Натачаев Ф.Н., учитель математики,
МОУ СШ № 110
Формирование понятия средняя линия треугольника в контексте
реализации системно-деятельностного подхода на уроках геометрии
«Я слышу- я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.»
Китайская мудрость
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Знание
восприятие информации
анализ информации
Запоминание
Самооценка
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка -Я считаю так то
Требования к уроку
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора.
- Изменение модели образования: от знаний к деятельности
- Высокая степень активности учащихся.
- Активная самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
Требования к учителю
- Учитель должен чётко и точно формулировать задания.
- Учитель не должен давать новые знания ученикам в готовом виде. Ученик должен сам прийти к конечному результату.
- Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
- Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если они не смогли его выполнить с первого раза.
Средняя линия
8 класс
треугольника
Первый этап урока:
I. Актуализация знаний –этап решения задач
Задача №1
Дано :
ABC,
B
MBN
Доказать :
АBC
Доказательство:
(по условию)
N
M
MBN
ABC
C
A
Задача №2
ABC
Дано :
B
MBN
АBC
Доказать :
3
4
Доказательство :
1
N
M
=
4
12
9
C
A
ABC
MBN
Задача №3
B
MBN
Дано:
АBC
2
4
Найти: NC
Решение:
ABC
MBN
N
M
6
C
A
BC=6
Задача №4
:
Дано :
ABC
B
1)
MBN
АBC
Доказать:
2) Найти коэффициент подобия к
Доказательство:
N
M
=
=
C
A
MBN
ABC
K=
Задача №5
Дано :
:
ABC
B
Доказать:
BAC =
BMN
Доказательство:
MBN
ABC
(по доказанному)
N
M
BAC=
BMN
C
A
Задача №6
ABC
:
Дано :
AM=MB , CN=NB
B
Доказать:
MN II AC
MBN
ABC
Доказательство:
N
M
ے
BAC =
ے
BMN
MN II AC
C
A
Задача №7
Дано:
:
MN=3
ABC,
B
Найти : АС
ABC
MBN
Решение:
N
M
3
=
=
C
A
=
AC=6
Задача №8
АС=8
ABC,
:
Дано :
B
Найти : MN
Решение:
ABC
MBN
N
M
=
=
C
A
=
8
MN=4
Задача №9
Дано :
:
ABC,
MN=8
B
Найти : AC
Ответ: Задачу невозможно решить
N
M
Какое нужно добавить условие для того чтобы найти АС?
Ответ:BN=NC
C
A
Задача №9
ABC,
Дано :
МN=8
:
B
Найти : AC
Свойства отрезка MN:
1) AM=MB, CN=NB
- Определение средней линии треугольника
N
M
2) MN II AC
Свойства средней линии треугольника
AC
3) MN=
C
A
8
Формулировку теоремы дают сами учащиеся !!!
В каком мешке лежат все наши решенные задачи ?
20
Теорема. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
Дано:
ABC, МN – средняя линия
1
MN = АС
Доказать: МN II АС,
2
B
Доказательство:
BN
1
BM
=
=
BC
2
BA
MBN ABC
по 2 признаку
N
М
MN
1
1
MN = АС
= ;
2
2
AC
C
А
1= 2 CУ , значит, МN II АС.
Поиск доказательства
1
2
МN=
AC
MN II AC
BAC
BMN =
BMN
BAC
=
Взгляд назад
С
N
M
В
А
P
Сколько средних линий можно построить в треугольнике?
Взгляд назад
С
N
M
В
А
P
Как найти S треугольника CMN, если S треугольника ABC=60?
Взгляд назад
1) Сформулировать теорему со словами «если-то».
Ответ: Если отрезок является средней линией треугольника, то он параллелен противоположной стороне и равен ее половине
Взгляд назад
2) Сформулировать обратное утверждение.
Ответ: Если некоторый отрезок параллелен стороне треугольника и равен ее половине то он является средней линией треугольника
Верно ли оно?
Взгляд назад
3) Сформулировать противоположное утверждение
Ответ: Если отрезок с концами на сторонах треугольника не является средней линией треугольника, то он не параллелен противоположной стороне и не равен ее половине
Взгляд назад
4) Сформулировать утверждение противоположное обратному
Ответ: Если некоторый отрезок с концами на сторонах треугольника не параллелен стороне треугольника и не равен ее половине то он не является средней линией треугольника
№ 564. Дан треугольник со сторонами 8 см, 5 см и 7 см. Найдите периметр треугольника, вершинами, которого являются середины сторон данного треугольника.
С
2,5
5 см
3,5
7 см
N
F
В
O
А
8 см
4
Какую сторону треугольника АВС можно найти?
С
N
F
14
7 см
В
O
А
Найдите стороны треугольника АВС.
С
16
8 см
N
F
14
7 см
11
5,5см
В
O
А
Блиц-опрос
Найдите х, у, Р АВС .
В
10
x
6
6
N
М
8
y
А
С
16
Средняя линия треугольника на 3,6 см меньше основания треугольника. Найдите сумму средней линии треугольника и основания.
А
на 3,6 см
x
Q
Р
2x
Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.
С
В
34
Свойство медиан треугольника . Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
2
AВС В 1 А 1 С
по 1 признаку
АО
АВ
ВО
С
=
=
=
1
А 1 О
А 1 В 1
ОВ 1
В 1
А 1
4
2
О
3
1
В
А
Приемы учителя, реализующего
системно-деятельностный подход в обучении математике :
- Методически грамотная работа с понятиями;
- Организованная деятельность по конструированию определений ;
- Организованная работа по открытию формулировки теоремы;
- Применение аналитико-синтетического метода при доказательстве теорем;
- Обязательное применение рефлексии
Спасибо за внимание!