Просмотр содержимого документа
«Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте.»
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте.
Письменная речь
- самая многословная, точная и развёрнутая форма речи;
- появляется в результате специального обучения;
- на ранних этапах её формирования предметом является не мысль, а техническая сторона написания букв;
происходит формирование двигательных навыков письма.
Формирование каллиграфического навыка с разных позиций, таких как:
- «письмо с секретом»;
- развитие мускульной и тактильной памяти;
- тактированное письмо;
- обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций:
- небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности ;
- плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего,
- и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:
- организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса ,
- будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
- “ Письмо с секретом” В. А. Илюхиной
- Технология обучения письму
Е. Н. Потаповой
- Тактированное письмо М. М. Безруких
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной.
Основные элементы письма :
- прямая наклонная палочка вниз,
- 1/2 наклонной палочки вниз,
- 1/3 наклонной палочки вниз,
- "Поворот на месте" (закруглить),
- "Крючок до середины",
- "Секрет",
- "Закрыть секрет",
- "Рельсы".
Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов:
- экономичность обучения, быстрота периода обучения;
- положительная мотивация в действиях детей;
- развитие внимания, памяти.
Тактированное письмо М.М.Безруких- ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет.
1 этап - обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку;
2 этап - учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох);
3 этап - обводка под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.
Принципы методики Н. Г. Агарковой
- поэлементного изучения;
- одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
- принцип логической группировки буквенных знаков.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма , который
- во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет,
- во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы.
Выводы:
- в основе - методы, зарекомендовавшие себя исторически;
- направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком;
- технологии обучения носят развивающий характер;
- приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
Список литературы
- Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.
- Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.
- Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.
- Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997.
- Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.
- Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.
- Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.