Учитель начальных классов
Джоши Ю.В.
Цели:
- показать ценность овладения учащимися коммуникативными действиями ;
- выявить условия для формирования универсальных учебных действий;
- поделиться опытом работы по формированию коммуникативных УУД.
Каким должен быть современный ученик?
Современный ученик должен быть ЛИЧНОСТЬЮ
- любознательной, интересующейся, активно познающей мир;
- умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
- уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;
- готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УД
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
ГРУППЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ( по Асмолову А.Г.)
- КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО
- КОММУНИКАЦИЯ КАК
УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТИВИЕ
- ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
- ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
- ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА
- УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО
- УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И НАХОДИТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ
- УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, УБЕЖДАТЬ И УСТУПАТЬ
- СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА
- ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
- РЕФЛЕКСИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ КАК ДОСТАЧНО ПОЛНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
- СПОСОБНОСТЬ СТРОИТЬ ПОНЯТНЫЕ ДЛЯ ПАРТНЕРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ
- УМЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ПОЛУЧАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ОТ ПАРТНЕРА ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К КОММУНИКАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТНОСЯТСЯ:
- ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ
- ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
- СОТРУДНИЧЕСТВО В ПОИСКЕ И СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ
- РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
- ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ
- УМЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В ДИАЛОГЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ КОММУНИКАЦИИ
- ВЫБРАН ПАРТНЕР
- РАСПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ И РОЛИ
- УЧЕНИКИ УМЕЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
Основа развития коммуникативных умений - использование трёх видов диалога :
- а) диалог в большой группе
(учитель – ученики);
- диалог в небольшой группе
(ученик – ученики) – групповая
работа;
- диалог в небольшой группе
(ученик-ученик) – работа в паре.
УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УРОВЕНЬ
ЦЕЛИ
ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ
РАСКРЕПОСТИТЬ ДЕТЕЙ, НАУЧИТЬ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
НАУЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЯЗЫК В СООТВЕТСТВИИ С СИТУАЦИЕЙ,
НЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМЫ
ПРЕЗЕНТАЦИИ
НАУЧИТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИСКУССИЮ, ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ,
ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ
- ДАТЬ ЗНАТЬ,ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ
- ОДИН ГОВОРИТ- ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ
- ГОВОРИТЬ ПОЛНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
- ГОВОРИТЬ ОТЧЕТЛИВО И ГРОМКО
- АРГУМЕНТИРОВАТЬ ЧЕТКО И КРАТКО
- ОБОСНОВЫВАТЬ МНЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
- ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА
- ЛЮБОЕ МНЕНИЕ ОБСУЖДАЕТСЯ, НО НЕ ОСУЖДАЕТСЯ
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
- СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ПАРТНЕРА
- ПЕРЕСПРАШИВАЙ И УТОЧНЯЙ
- ОТМЕЧАЙ ПРЕЖДЕ ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
- УВАЖАЙ ЧУЖИЕ ОШИБКИ, ВЕЖЛИВО ОБЪЯСНИ СВОЕ МНЕНИЕ
- ПРОСИ ПОМОЩИ У ПАРТНЕРА, ПОМОГАЙ САМ
- РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШЕ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ
- ПОБЛАГОДАРИ ПАРТНЕРА ЗА РАБОТУ
Формы работы:
- организация взаимной проверки заданий,
- выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей,
- взаимные задания групп,
- обсуждение участниками способов своего действия,
- учебные игры, соревнования,
- работа в группах,
- работа в паре,
- проектная деятельность,
- кружковая работа.
Задания учебников и рабочих тетрадей
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
- ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ
- ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ
- УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ
- УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ
- УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ
- ВЫВОД: результатом работы по развитию коммуникативных УУД является:
- ученик умеет слушать и понимать речь, соотносить свои высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии; поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение); поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.
Лист наблюдений за формированием коммуникативных УУД
Дата наблюдения: 2012-2013 уч.г. Класс 1-в Учитель: Алексеева И.М.
(представляются только положительные результаты)
Предмет:_русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир
№ п/п
ФИО обучающихся
1 класса
1
Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии
(«+/-»
логичные/ нет )
Антонов Алёша
2
Число вопросов ученика в ходе дискуссии
(«+ + +»)
Басов Даниил
3
++
Стиль поведения в обсуждении
(вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)
4
+
Беззубик Лиза
-
Боченков Артём
+
Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)
5
+++
Невнимание к чужому мнению, грубость
Невнимание к чужому мнению, грубость
6
+++
Обидчивость, неприятие чужого мнения
ВЫВОДЫ
по каждому обучающемуся
+
Васин Егор
Обидчивость, неприятие чужого мнения
Вечёрка Софья
+
+
Вежливость, принятие чужого мнения
7
недостаточно
Вежливость, вним ание к чужому мнению
+
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
8
Индивидуальный подход
++
Горовой Святослав
Даильнева Ксения
Обидчивость, неприятие чужого мнения
++
9
Вежливость, вним ание к чужому мнению
сформированы
недостаточно
10
Евстратова Алёна
+++
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
Вежливость, вним ание к чужому мнению
+++
Забельникова Софья
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
++
Неучастие, отрешённость
сформированы
сформированы
+++
+
Не участвует в обсуждении
Вежливость, вним ание к чужому мнению
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
+++
Вежливость, вним ание к чужому мнению
Индидуальный подход
сформированы
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
Вежливость, вним ание к чужому мнению
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
сформированы
сформированы
30
31
Цепаева Ирина
32
Цепляев Глеб
++
+
++
Чугуева Алиса
ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД по 1-в классу:
Сформированы коммуникативные УУД у 17 учащихся (53%),
Недостаточно сформированы у 12 учащихся (38%),
Не сформированы у 3 учащихся (9%).
Вежливость, вним ание к чужому мнению
+
+
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения
+
Вежливость, вним ание к чужому мнению
Вежливость, вним ание к чужому мнению, инертность
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения, обидчивость
сформированы
недостаточно
Проявление способности к компромиссу, признание общего решения, обидчивость
недостаточно
ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД по 2-в классу:
Сформированы коммуникативные УУД у 20 учащихся ( 59 %),
Недостаточно сформированы у 11 учащихся ( 32%),
Не сформированы у 3 учащихся ( 9 %).
Спасибо за внимание !
Информационные ресурсы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
3.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
7. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.