Формирование познавательных УУД на занятиях
учителя-дефектолога.
Айнбиндер Н.А.,
учитель-дефектолог
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Универсальные Учебные Действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, нового социального опыта, формированию умения и компетентности, самостоятельную организацию этого процесса.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (целепологание посредством различных техник-отгадать загадку, собрать пазл и пр.);
поиск и выделение необходимой информации и источников информации (Например поиск в интернете определения, понятия);
структурирование знаний (Например: расставить по порядку пункты плана занятия);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (Например вырабатывание привычки отвечать на вопрос полным ответом);
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Например оценить результаты своей работы в конце занятия);
смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов (Например учить отвечать на вопросы по тексту);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют:
Знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (звуко-буквенный анализ слова, иллюстрация времени года, краткая запись задачи в виде таблицы, рисунка);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов ( сюжетные картины, разрезные картины, серии картин);
выбор оснований и критериев для сравнения,классификации объектов (игры «Четвертый лишний», «Назови сходства и различия»);
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
Постановка и решение проблемы:
Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода через организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для данной категории детей.
Цель коррекционных занятий - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию имеющихся отклонений в развитии.
Задачи:
учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;
развивать мыслительные операции;
развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;
формировать умение объективно оценивать свою работу и при необходимости её корректировать.
Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия включают в себя задания на формирование различных видов универсальных учебных действий; упражнения на развитие ведущих познавательных процессов, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук и т.д
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для получения позитивных результатов и положительной динамики в развитии личности ребенка.