СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование понятия "Средняя линия треугольника" в контексте реализации системно-деятельностного подхода в изучении математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  показывает один из подходов в изучении темы "Средняя линия треугольника"

Просмотр содержимого документа
«Формирование понятия "Средняя линия треугольника" в контексте реализации системно-деятельностного подхода в изучении математики»

Натачаев Ф.Н., учитель математики, МОУ СШ № 110 Формирование понятия средняя линия треугольника в контексте реализации системно-деятельностного подхода на уроках геометрии

Натачаев Ф.Н., учитель математики,

МОУ СШ № 110

Формирование понятия средняя линия треугольника в контексте

реализации системно-деятельностного подхода на уроках геометрии

«Я слышу- я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю.» Китайская мудрость

«Я слышу- я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я усваиваю.»

Китайская мудрость

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,   а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

  а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Знание восприятие информации анализ информации Запоминание Самооценка

Знание

восприятие информации

анализ информации

Запоминание

Самооценка

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.  Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).  Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.  Учебное действие – действие по созданию образа.  Образ – слово, рисунок, схема, план.  Оценочное действие – я умею! У меня получится!  Эмоционально – ценностная оценка -Я считаю так то

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка -Я считаю так то

Требования к уроку Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора. Изменение модели образования: от знаний к деятельности Высокая степень активности учащихся. Активная самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

Требования к уроку

  • Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора.
  • Изменение модели образования: от знаний к деятельности
  • Высокая степень активности учащихся.
  • Активная самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

Требования к учителю Учитель должен чётко и точно формулировать задания. Учитель не должен давать новые знания ученикам в готовом виде. Ученик должен сам прийти к конечному результату. Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам. Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если они не смогли его выполнить с первого раза.

Требования к учителю

  • Учитель должен чётко и точно формулировать задания.
  • Учитель не должен давать новые знания ученикам в готовом виде. Ученик должен сам прийти к конечному результату.
  • Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
  • Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если они не смогли его выполнить с первого раза.
Средняя линия 8 класс треугольника

Средняя линия

8 класс

треугольника

Первый этап урока: I. Актуализация знаний –этап решения задач

Первый этап урока:

I. Актуализация знаний –этап решения задач

Задача №1 Дано : ABC, B MBN Доказать : АBC Доказательство: (по условию) N M MBN ABC C A

Задача №1

Дано :

ABC,

B

MBN

Доказать :

АBC

Доказательство:

(по условию)

N

M

MBN

ABC

C

A

Задача №2 ABC Дано : B MBN АBC Доказать : 3 4  Доказательство :  1 N M =  4 12 9 C A  ABC MBN

Задача №2

ABC

Дано :

B

MBN

АBC

Доказать :

3

4

Доказательство :

1

N

M

=

4

12

9

C

A

ABC

MBN

Задача №3 B MBN  Дано:  АBC 2 4 Найти: NC Решение:  ABC MBN N M 6 C A BC=6

Задача №3

B

MBN

Дано:

АBC

2

4

Найти: NC

Решение:

ABC

MBN

N

M

6

C

A

BC=6

Задача №4 : Дано :  ABC B 1) MBN АBC  Доказать: 2) Найти коэффициент подобия к Доказательство: N M  =  = C A  MBN  ABC K=

Задача №4

:

Дано :

ABC

B

1)

MBN

АBC

Доказать:

2) Найти коэффициент подобия к

Доказательство:

N

M

=

=

C

A

MBN

ABC

K=

Задача №5 Дано : :  ABC B Доказать:  BAC =  BMN Доказательство:  MBN  ABC (по доказанному) N M  BAC= BMN C A

Задача №5

Дано :

:

ABC

B

Доказать:

BAC =

BMN

Доказательство:

MBN

ABC

(по доказанному)

N

M

BAC=

BMN

C

A

Задача №6 ABC : Дано : AM=MB , CN=NB B Доказать: MN II AC MBN ABC Доказательство: N M ے BAC = ے BMN MN II AC C A

Задача №6

ABC

:

Дано :

AM=MB , CN=NB

B

Доказать:

MN II AC

MBN

ABC

Доказательство:

N

M

ے

BAC =

ے

BMN

MN II AC

C

A

Задача №7 Дано: : MN=3 ABC, B  Найти : АС  ABC  MBN Решение: N M 3  =  = C A  = AC=6

Задача №7

Дано:

:

MN=3

ABC,

B

Найти : АС

ABC

MBN

Решение:

N

M

3

=

=

C

A

=

AC=6

Задача №8 АС=8 ABC, : Дано : B Найти : MN Решение: ABC MBN N M  =  = C A  = 8 MN=4

Задача №8

АС=8

ABC,

:

Дано :

B

Найти : MN

Решение:

ABC

MBN

N

M

=

=

C

A

=

8

MN=4

Задача №9 Дано : : ABC, MN=8 B Найти : AC  Ответ: Задачу невозможно решить N M Какое нужно добавить условие для того чтобы найти АС? Ответ:BN=NC C A

Задача №9

Дано :

:

ABC,

MN=8

B

Найти : AC

Ответ: Задачу невозможно решить

N

M

Какое нужно добавить условие для того чтобы найти АС?

Ответ:BN=NC

C

A

Задача №9 ABC, Дано : МN=8 : B Найти : AC Свойства отрезка MN: 1) AM=MB, CN=NB  - Определение средней линии треугольника N M 2) MN II AC Свойства средней линии треугольника  AC 3) MN= C A 8 Формулировку теоремы дают сами учащиеся !!!

Задача №9

ABC,

Дано :

МN=8

:

B

Найти : AC

Свойства отрезка MN:

1) AM=MB, CN=NB

- Определение средней линии треугольника

N

M

2) MN II AC

Свойства средней линии треугольника

AC

3) MN=

C

A

8

Формулировку теоремы дают сами учащиеся !!!

В каком мешке лежат все наши решенные задачи ? 20

В каком мешке лежат все наши решенные задачи ?

20

Теорема.  Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. Дано: ABC, МN – средняя линия 1 MN = АС Доказать: МN II АС, 2 B Доказательство: BN  1 BM = = BC  2 BA MBN ABC по 2 признаку N М MN  1 1 MN = АС = ; 2  2 AC C А  1= 2 CУ , значит, МN II АС.

Теорема. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.

Дано:

ABC, МN – средняя линия

1

MN = АС

Доказать: МN II АС,

2

B

Доказательство:

BN

1

BM

=

=

BC

2

BA

MBN ABC

по 2 признаку

N

М

MN

1

1

MN = АС

= ;

2

2

AC

C

А

1= 2 , значит, МN II АС.

Поиск доказательства  1  2 МN= AC MN II AC BAC BMN = BMN BAC =

Поиск доказательства

1

2

МN=

AC

MN II AC

BAC

BMN =

BMN

BAC

=

Взгляд назад С N M В А P Сколько средних линий можно построить в треугольнике?

Взгляд назад

С

N

M

В

А

P

Сколько средних линий можно построить в треугольнике?

Взгляд назад С N M В А P Как найти S треугольника CMN, если S треугольника ABC=60?

Взгляд назад

С

N

M

В

А

P

Как найти S треугольника CMN, если S треугольника ABC=60?

Взгляд назад 1) Сформулировать теорему со словами «если-то». Ответ: Если отрезок является средней линией треугольника, то он параллелен противоположной стороне и равен ее половине

Взгляд назад

1) Сформулировать теорему со словами «если-то».

Ответ: Если отрезок является средней линией треугольника, то он параллелен противоположной стороне и равен ее половине

Взгляд назад 2) Сформулировать обратное утверждение. Ответ: Если некоторый отрезок параллелен стороне треугольника и равен ее половине то он является средней линией треугольника Верно ли оно?

Взгляд назад

2) Сформулировать обратное утверждение.

Ответ: Если некоторый отрезок параллелен стороне треугольника и равен ее половине то он является средней линией треугольника

Верно ли оно?

Взгляд назад 3) Сформулировать противоположное утверждение Ответ: Если отрезок с концами на сторонах треугольника не является средней линией треугольника, то он не параллелен противоположной стороне и не равен ее половине

Взгляд назад

3) Сформулировать противоположное утверждение

Ответ: Если отрезок с концами на сторонах треугольника не является средней линией треугольника, то он не параллелен противоположной стороне и не равен ее половине

Взгляд назад 4) Сформулировать утверждение противоположное обратному Ответ: Если некоторый отрезок с концами на сторонах треугольника не параллелен стороне треугольника и не равен ее половине то он не является средней линией треугольника

Взгляд назад

4) Сформулировать утверждение противоположное обратному

Ответ: Если некоторый отрезок с концами на сторонах треугольника не параллелен стороне треугольника и не равен ее половине то он не является средней линией треугольника

№ 564. Дан треугольник со сторонами 8 см, 5 см и 7 см. Найдите периметр треугольника, вершинами, которого являются середины сторон данного треугольника. С 2,5 5 см 3,5 7 см N F В O А 8 см 4

564. Дан треугольник со сторонами 8 см, 5 см и 7 см. Найдите периметр треугольника, вершинами, которого являются середины сторон данного треугольника.

С

2,5

5 см

3,5

7 см

N

F

В

O

А

8 см

4

Какую сторону треугольника АВС можно найти? С N F 14 7 см В O А

Какую сторону треугольника АВС можно найти?

С

N

F

14

7 см

В

O

А

Найдите стороны треугольника АВС. С 16 8 см N F 14 7 см 11 5,5см В O А

Найдите стороны треугольника АВС.

С

16

8 см

N

F

14

7 см

11

5,5см

В

O

А

Блиц-опрос Найдите х, у, Р АВС . В 10 x 6 6 N М 8 y А С 16

Блиц-опрос

Найдите х, у, Р АВС .

В

10

x

6

6

N

М

8

y

А

С

16

Средняя линия треугольника на 3,6 см меньше основания треугольника. Найдите сумму средней линии треугольника и основания. А   на 3,6 см x Q Р 2x Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл. С В 34

Средняя линия треугольника на 3,6 см меньше основания треугольника. Найдите сумму средней линии треугольника и основания.

А

на 3,6 см

x

Q

Р

2x

Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.

С

В

34

Свойство медиан треугольника . Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.  2 AВС В 1 А 1 С по 1 признаку АО АВ ВО С = = =  1 А 1 О А 1 В 1 ОВ 1 В 1 А 1 4 2 О 3 1 В А

Свойство медиан треугольника . Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.

2

AВС В 1 А 1 С

по 1 признаку

АО

АВ

ВО

С

=

=

=

1

А 1 О

А 1 В 1

ОВ 1

В 1

А 1

4

2

О

3

1

В

А

Приемы учителя, реализующего системно-деятельностный подход в обучении математике : Методически грамотная работа с понятиями; Организованная деятельность по конструированию определений ; Организованная работа по открытию формулировки теоремы; Применение аналитико-синтетического метода при доказательстве теорем; Обязательное применение рефлексии

Приемы учителя, реализующего

системно-деятельностный подход в обучении математике :

  • Методически грамотная работа с понятиями;
  • Организованная деятельность по конструированию определений ;
  • Организованная работа по открытию формулировки теоремы;
  • Применение аналитико-синтетического метода при доказательстве теорем;
  • Обязательное применение рефлексии
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!