Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
«Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках информатики».
Выполнила: Красильникова Ольга Александровна
учитель информатики
Цель: Формировать интерес у учащихся к предмету через организацию самостоятельной деятельности.
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий.
Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);
- на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом и т.д.
Познавательные УУД на уроках информатики
Моделирование
Знаково-символические уд
Преобразование модели
Использование диаграмм, графиков
Логические
Анализ
Синтез
Познавательные
УУД
Установление причинно-следственных связей
Выделение и формирование познавательной цели
Общеучебные
Осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи
Структурирование знаний
Выбор эффективного способа решения задач
Решение проблемы
Рефлексия способов и условий действий
Постановка и формулирование проблем
Методы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный;
Основой самостоятельной деятельности, являются:
- Индивидуальная форма организации обучения ;
- Парная форма организации обучения – это общение учащихся в паре постоянного состава;
- Групповая форма организации – это общение учащихся в группе, когда каждый говорящий рассказывает содержание своего материала остальным членам группы;
- Коллективная форма организации обучения – это общение учащихся в группах сменного состава. Каждый общается с каждым членом группы по очереди.
Выбор форм организации самостоятельной деятельности осуществляю в соответствии с содержанием и особенностями практической деятельности, которую должны решить учащиеся.
- Индивидуальная,
- парная,
- групповая,
- коллективная,
- фронтальная.
Для диагностики результатов учащихся использую многоуровневую систему контроля знаний:
- Самоконтроль – при введении нового материала, взаимоконтроль – в процессе его отработки;
- обучающий контроль - в системе обучающих самостоятельных работ;
- текущий контроль – при проведении контрольных тестов в течение учебного года;
- итоговый контроль включающий два этапа:
- переводной контрольный тест («минимум»)
- итоговый контрольный тест (дифференциация учащихся по уровням освоения программы).
Контрольный тест.
Контрольные тесты составляю в такой форме:
- 10 заданий (задания, в которых их нескольких вариантов ответов нужно выбрать правильный ответ),
- 3 задания (задания на соответствие, на установление правильной последовательности),
- 1 задание (задание с открытым ответом).
Оценка, полученная на уроке контроля абсолютна, так как отражает точно достигнутый учеником уровень.
Коррекция знаний:
Информацию, полученную в результате контроля знаний, использую для составления динамической карты класса. Анализирую ошибки каждого учащегося, делаю выборку наиболее типичных ошибок, и на их основе составляю тренировочные задания, которые использую на уроках коррекции. Эти уроки провожу в форме консультации, когда учащиеся сами ищут и анализируют свои ошибки, и отслеживаю динамику их результатов.
В процессе обучения, считаю, большое значение имеет организация самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы учащихся возрастает, роль педагога сводится к роли консультанта, не самому объяснять, а направлять деятельность учащихся. Дети уже знают, что надо самим наблюдать, все замечать, делать выводы, сравнение, устанавливать отличие тех или иных явлений, предметов, выражений и т.д.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Виды творческих
заданий
рефераты
кроссворды
презентации
творческие работы
Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики:
Познавательные УУД:
- Искать, получать и использовать информацию;
- Находить и извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями;
разными способами;
представленную в разных формах: схематичной, модельной;
- Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Карточка – задание №1.
Прочитайте текст учебника. Запишите для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведенных ниже профессий:
Архитектор:
Врач:
Бизнесмен:
Бухгалтер:
Композитор:
Секретарь:
Писатель:
Художник:
Модельер:
Типовые карточки-задания по формирование познавательных УУД, применяемых на уроках информатики:
Карточка – задание №2.
Пользуясь текстом
учебника. Составьте схему:
«Способы кодирования и
анализа информации».
Познавательные УУД:
- искать, получать и использовать информацию;
разными способами;
представленную в разных формах: схематичной, модельной;
- проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД
Задание №1. Поиск информации.
Познавательные УУД :
Поиск информации в интернет.
Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.
- Формирование умения поиска, анализа и выбора информации.
1) В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?
- Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
2) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.
3) Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».
4) Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики»
5) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?
6) Место и дата рождения Н. К. Рериха, великого Русского художника и философа.
7) Основатели фирмы Honda и год ее создания.
8) Назвать издателя и разработчика игры «CounterStrike».
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД
Задание №2.
Создать информационную модель
Познавательные УУД :
Средствами Microsoft Word создать информационную модель в виде графа:
«Классификация ПО компьютера».
- Формирование умения анализа, систематизации информации;
- Умения представления информации наглядным образом и формирование умений и навыков работы в офисных программах.
- Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД
Задание №3.
Отгадайте ребус
Познавательные УУД :
- Построение логической цепи рассуждений. Применение методов информационного поиска, декодирование.
- Действия постановки и решения проблем: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД
Задание №4. Какие информационные процессы изображены на картинах?
Познавательные УУД:
- Построение логической цепи рассуждений.
- Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .
Заключение:
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики возможны за счет:
- использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля). Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
- использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля). Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
- использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук).
- организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля).
- Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
- Создавать оптимальные условия для формирования умения самостоятельно находить и углублять знания и применять их на практике.
Информационные технологии-
самые быстрые по развитию!
Это - технологии будущего!
Спасибо за внимание!