Формирование и закрепление функции фонематического анализа и синтеза слов
1. Выделение согласного звука на фоне слова. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем на основе собственного произношения или только по слуху, наконец, в умственном плане – по слухопроизносительным представлениям:
показать букву, если в слове есть соответствующий звук;
повторить за логопедом слова с заданным звуком;
подобрать к букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
разделить страницу на две части: с одной стороны записать печатную букву, с другой поставить черточку; если в слове есть заданный звук, дети ставят кружочек под буквой, если нет – под черточкой;
выделить из предложения слово, имеющее в своем составе заданный звук и показать соответствующую букву;
подобрать слова, в которых заданный звук стоит в начале, в середине, в конце;
назвать животных, овощи, в названии которых есть заданный звук;
добавить слог с заданным звуком так, чтобы получилось слово;
записать в тетради « + », если в слове есть заданный звук, и «—», если звука нет (включать для анализа слова, заданного звука не имеющие, а также слова, в которых звук находится в начале, середине, в конце слова);
дополнить предложение нужным словом (с заданным звуком).
2. Вычленение первого ударного гласного из слова.
3. Вычленение первого согласного звука из слова.
4. Определение конечного согласного в слове (сначала на материале слогов
5. (ак), затем слов (мак).
6. Выделение ударного гласного из середины слова.
7. Определение количества, последовательности и места звука в слове.
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа – синтеза слов
1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: ви, ка, ди, ан.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте.
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, назвать их, записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па — (пар)
па — — (парк)
па — — — (паром)
6. Подобрать слова с определенным количеством звуков.
7. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. (Слово записано на доске).
Р | У | Ч | К | А |
рот | Уля | час | кот | Аня |
роза | угол | чудо | крот | аист |
рукав | улица | чулок | кошка | астра |
радуга | умница | чучело | крошка | ангина |
8. Преобразование слов: добавляя звук (рот — крот, роза — гроза), изменяя один звук слова (сом — сок — сор — сыр —сын — сон), путем перестановки звуков (пила — липа, палка —лапка). .
9; Какие слова можно составить из букв слова? (Ствол — стол, тол, вол, лов).
10.Цепочка слов: дом — мак — ком — мир — рак — кит — том — маг.
11.Игра в кубик: придумать слово с таким количеством звуков, которое выпадает при бросании кубика.
12.Слово-загадка: к. . .
13. Составление полной графической схемы предложения:
14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: кот — ток, ком — мок.
15. Заполнить схему: сы ак
дво Р оза
топо ыбак
16. Вписать буквы в кружки (вписать третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр — комар); даются картинки.
17. Ребус: выдели первый звук названий картинок — получится слово. (Курица, осы, шуба, карандаш, арбуз — кошка).
18. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названиях.
19. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в названии.
20. Какой звук выпал из слова: крот — кот, крот — рот?
21. Назвать общий звук в словах, найти соответствующую этому звуку букву. Прочитать слово, которое получится из составленных, общих звуков:
луна — стол л
кино — игла и
лампа — мышь м
окна — дом о
нос — резина н
'
22. Раскладывание картинок под слого-звуковыми схемами.
23. Придумать слова к графической схеме.
24. Выбрать из предложения слово, которое соответствует данной графической схеме.
25. Вставить вместо точек буквы, данные в скобках. Объяснить смысл слов:
ов (р, л)
со . (к, р, м)
ба. (к, л)
ра. (к, з, д)
26. Составить слова из букв: с, а, в, о; л, е, у, з; т, я, П, е
м, л, ы, о; л, е, о, т; р, я, м, о
27. Вставить нужные буквы и прочитать слова:
тр. п . (о, а)
г. з. н (а, о)
фр. з . (а, а)
б. ч. к (ы, о)
28. Найдите слова: :
м - - - - м (мак, мел, мяч, мир, мох;
м - - - - м том, лом, шум, гам, дом)
м - - - - м
м - - - - м
29. Конкурс знатоков. Игра проводится как соревнование
двух команд. (Вместо черточек написать буквы так, чтобы по-
лучились слова).
Возможные варианты ответов:
к– – – з – – – коза, кожа, корь заяц, змея, заря
о– – – н – – – окно, оспа, орех нога, няня, нуль
н– – – а – – – нора, нота, ночь аист, арка, арфа
к– – – ю – – – коса, каша, ключ юбка, юрта, юнга
у– – – щ – – – укол, уход, угар щека, щука, щель
р– – – и – – – река, рука, рама игра, игла, июль
с– – – х – – – сено, село, соты, хлеб, хата, хвоя