности. Читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Мои ученики не знают самых простых слов. Соответственно, они не понимают их значение и читают с ошибками. Моя задача – пояснять эти слова, делать их понятными в контексте. Для этого на экскурсиях мы читаем вывески, объявления, ярлыки на товарах, надписи на коробках и так далее. Ходим на экскурсии в магазины, поликлинику, в почтовое отделение, сберкассу, пожарную охрану. Для кого-то такой вид работы может показаться странным и нелепым. Но для наших детей он необходим. Именно из таких мелочей и складывается представление детей о торговле, медицинской помощи. Многие не имеют представления, что такое письмо и посылка и кому они нужны. Учимся писать адреса на конвертах и пишем письма. Читаем, что написано на чаках в магазине и на ценниках, обсуждаем. На уроках этим заниматься некогда, родители не собираются этого делать. Поэтому классным руководителям приходится помогать детям изучать мир с помощью таких видов работы.

За последние два десятилетия возросло влияние сферы информационных и коммуникационных технологий на мировоззрение и образ жизни молодежи. Социальные сети, онлайн-сообщества и интерактивные технологии предоставляют беспрецедентный объем информации, расширяют круг общения молодых людей. Возникают новые формы обучения, в которых учащиеся обладают все большей автономией в образовательном процессе. Однако доступ к неограниченному количеству информации часто сопровождается недостаточной медийной грамотностью, в результате чего на молодых людей легко влияют пристрастные, предвзятые или «фейковые» новости. Развитие у учащихся навыков межкультурного общения может помочь им избежать рисков, лучше понять мир, в котором они живут, и ответственно выразить свое мнение в Интернете. Для этого я провожу с ребятами постоянные беседы о том, что можно выкладывать в интернет, а что – нельзя. К сожалению, всю информацию, прочитанную ВКонтакте или Ютубе они принимают «за чистую монету», верят этим данным. Многие жалуются, что с них списывают деньги непонятно за что. Приходится в сотый раз объяснять и рассказывать, как легко мошенники могут заманить неграмотного, несведущего человека, чтобы его обмануть. Этим занимаемся мы вместе: классные руководители, учителя и воспитатели.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;

  •  2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;

  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;

  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Мы с ребятами до 8 класса дошли до 3-4 уровней. Некоторые постигли и 5-6. Моя задача – довести их до самого высокого уровня. А для этого придётся свозить их на экскурсии в часовню в Балман, в Куйбышевский краеведческий музей, в Храм Иоанна Предтечи, в Ледовый дворец… Я бы очень хотела, чтобы, выйдя из стен школы-интерната, наши дети могли идти уверенно по широкой жизненной дороге, не соблазняясь на плохое и видя перед собой только хорошее.