ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО
Автор: Гейдарова С.Л.,
учитель английского языка
представлено понятие коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики преподавания английского языка.
ключевые слова:
коммуникативная компетенция,
структура коммуникативной компетенции, компетентностный подход
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций особенно важное значение имеет коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция
Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция заключается в умении общаться.
На уроках английского языка мы формируем коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность учащихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развиваем и воспитываем школьников средствами учебного предмета.
Принципы коммуникативного обучения общению и их реализация на уроках английского языка.
Принцип речемыслительной активности предполагает создание проблемных задач, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся и вызывают потребность в их обсуждении. Например, на уроке можно поставить следующую задачу: «Ты туроператор. Помоги туристам выбрать страну для их путешествия».
Принцип индивидуализации можно считать сердцевиной коммуникативного общения, одним из главных средств создания мотивации. На уроках необходимо учитывать особенности обучающихся, их интересы, и выбирать для обсуждения наиболее актуальные для них темы, такие как «Выбор профессии», «Компьютерные технологии», «Музыка», «Кино» и т. д.
Принцип ситуативности предусматривает признание ситуации как единицы организации процесса обучения иноязычному общению. В процессе обучения не должно быть ни одного высказывания, не обусловленного ситуативно. Например, на уроке необходимо создать актуальную проблемную ситуацию. Ситуация ставится следующим образом: «Если бы…, то я бы сделал следующим образом», при этом обучающийся должен объяснить ход своих рассуждений и мотивацию своих поступков.
Принцип новизны также охватывает весь учебный процесс, а его реализация чрезвычайно важна для успешности коммуникативного обучения. Этот принцип заключается в том, что содержание материала на уроках (тексты, упражнения) должно быть разнообразным. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения.
Коммуникативные задачи и формирование основных коммуникативных умений
Информационная (познавательная, когнитивная) функция предполагает формирование продуктивных речевых умений в говорении и письме. Выполняются следующие коммуникативные задачи:
1) запросить информацию;
2) сообщить информацию;
3) объяснить информацию;
4) воспринять и понять воспринятую информацию.
Регулятивная (побудительная ) функция предполагает выполнение следующих коммуникативных задач:
1) побудить к чему-либо;
2) попросить о чем-либо;
3) предложить что-либо;
4) посоветовать;
5) договориться о чем-либо;
6) воспринять побуждение и отреагировать на него.
Эмоционально-оценочная
(ценностно-ориентационная) функция
Коммуникативные задачи:
- выразить мнение, оценку;
- выразить чувства, эмоции;
- доказать, убедить;
- ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации.
Этикетная функция предполагает формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении.
Задачи коммуникации:
- обратиться, начать разговор;
- выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать;
- поддержать разговор, закончить его;
- поздравить с праздником;
- поблагодарить;
- выразить сочувствие .
Собственно коммуникативные умения и навыки
- инициировать и вступать в контакт;
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
Собственно коммуникативные умения и навыки
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств.
Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками (официальные/неофициальные) и их социальные роли .
Во-вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе).
Третий, очень важный компонент речевой ситуации, — цель и намерения говорящего . Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости, обиды и т. д.
- Таким образом, коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.
- Коммуникативная компетенция наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык». Формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве ведущей цели при обучении английскому языку