Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов младших школьников»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Формирование мотивов младших школьников
Выполнила студентка
Ш-22 группы
Малышева Юлия
Зачем я учусь?
1-2 класс
3-4 класс
«Мама и папа велят»
«Я учусь в школе, чтобы стать инженером ,как мой папа»
Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят»
«Мне нравиться мой класс и школа. Мне нравиться наша учительница.»
«Стыдно перед классом, если ничего не знаешь»
«Я учусь в школе, чтобы стать грамотным»
Условия формирования мотивов учения:
Благоприятные:
Неблагоприятные:
- Положительное отношение к школе у большинства детей 6-9 летнего возраста;
- Полное доверие к учителю;
- Острая потребность в новых впечатлениях;
- Естественная любознательность.
- Неустойчивое внимание;
- Неустойчивые интересы;
- Несформированность воли.
Алгоритм изучения мотивов:
- Определение и уточнение цели обучения. Анализ сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержания процесса и успешной реализации задач.
- Выявление возрастных возможностей мотивации.
- К каким показателям мотивации нужно подвести;
- Насколько уровень мотивации соответствует возрастным нормам;
- Выяснение исходного уровня мотивации;
- Уточнение превалирующих мотивов. Следует определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности.
- Изучение индивидуальных особенностей мотивации;
- Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации;
- Формирование должных мотивов. Формируется в ходе учебно-воспитательного процесса;
- Оценка достижений и планирование дальнейших действий;
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения.
Конкретными показателями выступают:
- Отношение к учению (как себе представляет); Цели (какие ставит и реализует ученик); Мотивы (ради чего учится); Эмоции (как переживает учебу); Умение учиться; Уровень обученности (каких результатов достиг); Характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
- Отношение к учению (как себе представляет);
- Цели (какие ставит и реализует ученик);
- Мотивы (ради чего учится);
- Эмоции (как переживает учебу);
- Умение учиться;
- Уровень обученности (каких результатов достиг);
- Характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
- Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка.
Школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:
- Создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
- Исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
- Создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;
- Формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе;
- По возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;
- Организовывать положительное, интересное общение детей между собой;
- Воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;
- Утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений;
- Формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;
- Стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Чтобы мотивации была на должном уровне, учитель должен:
- Поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
- Ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
- Поддерживать положительную обратную связь;
- Заботиться о разнообразии методов обучения;
- Приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
- Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
- Учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
- Формировать чувство долга, ответственности;
- Учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Советы педагогам по изучению и развитию мотивации:
- Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им.
- Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т.п. К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им объяснение, упорядочить. Если удастся вплести их в канву урока, можно считать, что удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые перед ними поставлены.
- Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно, когда убеждены, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т.е. оценку реальных результатов и тех, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.
Практикуйте работу:
- Со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
- С малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
- В парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
- Индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных
Используемая литература:
- И.П. Подласый «Педагогическая начальная школа»