Ржахова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО «Надежда» п.Айхал,
Мирнинский район,
Республика Саха (Якутия)
ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Августин Аврелий
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме снижения мотивации к изучению английского языка среди подростков 10-13 лет и способам её решения путём обобщения теоретического и эмпирического материала об особенностях становления и функционирования учебной мотивации.
Ключевые слова: изучение иностранного языка, младший подростковый возраст, учебная мотивация, повышение качества образования.
Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности не оспаривается ни наукой, ни практикой. При этом проблема мотивации изучения иностранных языков в младшем подростковом возрасте стоит особо остро. Об этом говорят результаты исследования вопроса мотивации, которые подтверждают данные о её снижении: учебная мотивация у обучающихся стремительно падает, пропадает активность, ослабевает воля, снижается в целом успеваемость.
Изучение иностранного языка, бесспорно, требует много времени, стараний, интенсивной и кропотливой работы, и чтобы преуспеть на этом пути, необходимо работать регулярно и настойчиво. Подобная умственная работа, несомненно, должна быть высоко мотивирована. В связи с этим, мотивацию учебной деятельности в младшем подростковом возрасте, относящемуся к критическому периоду психического развития, без преувеличения можно назвать одним из решающих факторов эффективности учебного процесса.
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, многолетняя практика преподавания английского языка в группах подростков в Центре дополнительного образования опровергает эту мысль. Учащиеся нашего Центра, согласно систематическому мониторингу образовательного результата обучающихся, успешно овладевают иностранным языком в требуемом объёме и ощущая свой прогресс в изучении английского языка испытывают удовлетворение от процесса обучения, что в свою очередь питает и поддерживает их учебную мотивацию.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, следует помнить о том, что мотивация – это сторона субъективного мира ученика, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда и возникают трудности вызова мотивации со стороны. Педагог может лишь опосредованно влиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Проблема осложняется ещё и тем, что под мотивом, который побуждает учиться, подразумевается не один, а целый ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.)
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность и др.);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга и др.).
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Рассмотрим основные возрастные характеристики учебной мотивации в младшем подростковом возрасте. Отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотиваций учения (возрастание внеучебных интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны, этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности.
Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;
- особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
- стремление подростка на основе мнения другого человека (педагога, сверстника) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
- стремление подростка к самостоятельности;
- увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференциро-ванности;
- возрастание определенности и устойчивости интересов;
- развитие стремления к совершенствованию в различных областях;
- развитие у подростков на основе указанных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).
В подростковом возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.
Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин и проявляются в следующем:
- незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителей, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;
- проявление внешнего безразличия к мнению других, к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого, кроется в стремлении к взрослости и нежелании прослыть отстающим среди сверстников;
- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности, исходит из стремления подростка к самостоятельности;
- неустойчивость интересов, их смена, чередование, недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем, снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт и др.) составляют серьёзную конкуренцию учебной деятельности;
- большая осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.
Практика преподавания английского языка в Центре дополнительного образования показала, что успех в обучении зависит не столько от способностей обучающегося, сколько от высокого уровня мотивации достижения.
Формирование мотивации, т.е. создание таких условий, при которых появляются внутренние побуждения, мотивы, цели, эмоции к учению, осознание их учеником и дальнейшее саморазвитие им своей мотивационной сферы – основная задача педагога дополнительного образования, который при этом не только выступает в роли наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, но и стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приёмов и методически грамотных форм. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у подростков необходимо проводить целенаправленную работу, т.к. учебно-познавательные мотивы (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность) формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
Какие же формы работы максимально стимулируют познавательную активность учащихся в этом возрасте? К ним, в первую очередь, относятся:
личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении и воспитании;
использование ИКТ;
дидактические упражнения и игры (сюжетные, ролевые и т.д.);
творческие работы учащихся;
проектная и научно-исследовательская деятельность;
проблемно – поисковые технологии;
олимпиады;
предметно-языковое интегрированное обучение - один из самых интересных и распространенных подходов в обучении иностранным языкам формат, направленный на практическое применение знаний и помогающий решить задачи одного предмета средствами другого;
Не следует упускать из виду тот факт, что в условиях быстро меняющегося цифрового мира учащиеся проявляют уникальную способность к быстрому переключению внимания, что характеризуется как клиповое мышление. Это тенденция, при которой подростки предпочитают воспринимать информацию в компактных, легко усваиваемых порциях, часто сопровождаемых визуальными и аудиовизуальными стимулами. Для образовательного процесса это становится вызовом, требующим от педагогов новаторства в подаче материала. Применение технологий, таких как короткие образовательные видео, интерактивные приложения, графические схемы, помогают привлечь внимание обучающихся и сделать процесс обучения более захватывающим и эффективным. Таким образом, педагог должен стать более гибким и творческим в своих методах, стремясь к созданию обучающего пространства, которое стимулирует интерес и поощряет глубокое понимание учебного материала через вовлечение и активное участие учеников.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение психологом, специалистом в области психологии эмоций, Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.
Учебная деятельность – это осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Для того, чтобы она была успешной, педагогу нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес. Преимущество следует отдавать не внешней мотивации (получить хорошую оценку), а внутренней (стать интересной личностью, возможность достичь чего – либо).
Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Причинами спада учебной мотивации могут быть:
отношение ученика к педагогу;
отношение педагога к ученику;
умственное развитие ученика;
отсутствие продуктивности учебной деятельности;
непонимание цели учения;
страх перед неудачей.
Как же организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, волевой или эмоциональной сферой личности, — это их сложное сплетение.
Планируя занятия, педагогу дополнительного образования следует обращать внимание на следующие задачи:
воспитание интереса к учению и познанию мира;
формирование позитивного эмоционального настроя на получение знаний;
получение конкретных знаний через личное ощущение;
умение строить диалог.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса к изучаемому предмету?
Понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов в частности.
Связь изучаемого материала с интересами, уже существовавшими у школьника ранее.
Обучение должно быть трудным, но посильным. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.
Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося (в том числе им самим, а также автоматическое оценивание образовательными платформами), тем интереснее ему работать.
Очень важна психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала всегда необходимо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки, с использованием мягкой формы оценки неудачи, например, «было бы лучше, если…».
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера на занятиях, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки каждого обучающегося, взглядом, улыбкой, кивком.
Создание на занятиях ситуаций успеха для каждого обучающегося. Самая простая из них – это определённость домашнего задания. Ученики должны чётко понимать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого на каждом занятии обязательно оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Усиление учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения, поэтому необходимо создавать такие условия, в которых каждому обучающемуся даётся возможность пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал в изучении иностранного языка и полюбить его.
Современный педагог должен владеть целым арсеналом мотивационных средств, всеми типами и подтипами мотивации, и их резервами. В этом случае можно будет объективно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, создать таким образом стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком. Это позволит решать поставленные цели методически грамотно, с использованием современных методик и технологий обучения иностранному языку и учётом психолого-педагогических особенностей обучающихся.
Литература
Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Институт психологии РАН, 2006
Додонов Б.И. Психология мотивации и эмоций: Эмоция как ценность, 2006 г.
Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. - 2011.- №3
Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании – 2010. - №5