СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков выразительного чтения у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены приемы формирования такого важного навыка, как выразительное чтение

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков выразительного чтения у детей с ОВЗ»












ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«Формирование навыков выразительного чтения

у детей с ОВЗ











Доклад подготовила:

Учитель- дефектолог

Полубабкина Е.Д.


















г. Чкаловск

2018год




Формирование навыков выразительного чтения у детей с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умственной отсталости — это расстройство речи. Как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь беден, накапливается медленно, значения слов недостаточно дифференцированы и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Употребляемые детьми предложения часто бывают построены примитивно, не всегда правильно. Ослаблен контроль за собственной речью.

В связи с тем, что контингент класса коррекционной школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения навыку выразительного чтения оказываются на разных этапах овладения им, что, безусловно, создает дополнительные трудности для фронтальной работы.

Характерная для детей с овз косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических к синтетическим приемам чтения (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных слов и, наоборот, прочитав первое слово сразу, пытаются так же быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются. Так как поле зрения у учащихся с овз ограничено, то они обычно видят только ту букву или тот слог, на который их взгляд направлен в данный момент. Кроме того, такие дети длительное время не могут

пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом -интеллектуальной недостаточностью.

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики коррекционной школы редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях - молчат, в других отвечают невпопад. Развернутые ответы, состоящие из одного-двух распространенных предложений, от них можно услышать нечасто.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного или начало второго слова, теряют строку и т. д.

Дети с овз не соблюдают правильного темпа чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Голос их или излишне громок, или слишком тих, в целом же чтение монотонное.

Речь таких школьников носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Она тесно связана с непосредственным опытом детей. Умственно отсталые дети испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), у них нет умений и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмены связного высказывания односложными ответами, или разрозненными не-распространенными предложениями.

Значительной части учеников для составления рассказа и даже для пересказа прослушанного текста требуется привлечение наглядных средств: сюжетной картины или серии картин. В таких условиях их речь становится развернутой и последовательной. В работе с более сильными детьми используется план, схема и другие средства, организующие речевую деятельность школьников.

Нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников с овз в овладении навыком выразительного чтения и делает этот процесс сложным и трудоемким.

Таким образом, во время проведения занятий с такими детьми, нужно придерживаться следующих правил личностно-ориентированного подхода:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного
    процесса   с   использованием   последних   достижений   передовой
    педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Наличие плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

  3. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и
    методов как обще дидактических, так и специфических.

  4. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной
    деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей
    развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  5. Использование проблемных творческих заданий.

  6. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
    и     форму     материала     (словесную,     графическую,     условно-
    символическую) .

  7. Установление   межпредметных   связей,   осознаваемых  учащимися,
    осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  8. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  9. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех
    учеников в ходе урока.

  10. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

11.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной

деятельности.

    12. Эффективное         использование         педагогических         средств

здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток,

подвижных игр).

13.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков,

рациональных приемов мышления и деятельности.

14.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа

жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.       15.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

16.Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной

деятельности в ходе урока.

17.Обсуждение с детьми в конце урока не только, что «мы узнали» (чем овладели),                       но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. 18.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

19. Своевременно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.)



Основные положения работы над выразительным чтением.

Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний. Чтобы дети говорили «с чувством», они должны стремиться к словесному действию.

К сожалению, нередко учащиеся механически проговаривают слова. С этим нельзя мириться. Нужно, чтобы говорящий целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи общения (хочу поделиться мыслями, убедить, разжалобить, рассмешить и т. д.) позволяет повысить действенность речи. Мобилизовать внимание слушателей можно лишь в том случае, когда читающий стремится направить на аудиторию волевой посыл, а не просто проговаривает текст. Об этом писала последовательница К.С.Станиславского М.О.Кнебель: «Помните, что начиная рассказывать, вы должны точно знать во имя чего вы рассказываете, какие мысли и чувства вы хотите вызвать в слушателе. И к этой основной цели вы должны стремиться».

Итак, в процессе выразительного чтения нужно не механически заучивать ту или иную интонацию, а стараться выполнить поставленную цель: развеселить, осудить, нарисовать картину и т. д. Это позволяет при чтении избежать фальши, ложного актерства, правдиво и искренне передать содержание литературного произведения.

Методика обучения технике речи.

Многие методисты рекомендуют каждое занятие по выразительному чтению начинать с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М.А.Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных занятий по технике произношения. « Начнем с простейшего - со звуков. Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости». В технику речи входит дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8 - 10 минут.

Я начинаю обучение с постановки дыхания.

Постановка дыхания.

Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономичном и равномерном расходовании воздуха, а во-вторых - в своевременном и незаметном пополнении запаса его (на паузах). Правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное!), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.

Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1. вдыхать глубоко носом и ртом;

  1. вдыхать бесшумно (незаметно);

  2. не перебирать дыхание при вдохе;

  1. пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и
    незаметно);

  1. не задерживать дыхание в паузах;

  1. не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться
    (Б.А.Буяльский).

Диафрагмалъно-реберное дыхание является оптимальным для осуществления речевого акта.

Для развития этого типа дыхания я провожу ряд специальных упражнений с детьми.

  1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить
    на диафрагму, другую - на ребра (для контроля). Глубокий вдох на
    счет «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом от
    1 до 5 (вслух).

  2. Исходное положение (и.п.) то же. На счет 1-2 (про себя) - глубокий
    вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на выдохе плавный
    счет вслух от 1 до 10. затем добрать воздух и продолжать до 15, еще
    добрать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать надо спокойно,
    ровно, не снижая голоса так, чтобы в легких всегда оставался запас
    воздуха.

  3. И.п. то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя), задержка
    воздуха на счет «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звуках
    «ф», «с», «ш» (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности,
    затем все вместе).

  4. Полностью выдохните воздух. Не дышите в течение нескольких
    секунд. Затем наполните легкие воздухом, ноне за один вдох, а за
    несколько  коротких  активных  вдохов.  После  каждого  из  таких
    коротких вдохов делайте небольшую остановку, не вдыхая и не
    выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержите воздух, проследив,
    чтобы грудная клетка была полностью развернута, расширена. После
    этого сделайте спокойный выдох.

Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда дети делают вдох, несколько раз добирая воздух, то они постепенно вырабатывают у себя чувство опоры дыхания. Без чувства опоры нельзя добиться поставленного голоса.

5.        «Цветочный магазин». И.п. - стоя. Делая вдох, представьте себе, что
нюхаете   цветок.   При   этом   живот   выдвигается   вперед,   ребра
расширяются,   низ   живота   произвольно   подтягивается.   Выдох
медленный, плавный. Упражнение повторить 3-4 раза.

  1. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это
    свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких
    колебаний - полоска бумаги контролирует ровность выдоха.
    Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5,... 10 воображаемых свечей на
    одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

  2. «Проколотый мяч». Представьте себе, что у вас на уровне груди
    большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажать, слышно
    как выходит воздух.  Имитируйте звук подражательным «ссс...».
    Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилий, выдох должен быть
    плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

  3. «Звукоподражание».  Это упражнение тренирует различные  виды
    дыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и
    жизни: свист ветра, шум моря, писк комара, стрекот сороки, рокот
    мотора, звук звонка и т.д.

  4. «Поймай комара». Руки разводятся в стороны — делается вдох; сводятся
    постепенно вперед ладонями друг к другу - выдох. На расстоянии
    вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не
    спугнуть. Я говорю: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните
    комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара,
    быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический выдох».

10.«На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в специальном кресле (шезлонге). Слышится равномерный шум набегающих волн. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко».

      Для таких упражнений необходим чистый воздух, поэтому помещение должно быть хорошо проветренным или упражнения могут выполняться на природе. Нельзя заниматься дыхательной гимнастикой сразу после еды, так как будут затруднены движения диафрагмы.

Очень нравятся моим детям следующие долгоговорки, которые учат правильно распределять дыхание:

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка... (и так далее до 33).

Или

Шли семь стариков. Говорили старики про горох. Один говорит: «Горох хорош»,

Второй говорит:...(и так до 7). Учащиеся соревнуются: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.

Итак,   умение   правильно   пользоваться   дыханием   во   многом определяет способность управлять голосом.

 Развитие голоса.

Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Однако голос, как и дыхание, следует развивать.

Так как большинство детей с овз страдает общим недоразвитием речи, проявляющимся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием и примитивностью эмоций, работа по развитию голоса предусматривает индивидуальный и дифференцированный подход.

Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, не напряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Различают три вида атаки звука:твердую, мягкую и придыхательную.

При твердой атаке голосовая щель смыкается плотно до начала звука, для произнесения которого требуется активное давление на голосовые связки. Применение твердой атаки активизирует звучание речи.

Для усвоения детьми твердой атаки звука, разучиваю такие упражнения. -Воскликните:

а)        с ощущением испуга: «Ах, какой ужас!».

б)        с ощущением восторга: «Ах, какая прелесть!».

При мягкой атаке голосовая щель смыкается менее плотно, лишь настолько, чтобы можно было воспроизвести звук. Мягкая атака звука применяется при чтении лирической поэзии.

Для усвоения мягкой атаки я выполняю с детьми следующее упражнение. Воскликните с радостным, приятным ощущением, например: «Ах, как хорошо!», «Ах, как чудесно!».

В результате придыхательной атаки образование звука происходит при неполном смыкании голосовых связок, что легко прослеживается при произношении гласных «а», «о», «е» с предшествующими согласными: «ха», «хо», «хе».

Атака звука способствует выработке гибкого, звонкого голоса. В какой-то мере можно упражняться еще в таком качестве звука, как полетность. Это свойство голоса является результатом большой предварительной работы по постановке голоса. Полетность зависит и от физиологических причин, и от психологических, от волевого посыла звука. Полетность звука развивается и с помощью специальных упражнений, и при чтении литературных произведений.

Работу над голосом я начинаю совместно с постановкой правильного дыхания.

Для отработки свободы звучания и свободной атаки звука можно использовать следующие упражнения:

  1. «Стон».

  2. «Гудок парохода» - м-м-м.

  3. К согласным звукам «м», « л», «н» поочередно прибавить гласные «и»,
    «э», «а», «о», «у», «ы» и произнести плавно и протяжно:

-мми,ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

-лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

-нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

(Эти упражнения проделываются с постепенным усилением голоса:

сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным

ослаблением голоса: громко, тише, тихо, совсем тихо.)

  1. «Колокол» по звукоряду
    ми, мэ, ма, мо, му, мы.

  2. Маму я молю упрямо:
    «Молока налей мне, мама!
    Мало, мало, поскорей,
    Молока еще налей!»

  3. —Мам! Молока бы нам!
    _Мам! Меду бы нам!
    _А, мам? - ам, ам, ам.

7)        Не по тропе, а около
Катилось «о» и охало,
«О» - охало, «О» - окало,
Не по тропе, а около.

8)        «Мяч». - по звукоряду.

«ми» - лети мой мяч до потолка; «мэ» - лети мой мяч до потолка; «ма» -... и т.д.

Отработка дикции.

Первое требование, которое предъявляется к языку - средству общения, - понятность. Дикционная нечеткость, неясное или неправильное произношение звуков или заглатывание их затемняет либо извращает смысл. Имеются в виду, как дефекты речи, так и дикционная неряшливость, в результате которой совершенно одинаково звучат слова: «тройка» - «стройка», «каска» - «сказка» и т.д.

Дикция — отчетливость и правильность произношения отдельных звуков. Она - основа четкости, понятности речи. Ясность и чистота произношения зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата(подвижных частей речевого аппарата - языка, губ, нижней челюсти, гортани).

Система упражнений по дикции включает:

  1. тренаж артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

  2. отработку гласных звуков;

  1. отработку согласных звуков;

  2. упражнения на сочетания тренируемого звука с гласными;

  3. упражнения со словами, содержащими тренируемый звук;

  4. упражнения на чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым
    звуком;

  5. упражнения с текстами скороговорок и чистоговорок для выработки
    прочих навыков сохранения четкости произношения при любом
    темпе речи;

8)        чтение дикционно трудных текстов по произношению, темпу и т.д.

Для того чтобы ребенок научился правильно   выразительно читать   и говорить он должен обладать:

1 .Четкой артикуляцией,

2.Тонким фонематическим и фонетическим слухом,

3 .Анализом звукового состава слова,

4.Целенаправленной устойчивой деятельностью,

5 .Правильным дыханием,

6.Поставленным голосом.







































Аннотация к докладу.

Доклад «Формирование навыков выразительного чтения у детей с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида», посвящен проблемам формирования навыков выразительного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников с овз в овладении навыком выразительного чтения и делает этот процесс сложным и трудоемким.

Характерная для детей с овз косность, привязанность к какому-либо одному способу действия, мешает им при переходе от аналитических к синтетическим приемам чтения (от слогов к целым словам). В докладе раскрываются особенности работы над формированием навыков выразительного чтения, а также предлагается ряд практических упражнений для постановки дыхания, развития голоса, отработки дикции.