СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости младших школьников»

Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством игровой деятельности Опыт работы учителя начальных классов МБОУ Первомайской СОШ № 11 Мартыновой Натальи Григорьевны

Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством игровой деятельности

Опыт работы

учителя начальных классов

МБОУ Первомайской СОШ № 11

Мартыновой

Натальи Григорьевны

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

 Орфографическая зоркость  –   это умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.  

Орфографическая зоркость  – это умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.  

  Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Цель:  повышение грамотности и развитие орфографической зоркости обучающихся на уроках русского языка Задачи: - изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса; - изучить приемы и методы формирование орфографической зоркости у обучающихся; - разработать «орфографические разминки» для обучающихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

Цель:

повышение грамотности и развитие орфографической зоркости обучающихся на уроках русского языка

Задачи:

  • - изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;
  • - изучить приемы и методы формирование орфографической зоркости у обучающихся;

- разработать «орфографические разминки» для обучающихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок На первой ступени обучения стараюсь развивать у обучающихся:  внимание к слогозвуковой структуре слова,  развиваю фонематический слух,  использую игру, как средство развития фонематического слуха,  использую дидактические игры при обучении орфографии,  провожу работу над ошибками.

Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок

На первой ступени обучения стараюсь развивать у обучающихся:

  • внимание к слогозвуковой структуре слова,
  • развиваю фонематический слух,
  • использую игру, как средство развития фонематического слуха,
  • использую дидактические игры при обучении орфографии,
  • провожу работу над ошибками.
Игровые упражнения, развивающие фонематический слух « Один звук, марш!» 1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например:  горсть –гость.  (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.) 2.Добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.) 4. В словах замените один согласный звук. Например:  корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка ). «Собери цветок» На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Обучающийся должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Игровые упражнения, развивающие фонематический слух

« Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например:  горсть –гость.  (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2.Добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

4. В словах замените один согласный звук. Например:  корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка ).

«Собери цветок»

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Обучающийся должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

А О Е И Орфографические разминки  «Буквенный дождь» Падают капли дождя, В ладошку поймаю их я, Какие из них попросить, эти слова оживить Д_рога, адр_с, с_бака, м_дведь, к_ртина, сп_сиб_.

А

О

Е

И

Орфографические разминки

«Буквенный дождь»

Падают капли дождя,

В ладошку поймаю их я,

Какие из них попросить,

эти слова оживить

Д_рога, адр_с, с_бака, м_дведь, к_ртина, сп_сиб_.

БУК ВЫ ЗВУ СЛО ВА КИ «Собери слово» Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей, собрать слово из частей.

БУК

ВЫ

ЗВУ

СЛО

ВА

КИ

«Собери слово»

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей,

собрать слово из частей.

Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся Прочитайте три раза слова:  мама                дети         человек       брат  доброта           тётя        мужчина     ребёнок сколько букв в предпоследнем слове? сколько слов, состоящих из двух слогов? назовите третье слово; сколько слов заканчивается на букву «а»? сколько раз встретилась буква «в»? сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся

Прочитайте три раза слова:

мама                дети         человек       брат

доброта           тётя        мужчина     ребёнок

сколько букв в предпоследнем слове?

сколько слов, состоящих из двух слогов?

назовите третье слово;

сколько слов заканчивается на букву «а»?

сколько раз встретилась буква «в»?

сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

Орфографический  диктант . Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б « Игра на рояле» . Учитель называет слово. Обучающиеся определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа. « Где же спрятались слова?».  Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Орфографический  диктант . Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают только орфограммы, которые встречаются в них.

Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б

« Игра на рояле» . Учитель называет слово. Обучающиеся определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

« Где же спрятались слова?».  Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Игровые упражнения на уроках русского языка Разгадай ребусы Игра «Шифровальщики» Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Г Оарз страа енкл  роза, астра, клен ФЫ

Игровые упражнения на уроках русского языка

Разгадай ребусы

Игра «Шифровальщики»

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Г

Оарз страа енкл

роза, астра, клен

ФЫ

Парашютисты к_ртина уч_ник с_бака р_бята а о е и е

Парашютисты

к_ртина

уч_ник

с_бака

р_бята

а о е и е

Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»     К. Д. Ушинский

Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»  К. Д. Ушинский