26
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г. Красноармейска Саратовской области»
Согласованна: Утверждена:
Зам. директора по УВР Директор школы
______Горячева Н.Г. _______ Колотухина Н.В.
«____» _______ 2024 г. Приказ от «___»______2024 г.
№_______
Рабочая программа
воспитателя ГПД
Манушиной Кристины Алексеевны
2 - 4 класс
Рассмотрена
На заседании ШМО _______
Протокол №____
От “__”_______2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа ГПД составлена в соответствии с:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) с обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.
Данная программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся начальной школы 7-11 лет, прибывающих в группе продлённого дня. Программа рассчитана на 1 год.
Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
• воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие;
• предоставить возможность ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
• изучить устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.
• воспитывать основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
• реализовать интересы и права каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность.
• развивать у детей чувства ответственности за свое поведение.
• воспитать бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
• стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений.
• выработать умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни.
Общая характеристика
Деятельность ГПД строится по следующим основным направлениям работы:
Физкультурно-спортивное направление
Физкультурно-оздоровительная работа направленна на максимальное развитие личности каждого ребенка воспитание сознательного здорового члена общества и складывается из таких видов как физкультурные минутки во время само подготовки, спортивный час где проводятся подвижные игры эстафеты, и развлечения на прогулке.
Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи:
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- приобщать к общественно полезному труду в природе (выращивание растений, посадка, уборка территории и т.д.);
- формировать правильные представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции;
- воспитывать культуру игрового общения, умения эффективно взаимодействовать, чувства патриотизма, коллективизма и товарищества;
- формировать ценностное отношение к ведению здорового образа жизни, потребности к активному участию в спортивно-оздоровительных общешкольных мероприятиях.
Художественное познавательное развитие
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идет от простого к сложному, от известного к не известному. Глубинна детских размышлений зависит от условий, которые созданы для самостоятельного поиска ответов а их существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий для младших школьников но все же основная форма это остаётся игровая форма и форма беседы. Художественно познавательная деятельность развивает память, мышление, учит правильно и быстро находить информацию из различных литературных источников.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей у младших школьников.
Задачи:
- знакомство детей с различными видами литературы (художественной, энциклопедической итд.) ;
- развивать у учащихся естественную потребность в познание окружающего мира;
- воспитывать в процессе творческой познавательной деятельности;
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других возможности детей;
Художественное эстетическое направление
Основное направление работы — это активная работа в не урочной деятельности — это выявление его творческого потенциала предоставление разнообразных возможностей раскрытия его творческого потенциала. На этих занятиях мы будем развивать художественное восприятие изобразительного искусства произведений живописи, декоративно -прикладного искусства.
Цель: обеспечить- эстетическое развитие через творчество и любви к прекрасному
Задачи:
- Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному.
- Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, произведений живописи, декоративно – прикладного искусства.
- Обучение навыкам выражения чувств и эмоций через рисование лепки и аппликации
Социально-педагогическое направление
Социально педагогическая деятельность это одна из разновидностей профессиональной деятельности направленная на оказание помощи социализации, а также на создание необходимых условий для успешной самореализаций ребёнка в рамках современного общества.
Цель: формирование навыков общения и культуры поведения у младших школьников, развитие и совершенствование нравственных качеств учащихся, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Естественнонаучное направление призвано расширять у детей знания о природе, развивать экологическую грамотность, формировать научную картину окружающего мира с помощью наблюде6ний и экспериментальной деятельностью.
Цель: создание условий для формирование поисковое -познавательной деятельности, которая позволяет расширять имеющиеся у детей знания об окружающей действительности.
Задачи:
- расширять представления об окружающем мире через знакомство элементарными знаниями из различных областей науки;
- развивать познавательную активность в сфере естественных наук;
стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
Участвовать в решении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Участвовать в диалоге.
Оценивать процесс поиска решения задачи.
Включаться в групповую работу.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Предметные результаты освоения программы:
Научится:
- участвовать:
- в конкурсах рисунков, поделок;
-в беседах о дружбе, профессиях;
- знать Государственные символы Российской Федерации; некоторые Дни Воинской Славы России;
- называть имена героев Отечества; достопримечательности родного края;
- выполнять поделки из разных материалов;
- готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять поделки из природного материала;
- мастерить кормушку для птиц;
- изготавливать поделки в технике оригами;
- узнавать новое о цветах.
Получит возможность научиться:
- знакомиться с правилами поведения в школе, в транспорте, с правилами обращения с электроприборами, сигналами светофора; правилами безопасности на улице и дома
- знакомиться с правилами здорового образа жизни;
- работать с народным календарём;
- участвовать в мероприятиях по защите природы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности группы продленного дня, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; работать с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнования, проектно-исследовательскую деятельность.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества обучения учащихся;
- развитие индивидуальности учащихся;
- развитие интереса к изучаемым предметам;
- развитие самостоятельности;
- формирование полезных привычек.
Режим работы ГПД на 2023-2024 учебный год
Время | Вид деятельности |
12.00-13.00 | Приём учащихся в ГПД |
13.00-14:30 | Подвижные игры на свежем воздухе |
14.30-15.00 | Занятие по плану |
15:00-15:20 | Полдник |
15.20-17:00 | Самоподготовка |
17:00-17.30 | Прогулка |
С 17:30 | Уход детей домой |
Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД
Режимные моменты | Цели и задачи |
(В зависимости от расписания уроков), посещение занятий внеурочной деятельности – приём учащихся в ГПД | Корректировка внешнего вида, поведения, настроения обучающихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. |
(Согласно графику посещения столовой) Полдник | Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды, убирать за собой посуду. |
Активный отдых, прогулка (в зависимости от погодных условий) | Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. |
Самоподготовка учащихся | Развитие познавательных потребностей, интереса к событиям культурной и экономической жизни страны. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы. |
Занятия по интересам, клубный час и кружковая деятельность, спортивные игры, подведение итогов, уход детей домой | Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. Подведение итогов дня. |
Тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимое на изучение раздела | Основное содержание темы | Основные виды деятельности учащихся | Электронные учебно-методические материалы |
| Безопасность и естественно научное направление | 32 | Необходимые правила безопасности в быту, использование электроприборами, газовыми плитами Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Номера телефонов экстренной помощи. Естественно научное Расширение у детей знания о природе, развивать экологическую грамотность, формировать научную картину окружающего мира с помощью наблюде6ний и экспериментальной деятельностью. | 1.Беседа по ПДД. Повторяем правило дорожного движения 2. Игра «Светофорик» (Дорога не для игр) 3. Беседа «Огонь – друг, огонь – враг» 4. Наблюдение за осенними изменениями в природе 5. Безопасность на улице «Улица полна неожиданностей" 6 Беседа о перелётных птицах 7. Безопасность жизни деятельности. «Есть такое слово нельзя» 8. ПДД. Вспоминаем дорожные запрещающие знаки. 9. Беседа о первых признаках зимы 10.. ПДД «Будь зимой осторожен при переходе улице» 11. Безопасность обращения с электроприборами 12. Беседа по ПДД. «Где можно кататься на санках и коньках 13. Дискуссия «Что мы знаем о зиме» 14. «Если я один дома...» Беседа о безопасности 15.Экспериментальная деятельность проводим опыт с водой «Почему вода замерзает» 16. Беседа по ПДД «Осторожно! Лёд!» Правила поведения на улице во время зимних каникул 17. Наблюдения за зимней природой 18. «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» 19. Беседа «Что мы знаем о войне» 20. Беседа по ПДД «Дорога не место для игр» 21. Беседа «Изменение в природе с приходом весны 22. Поговорим о правилах общения на улице 23. Поговорим об экологии 24 Беседа «Поведение у водоёма весной» 25.Исследовательская деятельность «Как меняется климат? 26. Беседа по ПДД «Какие дорожные знаки для пешеходов мы знаем» 27 Беседа: как можно повлиять на экологию родного края 28. Беседа о правилах безопасности летом около воды. 29 Беседа о правилах безопасности летом около воды 30. Опыты с водой «Холодная и горячая 31 Наблюдения за растениями весной 32 Напоминания номеров экстренных служб. | |
| Художественное познавательное развитие | 35 | Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному. : создание условий для развития познавательных и творческих способностей у младших школьников | 1.Беседа «Моя родина» с подбором и чтением литературы на эту тему 2.Виртуальная экскурсия «Памятные места нашего города» 3. Подбор и чтение рассказов и стихов о городах 4.Чтение книги «Мой город Красноармейск» 5. Юный следопыт Сладков Н.И. «В лес по загадки» 6. Стихи рассказы о природе 7.Викторина «Съедобные и не съедобные грибы» 8. Чтение и обсуждение произведения В Берестова «Как найти дорожку» 9. Беседа по временам года с чтение научно познавательной литературы 10. Подбор и чтение литературы по теме «Перелетные птиц 11 Беседа о родном крае. «Что такое родина» 12.Подбор и чтение рассказов и стихов о маме 13 Подборка и чтение стихов о зиме 14. Игра «Путешествия по родному городу» 15.Сочинение письма «Деду Морозу» 16.Экологически час «Природа и мы» Обращение к энциклопедической литературе. 17. Беседа «Книга - наш друг и помощник.» 18. «Познакомь нас со своею любимой книгой» 19 Читаем и вс поминаем стихи про зимушку зиму 20. Конкурс Загадок и стихотворений на тему ««Зимушка-зима». 21Беседа «Что мы знаем о рождественских праздниках» 22. Праздники для всей страны. «Путешествие по календарю.» 23.Чтение и обсуждение произведений о природе 24. Чтение произведений о войне». 25.Игра «Что где когда» 26.Загадки по временам года 27. Чтение произведений о мамах и бабушках. 28.Чтение энциклопедической литературы на экологическую тему. 29. Интеллектуальная игра «Что мы знаем о реках нашего региона» 30. Игра викторина «Первый космонавт 31 По следам военной истории «Победа будет за нами!» 32.Конкурс загадок о весне 33. По странницам любимых сказок. 34 Викторина по сказкам | |
| Сбережения здоровья и физкультурно-спортивное | 33 | Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности. | 1.Подвижные игры на свежем воздухе. «Мышеловка ». 2. Спортивное развлечение «Мини эстафета 3. Эстафета «Передай мячик». 4. Беседа «Разговор о правильном питании». 5. Игры на свежем воздухе «Сова на охоте» 6. Беседа о важности соблюдения режима дня для здоровья. 7. Спортивные игры на прогулке «Весёлые состязания» 8. Беседа «Как не заболеть ОРЗ и ОРВИ» 9. Разговор о важности правильного питании 10. Эстафета «Быстрее, дальше, выше.» 11. Спортивный конкурс «Мамина помощница» 12. Разговор о вреде вредных привычках для здоровья 13. Спортивное развлечение на свежем воздухе 14. Игры на свежем воздухе. «Вороны и воробьи» 15 Спортивная викторина «На старт, внимание, марш». 16. Игры на свежем воздухе. «Совушка». 17. Игры со снежками «Попади в цель» 18. Игры на воздухе. Гонки снежных комков. 19. Игры со снегом «Лепим снеговика» 21. Конкурс снеговиков 22 Беседа зачем нам нужен спорт 23. Подготовка к спортивному празднику «А ну-ка девочки» 24. Соревнование «А ну-ка Девочки» 25. Беседа «Зачем нужна зарядка». Подвижные игр 26. Прыжки в движении игра «По кочкам» 27. Эстафета по легкой атлетике 28. Спортивная игра «Ориентиры на местности» 29. Спортивная игра «Мини футбол 30. Подвижная игра «Хитрая лиса». 31. Спортивная игра -эстафета «Вперёд за победой» 32. Спортивная игра -эстафета «Вперёд за победой» 33. Дискуссия «Что мы узнали о здоровом образе жизни | |
| Художественное эстетическое | 26 | Обеспечить- эстетическое развитие через творчество и любви к прекрасному Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, произведений живописи, декоративно – прикладного искусства. | 1.Поделки из природного материала 2.Конкурс рисунков «Осень золотая» 3. Рисуем свой город «Город Будущего 4. Рисунки на тему «Дары осени» 5. Рисован6ие на тему «Перелётные птицы» 6. Закладки для книг в технике оригами. 7. Рисование на тему «Осенний лес» 8. Рисование на тему «Перелетные птицы летят на зимовку» 9. Поделки ко дню матери. 10. Рисуем на тему «Зимний лес» 11. Рисование на тему «К нам пришла зима» 12.Елочные игрушки своими руками. 13.Украшаем ГПД к новому году 14.Рисуем зимнюю природу 15. Рисование на тему: «Зима». 16.Рисование «К нам пришла зима» 17. Рисование на тему: «Моё свободное время». 18.Рисование на тему: «Скоро новый год» 19. Оформление выставки «Зимняя красота природы» 20. Рисунки «Как я провел свои коникулы» 21. Лепка из пластилина на свободную тему. 22.Рисование на тему «23 февраля». .23Рисование на тему «Зимние виды спорта» 24.Рисование на тему «Пришла весна» 25.Аппликация «Открытка маме своими руками» 26. Коллективная работа по изготовлению плаката «Земля наш общий дом» 27.Аппликация с элементами рисования «Весенняя красота родного города» 28.Выставка на тему «Космос» 29.Коллективное творчество «Весна пришла весне дорогу» 30.Выставка рисунков «Военная техника» 31.Рисование на тему «Миру-мир». 32. Рисование на тему. «Как я представляю свои летние каникулы» 33.Поделки из природного материала. | |
| Социально педагогическое | 26 | Социально педагогическая деятельность это одна из разновидностей профессиональной деятельности направленная на оказание помощи социализации, а также на создание необходимых условий для успешной самореализаций ребёнка в рамках современного общества. Цель: формирование навыков общения и культуры поведения у младших школьников, развитие и совершенствование нравственных качеств учащихся, ориентация на общечеловеческие ценности | 1.Беседа «Что такое дружба» 2. Беседа по профессиям 3.«Где работают мои родители» 4. Посещение школьной библиотеке 5. Диспут «Умеем ли мы общаться 6. Беседа «Волшебные слова» 7. Дискуссия «Твой внешний вид» 8. Разговор о дружбе «Весёлая планета друзей» 9. Экскурсия в школьный сад. «Замечаем изменения в природе» 10. Дискуссия на тему «Добро и зло» 11.. Откуда пришёл праздник «День матери» 12.Экскурсия в зимний сад на школьном участке 13. Викторина «Герои любимых сказок». 14.Беседа «Уважение к сверстникам». 15. Беседа «О вежливости». 16. Беседа о традициях нового года 17.Беседа «Что такое дружба?» 18..Беседа «Нас пригласили в гости» 19.Беседа «Собака- друг человека». 20. Беседа «Собака-друг человека». 21.Беседа «Кошка и собака - наши четвероногие друзья» 22. Разыгрывание ролевой ситуации «Слово мостик понимания между людьми» 23Просмотр мультфильма «Холодное сердце». .Виртуальная экскурсия 25.Виртуальная экскурсия в экологически чистый весенний лес. 26..Беседа «добрая душа добрые поступки». 27.Интеллектуальная игра «Знатоки природы» 28.Экскурсия «Ищем приметы весны». 29.Игра минутка о дружбе. «Дружба начинается с улыбки». 30.Экскурсия в школьный сад 31.Экскурсия в школьный сад 32 Беседа «Я и моя семья». 33. Беседа с учащимися посещающими ГПД «Что нового узнали подведение итогов» 34 До свиданья школа до 1 сентября | |
Список используемой литературы:
Гайдина Л.И., Кочергина А. В.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2013.
«В школе и на отдыхе». Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Пособие для родителей и педагогов. Художники Г.В.Соколов, Ю В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2008. – 240с.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. В.Н.Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А.Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 319с.
Овдиенко Г.Г., Цыплакова Л.Н. Сценарии – М.: Издательство – Школа, 2008. – 144с.
Оригами для младших школьников: Методическое пособие.- СПб.: «Детство – Пресс», 2015. – 48.
Проверьте способности вашего ребенка. Пер. с англ. Л.К. Клюкина. – М. : ООО «Фирма» Издательство АСТ», 2008. – 208с.
Путешествие в страну дорожных знаков и сказок,2011. Авт.сост. О.В.Калашникова.
Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М. : Просвещение, 2003. – 94с.
Сделай сам. Художник Т.Фаизов, Казань. Лениздат. 2007.
Система воспитательной работы в группах продленного дня. Ав.сост. В.В.Гордиева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 145с.
Тесты для всех. – составитель Т.В.Орлова. 3- е издание. – 2003.
Лободина Н.В, Киселева Ю.А.Занятия в группе продленного дня 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно- игровая деятельность. -Волгоград, издательство "Учитель", 2013
Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.1. Авт.сост. Н.А. Касаткина. – 2- е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 253с.
Формирование З О Ж у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. Авт.сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. - М:.«Просвещение»,2011 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. -М: «Просвещение», 2010 г.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
Электронные образовательные ресурсы:
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/
https://lecthttp://school-collection.edu.ru/
http://urok.1sept.ru/
https://www.uchportal.ru/load/46
http://www.nachalka.com/
https://uchi.ru/
https://stranamasterov.ru/
https://viki.rdf.ru/
a.rosuchebnik.ru/
26