СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и закрепление функции фонематического анализа и синтеза слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

О значении формирования и закрепления фонематического анализа и синтеза слов

Просмотр содержимого документа
«Формирование и закрепление функции фонематического анализа и синтеза слов»

Формирование и закрепление функции фонематического анализа и синтеза слов

 

1. Выделение согласного звука на фоне слова. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем на основе собственного про­изношения или только по слуху, наконец, в умственном плане –  по слухопроизносительным представлениям:

        показать букву, если в слове есть соответствующий звук;

        повторить за логопедом слова с заданным звуком;

        подобрать к букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;

        разделить страницу на две части: с одной стороны запи­сать печатную букву, с другой поставить черточку; если в слове есть заданный звук, дети ставят  кружочек  под  буквой, если  нет – под черточкой;

        выделить из предложения слово, имеющее в своем со­ставе заданный звук и показать соответствующую букву;

        подобрать слова, в которых заданный звук стоит в на­чале, в середине, в конце;

     назвать животных, овощи, в названии которых есть заданный звук;

     добавить слог с заданным звуком так, чтобы получилось слово;

     записать в тетради « + », если в слове есть заданный звук, и «—», если звука нет (включать для анализа слова, заданного звука не имеющие, а также слова, в которых звук находится в начале, середине, в конце слова);

     дополнить  предложение  нужным   словом  (с  заданным звуком).

2.  Вычленение первого ударного гласного из слова.

3.  Вычленение первого согласного звука из слова.

4.  Определение конечного согласного в слове (сначала на материале слогов

5.  (ак), затем слов (мак).

6.  Выделение ударного гласного из середины слова.

7.  Определение количества, последовательности и места звука в слове.

 

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа – синтеза слов

 

1.  Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.

2.  Вставить в данные слова пропущенные буквы: ви, ка, ди, ан.

3.  Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте.

4.  Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, назвать их, записать.

5.  Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:     па — (пар)

                                    па —  —  (парк)

                                    па —  —  — (паром)

6.  Подобрать слова с определенным количеством звуков.

7.  Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. (Слово записано на доске).

 

Р

У

Ч

К

А

рот

Уля

час

кот

Аня

роза

угол

чудо

крот

аист

рукав

улица

чулок

кошка

астра

радуга

умница

чучело

крошка

ангина

 

8. Преобразование слов: добавляя звук (рот — крот, роза — гроза), изменяя один звук слова (сом — сок — сор — сыр —сын — сон), путем перестановки звуков (пила — липа, палка —лапка).             .

9; Какие слова можно составить из букв слова? (Ствол — стол, тол, вол, лов).

10.Цепочка слов: дом — мак — ком — мир — рак — кит — том — маг.

11.Игра в кубик: придумать слово с таким количеством звуков, которое выпадает при бросании кубика.

12.Слово-загадка: к. . .

13. Составление полной   графической   схемы   предложения:

























































 

 



14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: кот — ток, ком — мок.

15. Заполнить схему: сы           ак

                                   дво   Р   оза

                                  топо       ыбак

16. Вписать буквы в кружки (вписать третью букву следующих  слов: рак, брови, сумка, трава, сыр — комар); даются картинки.

17. Ребус:  выдели первый звук названий картинок — получится слово. (Курица, осы, шуба, карандаш, арбуз — кошка).

18. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названиях.

19. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в названии.

20. Какой звук выпал из слова: крот — кот, крот — рот?

21. Назвать общий звук в словах,  найти  соответствующую этому звуку букву. Прочитать слово, которое получится из составленных, общих звуков:

луна — стол                      л

кино — игла                     и

лампа — мышь                 м

окна — дом                       о       

нос — резина                  н

                   '                                                 

22. Раскладывание картинок под слого-звуковыми схемами.

23. Придумать слова к графической схеме.

24. Выбрать из предложения слово, которое соответствует данной графической схеме.

25. Вставить вместо точек буквы, данные в скобках. Объяснить смысл слов: 

ов (р, л)

со . (к, р, м)

ба. (к, л)

ра. (к, з, д)

26. Составить слова из букв: с, а, в, о; л, е, у, з; т, я, П, е

                                                   м, л, ы, о; л, е, о, т; р, я, м, о

27. Вставить нужные буквы и прочитать слова:

тр. п .       (о, а)    

г. з. н        (а, о)

фр. з .       (а, а)     

б. ч. к       (ы, о)

28. Найдите слова:                    :

м - -                  - - м          (мак, мел, мяч, мир, мох;

м - -                  - - м         том, лом, шум, гам, дом)

м - -                  - - м

м - -                  - - м              

 

29. Конкурс знатоков.  Игра проводится  как соревнование
двух команд. (Вместо черточек написать буквы так, чтобы по­-
лучились слова).

Возможные варианты ответов:

 

к– – –          з – – –                коза, кожа, корь               заяц, змея, заря

о– – –      н – – –           окно, оспа, орех              нога, няня, нуль

н– – –          а – – –         нора, нота, ночь            аист, арка, арфа

к– – –          ю – – –       коса, каша, ключ            юбка, юрта, юнга

у– – –          щ – – –      укол, уход, угар              щека, щука, щель

р– – –         и – – –         река, рука, рама             игра, игла, июль

с– – –         х – – –          сено, село, соты,            хлеб, хата, хвоя