Формирование общих и профессиональных компетенций медицинского работника среднего звена –
эффективное взаимодействие преподавателя и студента.
Эффективное взаимодействие студента и преподавателя в педагогической
деятельности – основное условие успешного формирования высокопрофессиональных качеств будущего специалиста среднего медицинского звена. В то же время неумение наладить контакт с обучающимися – причина многих неудач и разочарований.
В медицинском колледже имеются все виды отношений: чаще встречались как реально существующие отношения сотрудничества, так и желаемые отношения конфронтации и опеки в среднем встречались одинаково редко. Относительно желаемых отношений результаты опроса следующие: ни студенты, ни преподаватели не желают находиться друг с другом в отношениях конфронтации и диктата. Отношения сотрудничества многие назвали как желаемую форму отношений, но есть те, кто сомневается, что такие отношения реальны со всеми преподавателями и студентами во всех видах деятельности. Особенно интересно отметить следующее обстоятельство: позицию опеки преподаватели назвали в числе наиболее желаемого вида отношений, в то время, как подавляющее количество студентов не выразили данную потребность.
Безусловно, успешное решение сложных задач обучения в решающей степени зависит от деятельности всего педагогического коллектива образовательного учреждения, от каждого педагога, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Наиболее эффективным взаимодействие преподавателя и студента оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями.
Для формирования общих компетентностей важно, чтобы главным в оценке работы студента был ее качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления.
Оптимально такое взаимодействие участников образовательного процесса, которое:
- активизирует внутренние личностные резервы личности;
- способствует возникновению интерактивного взаимодействия, демократизирует
процессы образования;
- увеличивает свободу действий студента при решении учебных задач;
- ставит его участников в активную познавательную позицию;
- позволяет студенту развивать необходимые для успешной работы в современном обществе умения (ключевые компетенции).
Педагогическая деятельность должна опираться на принцип взаимопонимания, требующий от педагога проявления рефлексии. Не нужно питать иллюзию, что все образуется само собой, без наших усилий: и студенты станут лучше, и отношения с ними. Меняются группы, меняются дети, родители, условия, теории, стандарты – все в этом мире переменчиво. А поэтому время от времени необходимо проводить рефлексию.
Далее я хочу вам предложить способы и приемы создания эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса:
1 Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия и все то, что можно отнести к психологическому поглаживанию, постоянное проявление интереса к студенту, сопереживание ему.
2 Снятие чувства страха.
3 Четкая инструкция – совет, как лучше выполнить планируемые задачи.
4 Авансирование личности, провозглашение ее достоинств. Авансирование в
присутствии группы мобилизует активность студента.
5 Использование приема положительного подкрепления – переключение внимания студента с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
6 Педагогическое внушение – через интонацию, пластику, мимику – передать веру в успех и дать импульс к действию.
7 Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а учебной
деятельности, отношение студента к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки.
8 Вселение веры в его будущие успехи.
Резюмируя, следует отметить, что благоприятные отношения между участниками педагогического процесса необходимы не только для развития качеств личности студента, формирования общих его компетенций, но и для профессионального становления преподавателя.