ТЕМА:
«Формирование
ключевых компетенций и повышение качества образования на уроках географии, истории и обществознания
с помощью проблемного обучения»
На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, способной не только приобретать знания, но и анализировать проблемные ситуации, опровергать неверные рассуждения, отстаивать свою точку зрения, используя необходимые аргументы.
Считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся познавательной самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность.
Задачи, которые ставит учитель перед собой :
· развивать у учащихся способности к анализу природных явлений;
· научить раскрывать причинно следственные связи обобщать факты;
· научить использовать ранее полученные ЗУН на более высоком уровне;
· выявить и развивать творческие способности у детей;
· обучать учащихся на уровне их возможностей и способностей.
Особенности педагогической деятельности учителя:
· перенесение акцента с преподавания на учение;
· приоритет самостоятельной работы и проблемно-поисковых методов.
В своей педагогической деятельности учитель опирается на технологию «Проблемный подход в обучении » к Г. Понуровой (создание и решение проблемных ситуаций и вопросов и задач), на систему «Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся» (приёмы формирования учебной деятельности), разрабатывает свою технологию «Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках географии, истории и обществознания».
Данная педагогическая технология основывается на следующих принципах:
· оформление учебного материала в виде опорных схем, конспектов, обобщающих таблиц;
· индивидуализации и дифференциации;
· комфортности в классе, доброжелательности, взаимодействия и сотрудничества;
· справедливости и обоснованности требований;
· компетентности;
· равных возможностей;
· проблемной направленности.
Конструируя учебно-воспитательный процесс учитель осуществляет следующие действия:
· анализирует содержание учебного материала и проводит отбор материала к уроку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· формулирует цели и задачи урока;
· определяет соответствующей цели результат учебного процесса;
· намечает оптимальный комплекс форм и методов, приёмов обучения и стимулирования деятельности учащихся;
· отбирает дидактические средства обучения;
· выстраивает логику и последовательность изложения учебного материала;
· определяет разноуровневую деятельность учащихся по усвоению ЗУН;
· учитывает требования учебной программы и пояснительной записке к ней.
Поставленные перед уроком цели и задачи реализуются за счёт:
· повышения эффективности урока
· интенсификации урока;
· формирования и развития мотивов учения учащихся;
· внедрения принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Из общих организованных форм учитель может применять фронтальные, групповые (парные), индивидуальные.
Из средств обучения может использовать:
наглядные пособия, картины, карты, атласы, диаграммы;
ТСО - компьютер, видеопроектор;
дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал;
учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, художественную литературу.
Проводить уроки в форме школьной лекции, эвристической беседы, практического занятия, семинара, использую НФО: игровые технологии, учебные дискуссии, путешествия.
Мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся проводит с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способами:
· убеждения;
· познавательные игры;
· создание проблемной ситуации;
· создание ситуации занимательности;
· нравственных переживаний;
· актуальности;
· оперативного контроля.
Цели учебной деятельности для учащихся разных уровней различны. Но суть их одна: улучшение качества знаний по географии путём самостоятельной деятельности, привитие интереса к предмету. На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности и различные формы учебных занятий.
Развития познавательной деятельности учащихся учитель добивается через проблемное обучение. Главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, которую я создаю посредством проблемных вопросов и задач.
Проблемное обучение можно реализовать используя различные методы: частично - поисковые, проблемного изложения, исследовательского. Для решения проблемы учащимся предлагаются следующие приемы учебной деятельности:
· найди не соответствие в связях,
· выдвини гипотезу;
· переформулируй требования вопроса;
· примени общие законы к поставленной проблеме;
· реши проблему.
При проведении проблемных уроков учитываю три момента:
1. что уже знают и умеют учащиеся;
2. что нового должны знать и чему научиться;
3. что из новых знаний и способов деятельности учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.
В работе всегда надо учитывать, что главный признак самостоятельной деятельности учащихся заключен не в том, что дети работают без посторонней помощи, а в том, что школьник осознаёт цель своей деятельности и те действия, которые он должен выполнить для решения учебной задачи.
В своей работе использую систему проблемных заданий, разработанную. Наряду с разработкой отдельных проблемных заданий разрабатываю проблемный подход к изучению целых тем. Что и даёт возможность организовать обучение логике, приближающей к научному поиску. Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо - поисковый характер, направленный на решение как основной, так и частных проблем.
Для более эффективной работы, возникновения у детей устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний, вместе с проблемным подходом использую и другие формы обучения: игры, КВНы, олимпиады, конференции, диспуты.
В проблемном обучении выделяю четыре типа уроков:
· проблемное изложение;
· эвристическая беседа;
· частично - поисковый;
· исследовательский.
На уроке с проблемным изложением предлагаю детям занимательные задания. К примеру, при изучении темы «Ветер» в 6 классе предлагаю детям выбрать место для строительства котельной на твердом топливе с учетом розы ветров в новом микрорайоне. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости.
Эвристическую беседу провожу посредством одной или нескольких задач проблемного характера. При изучении темы «Климат Южной Америки» выясняем причины неравномерного выпадения осадков в умеренном поясе. Эта тема сложна тем, что учащиеся не имеют достаточного объема знаний и на формирование климата влияет множество факторов, что трудно для восприятия. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учащихся.
Частично - поисковый и исследовательский метод провожу как при изучении нового материала, так и для закрепления. Например, при изучении темы «Размещение предприятий черной металлургии» для облегчения задачи даю следующие вопросы и задания по таблице «Технико-экономические показатели крупных промышленных предприятий». Каково число работающих, сколько сырья, топлива, воды и так далее необходимо предприятию? Сравните с показателями других предприятий. Сделайте вывод.
Считаю, что проблемное обучение действительно является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам географии, развитие творческих способностей. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности.
Управленческая деятельность на уроках может быть выражено схемой: слежение-контроль-коррекция.
Большое значение придало закреплению учебного материала – это позволяет выяснить достигнута ли цель урока, позволит диагностировать, предупреждать, корректировать возможные «пробелы» , неточности и облегчает домашнее задание, стимулирует познавательную деятельность.
В своей работе использую следующие виды контроля:
Промежуточный тестовый. Цель - выявить знание информационного ввода.
Схематичный. Учащиеся воспроизводят по памяти уже готовую схему, таблицу. Опорный конспект.
Диагностический. Цель-коррекция процесса обучения.
Итоговый. Цель-проверка усвоения крупных тем, блоков.
Заключительный. Итоговая аттестация выпускных классов.
Оценивая результаты познавательной и мыслительной деятельности учащихся делаю вывод, что мои ученики умеют:
сравнивать, анализировать, обобщать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы, решать проблемные задания, самостоятельно работать, начиная с постановки цели урока и заканчивая рецензированием, самооценкой и самоанализом;
планировать свою работу;
составлять кроссворды, головоломки, чайнворды;
связывать полученные на уроках ЗУН с современной жизнью;
высказывать свою точку зрения и отстаивать своё мнение.
Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше уровень их самостоятельности.
Автор. Покачайло Юлия Анатольевна
учитель географии, истории и обществознания