СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках информатики».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках информатики».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках информатики».   Выполнила: Красильникова Ольга Александровна  учитель информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

«Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках информатики».

Выполнила: Красильникова Ольга Александровна

учитель информатики

 Цель: Формировать интерес у учащихся к предмету через организацию самостоятельной деятельности. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий.   Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. 

Цель: Формировать интерес у учащихся к предмету через организацию самостоятельной деятельности.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. 

Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. 

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:  ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом и т.д.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: 

  • ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);
  • на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом и т.д.
Познавательные УУД на уроках информатики Моделирование Знаково-символические уд Преобразование модели Использование диаграмм, графиков Логические Анализ Синтез Познавательные УУД Установление причинно-следственных связей Выделение и формирование познавательной цели Общеучебные  Осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи Структурирование знаний Выбор эффективного способа решения задач Решение проблемы Рефлексия способов и условий действий Постановка и формулирование проблем

Познавательные УУД на уроках информатики

Моделирование

Знаково-символические уд

Преобразование модели

Использование диаграмм, графиков

Логические

Анализ

Синтез

Познавательные

УУД

Установление причинно-следственных связей

Выделение и формирование познавательной цели

Общеучебные

Осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи

Структурирование знаний

Выбор эффективного способа решения задач

Решение проблемы

Рефлексия способов и условий действий

Постановка и формулирование проблем

Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный; программированный; проблемный.

Методы обучения:

  • Объяснительно – иллюстративный;
  • программированный;
  • проблемный.
Основой самостоятельной деятельности, являются:   Индивидуальная форма организации обучения ; Парная форма организации обучения – это общение учащихся в паре постоянного состава; Групповая форма организации – это общение учащихся в группе, когда каждый говорящий рассказывает содержание своего материала остальным членам группы; Коллективная форма организации обучения – это общение учащихся в группах сменного состава. Каждый общается с каждым членом группы по очереди.

Основой самостоятельной деятельности, являются:

  • Индивидуальная форма организации обучения ;
  • Парная форма организации обучения – это общение учащихся в паре постоянного состава;
  • Групповая форма организации – это общение учащихся в группе, когда каждый говорящий рассказывает содержание своего материала остальным членам группы;
  • Коллективная форма организации обучения – это общение учащихся в группах сменного состава. Каждый общается с каждым членом группы по очереди.
Выбор форм организации самостоятельной деятельности осуществляю в соответствии с содержанием и особенностями практической деятельности, которую должны решить учащиеся. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.

Выбор форм организации самостоятельной деятельности осуществляю в соответствии с содержанием и особенностями практической деятельности, которую должны решить учащиеся.

  • Индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • фронтальная.
Для диагностики результатов учащихся использую многоуровневую систему контроля знаний: Самоконтроль  – при введении нового материала,  взаимоконтроль  – в процессе его отработки; обучающий контроль  - в системе обучающих самостоятельных работ; текущий контроль  – при проведении контрольных  тестов в течение учебного года; итоговый контроль включающий  два этапа:  переводной  контрольный тест («минимум») итоговый  контрольный тест (дифференциация учащихся по уровням освоения программы).

Для диагностики результатов учащихся использую многоуровневую систему контроля знаний:

  • Самоконтроль  – при введении нового материала,  взаимоконтроль  – в процессе его отработки;
  • обучающий контроль  - в системе обучающих самостоятельных работ;
  • текущий контроль  – при проведении контрольных  тестов в течение учебного года;
  • итоговый контроль включающий  два этапа: 
  • переводной  контрольный тест («минимум»)
  • итоговый  контрольный тест (дифференциация учащихся по уровням освоения программы).
Контрольный тест.   Контрольные тесты составляю в такой форме: 10 заданий (задания, в которых их нескольких вариантов ответов нужно выбрать правильный ответ),  3 задания (задания на соответствие, на установление правильной последовательности),  1 задание (задание с открытым ответом).  Оценка, полученная на уроке контроля абсолютна, так как отражает точно достигнутый учеником уровень.

Контрольный тест.

Контрольные тесты составляю в такой форме:

  • 10 заданий (задания, в которых их нескольких вариантов ответов нужно выбрать правильный ответ),
  • 3 задания (задания на соответствие, на установление правильной последовательности),
  • 1 задание (задание с открытым ответом). 

Оценка, полученная на уроке контроля абсолютна, так как отражает точно достигнутый учеником уровень.

Коррекция знаний:  Информацию, полученную в результате контроля знаний, использую для составления динамической карты класса. Анализирую ошибки каждого учащегося, делаю выборку наиболее типичных ошибок, и на их основе составляю тренировочные задания, которые использую на уроках коррекции. Эти уроки провожу в форме консультации, когда учащиеся сами ищут и анализируют свои ошибки, и отслеживаю динамику их результатов.  В процессе обучения, считаю, большое значение имеет организация самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной  работы учащихся возрастает, роль педагога сводится к роли консультанта, не самому объяснять, а направлять деятельность учащихся. Дети уже знают, что надо самим наблюдать, все замечать, делать выводы, сравнение, устанавливать отличие тех или иных явлений, предметов, выражений и т.д.

Коррекция знаний:

Информацию, полученную в результате контроля знаний, использую для составления динамической карты класса. Анализирую ошибки каждого учащегося, делаю выборку наиболее типичных ошибок, и на их основе составляю тренировочные задания, которые использую на уроках коррекции. Эти уроки провожу в форме консультации, когда учащиеся сами ищут и анализируют свои ошибки, и отслеживаю динамику их результатов.

В процессе обучения, считаю, большое значение имеет организация самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной  работы учащихся возрастает, роль педагога сводится к роли консультанта, не самому объяснять, а направлять деятельность учащихся. Дети уже знают, что надо самим наблюдать, все замечать, делать выводы, сравнение, устанавливать отличие тех или иных явлений, предметов, выражений и т.д.

 Мультимедийные презентации  – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Мультимедийные презентации  – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Виды творческих заданий рефераты кроссворды презентации творческие работы

Виды творческих

заданий

рефераты

кроссворды

презентации

творческие работы

Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики: Познавательные УУД: Искать,  получать  и  использовать  информацию; Находить и извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями;  Фиксировать  информацию  разными  способами;  Понимать информацию,   представленную  в  разных  формах: схематичной, модельной; Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Карточка – задание №1. Прочитайте текст учебника. Запишите для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведенных ниже профессий: Архитектор: Врач: Бизнесмен: Бухгалтер: Композитор: Секретарь: Писатель: Художник: Модельер:

Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики:

Познавательные УУД:

  • Искать,  получать  и  использовать  информацию;
  • Находить и извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями; 
  • Фиксировать  информацию 

разными  способами; 

  • Понимать информацию, 

представленную  в  разных  формах: схематичной, модельной;

  • Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Карточка – задание №1.

Прочитайте текст учебника. Запишите для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведенных ниже профессий:

Архитектор:

Врач:

Бизнесмен:

Бухгалтер:

Композитор:

Секретарь:

Писатель:

Художник:

Модельер:

Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики: Карточка – задание №2. Пользуясь текстом учебника. Составьте схему: «Способы кодирования и  анализа информации». Познавательные УУД: искать, получать  и  использовать информацию; фиксировать  информацию  разными  способами;  понимать информацию,  представленную  в  разных  формах: схематичной, модельной; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики:

Карточка – задание №2.

Пользуясь текстом

учебника. Составьте схему:

«Способы кодирования и

анализа информации».

Познавательные УУД:

  • искать, получать  и  использовать информацию;
  • фиксировать  информацию 

разными  способами; 

  • понимать информацию, 

представленную  в  разных  формах: схематичной, модельной;

  • проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД Задание №1. Поиск информации. Познавательные УУД : Поиск информации в интернет. Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс. Формирование умения поиска, анализа и выбора информации. 1) В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»? Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 2) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского. 3) Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни». 4) Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики» 5) В каком году и где родился Мишель Нострадамус? 6) Место и дата рождения Н. К. Рериха, великого Русского художника и философа. 7) Основатели фирмы Honda и год ее создания. 8) Назвать издателя и разработчика игры «CounterStrike».

Примеры заданий, формирующие познавательные УУД

Задание №1. Поиск информации.

Познавательные УУД :

Поиск информации в интернет.

Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.

  • Формирование умения поиска, анализа и выбора информации.

1) В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?

  • Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.

3) Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».

4) Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики»

5) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?

6) Место и дата рождения Н. К. Рериха, великого Русского художника и философа.

7) Основатели фирмы Honda и год ее создания.

8) Назвать издателя и разработчика игры «CounterStrike».

Примеры заданий, формирующие познавательные УУД Задание №2.  Создать информационную модель Познавательные УУД : Средствами Microsoft Word создать информационную модель в виде графа: «Классификация ПО компьютера». Формирование умения анализа, систематизации информации; Умения представления информации наглядным образом и формирование умений и навыков работы в офисных программах. Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Примеры заданий, формирующие познавательные УУД

Задание №2. 

Создать информационную модель

Познавательные УУД :

Средствами Microsoft Word создать информационную модель в виде графа:

«Классификация ПО компьютера».

  • Формирование умения анализа, систематизации информации;
  • Умения представления информации наглядным образом и формирование умений и навыков работы в офисных программах.
  • Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД Задание №3. Отгадайте ребус Познавательные УУД : Построение логической цепи рассуждений. Применение методов информационного поиска, декодирование. Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Примеры заданий, формирующие познавательные УУД

Задание №3.

Отгадайте ребус

Познавательные УУД :

  • Построение логической цепи рассуждений. Применение методов информационного поиска, декодирование.
  • Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Примеры заданий, формирующие  познавательные УУД Задание №4. Какие информационные процессы изображены на картинах? Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .

Примеры заданий, формирующие познавательные УУД

Задание №4. Какие информационные процессы изображены на картинах?

Познавательные УУД:

  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .

Заключение:

Формирование  познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики возможны за счет:

  • использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля). Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
  • использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля). Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
  • использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук).
  • организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля).
  • Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
  • Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
Информационные технологии- самые быстрые по развитию! Это - технологии будущего!  Спасибо за внимание!

Информационные технологии-

самые быстрые по развитию!

Это - технологии будущего!

Спасибо за внимание!