СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование правильной осанки со здоровьесберегающими технологиями

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование правильной осанки со здоровьесберегающими технологиями»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Армянский колледж химической промышленности»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»

Предмет: ОГСЭ.04 Физическая культура











Преподаватель: Наумов А. Д.


















Армянск 2023

ПАСПОРТ УРОКА «УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»

Ф.И.О. преподавателя


Наумов Антон Дмитриевич

Учебная дисциплина


Физическая культура

Тема занятия


«Упражнения на формирование правильной осанки»

Цели занятия


















образовательные:

– укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов;

– развитие навыков выполнения упражнений для формирования правильной осанки;

– овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

развивающие:

– развитие мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении, формирование правильной осанки;

– развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные возможности ее решения;

– развитие навыков у студентов контролировать процесс и оценивать результат своей деятельности;

воспитательные:

– формирование мотивации к регулярным занятиям физической культуры с целью укрепления здоровья;

– формирование устойчивых мотивов и потребностей к ведению здорового жизни, бережному отношению обучающихся к собственному здоровью, к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.

Задачи урока:

­– укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий;

– овладение системой профессионально и жизненно значимых
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья;

– использование дифференцированного подхода к формированию умений и навыков студентов, относящихся к разным медицинским группам здоровья.

Планируемые образовательные результаты






– расширение и систематизация знаний о правильной осанке и ее значении в жизнедеятельности человека;

– обучающиеся научатся правильно выполнять упражнения для формирования правильной осанки;

– развитие физических качеств и способностей обучающихся, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

– формирование мотивации к регулярным занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни.

Программные требования








































































предметные:

– умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

– владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

– владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

метапредметные:

– способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

личностные:

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

– сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

– потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;

– приобретение личного опыта творческого использования
профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

Тип занятия

Комбинированный урок

Форма занятия

фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии обучения


– здоровьесберегающие технологии;

– информационно-коммуникационные технологии;

– интерактивные технологии;

– личностно-ориентированные технологии.

Оснащение занятия




– ноутбук;

– проектор, экран;

– колонки;

– презентация;

– аудио-файлы с расслабляющей и ритмичной музыкой;

– секундомер;

– гимнастические маты;

– гимнастические палки.

Подготовка к занятию


Составление и воспроизведение презентаций студентами.

Продолжительность

45 минут

Домашнее задание


Самостоятельно составить комплекс упражнений для мышц спины





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Практическое занятие № 23

Тема: «Упражнения на формирование правильной осанки».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов;

  • развитие навыков выполнения упражнений для формирования правильной осанки;

  • формирование устойчивых мотивов и потребностей к ведению здорового жизни, бережному отношению обучающихся к собственному здоровью, к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • показать методику применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация, аудио-файлы с расслабляющей и ритмичной музыкой, секундомер, гимнастические палки, гимнастические маты.

Ход урока

1. Организационный момент

Построение в шеренгу. Звучит команда «Равняйсь, смирно! Равнение на середину».

– Ребята, приветствую вас на уроке физической культуры. Староста, прошу назвать отсутствующих (Староста называет отсутствующих на уроке).

– Группа, команда «Налево!», «Направо!», «Кругом!», «Кругом!». Данные строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, подтянутости, сохранению положительного эмоционального и мышечного тонуса.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Все мы знаем о том, как важно беречь своё здоровье смолоду. Ещё в XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Как вы думаете, зачем? (звучат ответы студентов).

– Верно, для формирования правильной осанки. Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (звучат ответы студентов).

– Тема нашего занятия «Упражнения на формирование правильной осанки». Как вы считаете, какова цель нашего урока? (звучат ответы студентов).

– Цель урока: изучить понятие «правильная осанка» и её влияние на здоровье человека, научиться правильно выполнять упражнения на формирование осанки.

– Сейчас мы проверим частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Кто скажет, на каком участке тела чаще всего измеряют пульс? (звучат ответы студентов, после чего обучающиеся замеряют ЧСС в течение 10 секунд, затем выборочно оглашают результат преподавателю). По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты оглашают результаты).

– На занятиях мы проводим пульсометрию для того, чтобы выяснить вашу индивидуальную реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Обязательно запомните свой результат!

3. Актуализация знаний обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Разминка.

Перед началом выполнения упражнений инструктаж по технике безопасности нам напомнит … (преподаватель называет фамилию и имя студента) (ответ студента обязательно должен содержать следующее: внимательно слушать преподавателя при выполнении упражнений, не выполнять упражнения без страховки, не стоять близко к матам при выполнении упражнений другими студентами, не выполнять упражнения при плохом самочувствии, в случае подобного обратиться к преподавателю).

– На первый-второй рассчитайсь! Запомните свои номера, они пригодятся во время выполнения последующих упражнений. Первые номера делают три шага вперёд, вторые – на месте. На вытянутые руки разомкнись!

Разминку проводит один из студентов, показывая технику выполнения упражнений, преподаватель комментирует и следит за правильностью их выполнения. Упражнения выполняются под ритмичную музыку. Музыкальное сопровождение помогает студентам настроиться на работу на уроке, помогает правильно выполнять физические управления.

– К выполнению упражнений приступай! (студенты стоят в шеренге и выполняют общеразвивающие упражнения  на месте):

1) Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполняем упражнение «Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо». Упражнение выполнять!

Комментарии преподавателя: выполнять медленно, без резких движений, спина должна быть прямая, пятки от пола не отрывать.

На счет 1-2 – наклон головы вправо, влево;

3-4 – вернуться в исходное положение;

1-2 – наклон головы вперёд, назад;

3-4 – вернуться в исходное положение (3 подхода);

Упражнение закончить!

2) Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполняем круговые движения головой по часовой стрелке. Упражнение выполнять!

Комментарии преподавателя: выполнять медленно, без резких движений.

На счет 1-4 – круговые движения головой по часовой стрелке;

5-8 – круговые движения головой против часовой стрелке

(2 подхода).

Упражнение закончить!

3) Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Выполняем рывки руками с поворотом корпуса. Упражнение выполнять!

Комментарии преподавателя: руки держим прямыми, нужно смотреть вперед, рывок резче.

На счет 1-2 – рывки руками перед грудью;

3-4 – поворот влево;

5-6 – рывки руками перед грудью;

7-8 – поворот вправо (4 подхода)

Упражнение закончить!

4) Исходное положение: широкая стойка, руки в стороны. Выполняем упражнение «Мельница».

Комментарии преподавателя: спина прямая, смотреть вперед, поворот больше, поворот выполнять туловищем.

На счет 1 – наклон вперед;

2 – поворот туловища вправо;

3 – то же влево;

4 – занимаем исходное положение (4 подхода)

Упражнение закончить!

5) Исходное положение: присед на правой ноге, левая прямая в сторону, руки на поясе. Выполняем выпады в сторону.

Комментарии преподавателя: упражнение необходимо для гибкости тазобедреных суставов и стабильности коленей, помните о том, что обе стопы должны оставаться на полу. Вытянутые вперед руки помогут сохранить равновесие.

На счет 1 – перекат на левую ногу;

2 – перекат на правую ногу;

3 – перекат на левую ногу;

4 – занимаем исходное положение (4 подхода)

Закончили выполнение упражнений!

(Студент возвращается на место, говорит преподаватель)

– В одну шеренгу становись! Направо! В обход зала с интервалом в два шага бегом, марш!

1) По команде выполняем беговые упражнения «Бег с захлестом голени». Во время бега с захлестом голени пятки должны слегка касаться ягодиц. Необходимо следить за точностью движений и только потом увеличивать их частоту.

2) Выполняем упражнение «Бег с высоким подниманием бедра». Выполняя упражнение, следите за спиной, которая должна быть без сутулостей, а туловище лишь слегка наклонено вперед.

3) Выполняем упражнение «Подскоки». Мягкий перекат с пятки на носок с последующим жестким выталкиванием. Приземление мягкое.

4) Выполняем упражнение «Бег спиной вперёд». Тренируем периферийное зрение, а также укрепляем мышцы ног и спины.

5) Выполняем упражнение «Многоскок с ноги на ногу». Разминаем четырехглавую бедренную и трехглавую голеностопную мышцы.

Закончили выполнение упражнений, в обход зала шагом марш, восстанавливаем дыхание: на раз-два-три – глубокий вдох (руки поднимаются), на четыре – резкий выдох (руки опускаются). Повторяем 3 раза.

– После выполнения беговых упражнений предлагаю вам заново измерить частоту сердечных сокращений. По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).

­– Как вы думаете, почему данный показатель изменился? (студенты отвечают). При увеличении физической нагрузки повышается потребность в кислороде, поэтому сердце начинается сокращаться чаще.

4. Этап первичного усвоения новых знаний.

– Напоминаю, что в группе обучаются студенты разных медицинских категорий. Те ребята, которые находятся в специальной медицинской группе, помогают преподавателю в подготовке к учебным занятиям в виде презентаций и докладов в форме опережающего обучения. Им было поручено подготовить презентацию по теме нашего урока (приложение 1) (студенты раскрывают теоретические аспекты данного урока с применением ИКТ).

– Прошу всех занять место на гимнастических матах и внимательно выслушать докладчиков (студенты садятся на гимнастические маты, слушают докладчиков о формировании правильной осанки (слайды 1–5)).

5. Этап закрепления новых знаний.

Во время демонстрации слайдов 6–9 с физическими упражнениями обучающиеся выполняют команды, которые отображены на презентации. Их может проводить студент, который относится к подготовительной или основной медицинским группам.

– Итак, делимся на две группы: первые номера приступают к выполнению упражнений на гимнастических матах, вторые номера – смотрят и страхуют своих одногруппников, а затем – меняются.

Студенты выполняют на гимнастических матах физические упражнения, представленные на слайдах 6–9 (приложение 1). Преподаватель внимательно следит за техникой исполнения, в случае необходимости – поправляет, дает комментарии.

– В ходе нашего урока мы выполняли упражнения с акцентом на тренировку мышц спины и конечностей, что позволяет сформировать правильную осанку, которая является залогом здоровья всех внутренних органов и эстетики человеческого тела. Рекомендую делать данные упражнения во время утренней зарядки для профилактики деформации позвоночника.

­­– Теперь немного усложним задачу. Возьмите, пожалуйста, гимнастические палки и постройтесь в три шеренги на расстоянии вытянутых рук.

Студенты под ритмичную музыку выполняют упражнения с гимнастической палкой, которые показывает им преподаватель. В результате накапливающегося физического и психического утомления у обучающихся, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная стимуляция их деятельности становится педагогически необходимой. Главные задачи музыки, применяемой в данной части урока, – замедлить процесс развития у студентов пресыщения выполняемой работой, повысить их работоспособность. Использование музыкального сопровождения не только способствует повышению эффективности занятия, развитию координации движений, выносливости, умения быстро ориентироваться в пространстве, но и созданию положительного психоэмоционального настроя. Оптимальная громкость: 70-80 децибел.

  1. Ноги вместе, палка на лопатках, широким хватом за концы. Глубокий выпад вперед (колено за линию стопы), не наклоняя туловища. Вернуться в исходное положение. Выполняем по 5 раз на каждую ногу. Дыхание произвольное.

  2. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, палка горизонтально внизу сзади, широким хватом за концы. Поднять палку рывком максимально вверх с одновременным подъемом прямой ноги вперед до уровня тазобедренного сустава носок «от себя». Вернуться в исходное положение и повторить на каждую ногу по 5 раз. Дыхание произвольное.

  3. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, палка горизонтально перед грудью, широким хватом за концы. Повернуть туловище в сторону, не сдвигая стоп и не сгибая локтей. Вернуться в исходное положение. Повторить то же в другую сторону. Выполнить 10 раз. Дыхание произвольное.

  4. Ноги вместе, палка горизонтально перед грудью, широким хватом за концы. Мах бедром одной ноги вверх, опуская палку вниз за коленный сустав. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз. Дыхание произвольное.

  5. Ноги вместе, палка на лопатках, хватом за концы. Поднять руки вверх, одну ногу назад на носок, прогнувшись в пояснице 5 раз. Вернуться в исходное положение. Выполнить на каждую ногу по 5 раз. Дыхание произвольное.

– После выполнения данных упражнений предлагаю вам заново измерить частоту сердечных сокращений. По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).

– Как вы думаете, почему данный показатель сильно изменился? (студенты отвечают). Нагрузка выросла еще больше, поэтому потребность в кислороде стала еще выше, и сердце стало сокращаться еще чаще.

Правильная осанка зависит от многих факторов, в том числе и от положения стопы. Поэтому регулярная гимнастика способствует снижению их деформации, укреплению силы и выносливости мышц, формированию правильного положения ног при ходьбе и предупреждению сколиоза. Давайте выполним упражнения для профилактики плоскостопия. Перестраиваемся из шеренги в колонну и движемся по кругу друг за другом. Помним о технике безопасности.

Студенты движутся по кругу, выполняя указания преподавателя.

  1. Ходьба на носках, руки прямые, вверх.

Комментарии преподавателя: спина прямая, взгляд вперед, живот и ягодицы втянуты.

  1. Ходьба на пятках, руки – прямые, в сторону.

Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, взгляд вперед, живот и ягодицы втянуты.

  1. Ходьба на внутренних сводах стопы, руки на пояс.

Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, не спешите, аккуратно ставьте ноги.

  1. Ходьба на внешних сводах стопы руки за голову.

Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, не спешите, аккуратно ставьте ноги.

– Отлично! Упражнения закончили! Кладем гимнастические палки на место. Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику.

Звучит релаксирующая музыка «Звуки природы». Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физических и психоэмоциональных напряжений у обучающихся и осуществляет переход в более спокойное состояние. Помимо этого, сама дыхательная гимнастика позволяет погасить возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Преподаватель негромко, но отчетливо дает пояснения.

  1. На счет 1–4 делаем медленный глубокий вдох, на 5–8 – медленный полный выдох. И еще раз.

  2. На счет 1–4 делаем медленный глубокий вдох, на 5 – быстрый полный выдох ртом. Повторяем еще раз.

  3. На счет 1 – быстрый полный вдох ртом; на 2–6 – медленный полный выдох. Затем на счет 1–4 – свободное дыхание. Повторяем.

– Во время проведения этих упражнений организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям вы быстрее растете и правильно развиваетесь. Регулярное выполнение таких комплексов помогает избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.

– Как вы себя чувствуете? (звучат ответы студентов). Давайте вновь измеряем пульс. По команде «Начали!» вы приступаете к подсчёту пульса и считаете до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).

– Сравните с начальным показателем ЧСС. Каков результат? (студенты выборочно называют свои результаты).

– Налево! Колонной к гимнастическим матам шагом марш! Садимся по трое.

6. Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: самостоятельно составить комплекс упражнений для мышц спины.

7. Рефлексия.

– Внимание! Смотрим на экран!

На экране появляются вопросы, на которые студенты отвечают в ходе беседы с преподавателем.

– Где мы можем использовать упражнения, которые были сегодня на уроке? (в гимнастике, игровых видах спорта, зарядке).

– Зачем мы измеряли частоту сердечных сокращений? (контроль физической нагрузки организма, забота о здоровье).

– Что нужно делать для улучшения своей осанки? (выполнять физические упражнения, приучать себя правильно сидеть за столом, спать на плоской постели и ровном средней жесткости матрасе, носить портфель на двух лямках).

– Какие упражнения вам понравились? Какие показались вам трудными или, наоборот, слишком легкими? Что лучше всего получалось?

– Продолжите: сегодня на уроке меня порадовало …

– Продолжите: сегодня на уроке мне запомнилось, что …

– За что вы можете похвалить себя сегодня?

– Вы молодцы! До свидания! Урок окончен!

Литература

  1. Из опыта проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2021» : сборник материалов победителей и лауреатов конкурса / сост. Е. А. Богачева, И. А. Куренская. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 201 с. – Режим доступа: https://beliro.ru/assets/resourcefile/4233/sbornik-uchitelzdorovya-rossii-2021.pdf (дата обращения: 18.01.2023)

  2. Котешева, И. А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика / И. А. Котешева. – М.: Эксмо, 2004. – 208 с.

  3. Скиндер, Л. А. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе : учебн.-метод. рекомендации / авт.-сост. Л. А. Скиндер, А. Н. Герасевич ; под ред. А. Н. Герасевича. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. ­ 36 с.

  4. Фадеева, В. С. Принципы здоровьесберегающих технологий // Наука и образование сегодня. – 2018. – №2 (25). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy (дата обращения: 19.01.2023).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями на 12 августа 2022 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579#6500IL (дата обращения: 18.01.2023)










Приложение 1

Презентация на тему «Формирование правильной осанки»