Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование.
Самообразование – это процесс познавательной деятельности, который мотивируется собственным желанием повысить свои знания в профессиональной сфере.
Основной целью саморазвития и самообразования является постоянное улучшение образовательного процесса за счет совершенствования теоретической и практической сферы знаний преподавателя.
Задачи самообразования:
желание развиваться; повышать уровень эрудиции, а также правовой и общей культуры;
ознакомление и использование новых педагогических технологий, методов и приемов в образовательном процессе;
постоянное повышение уровня своих знаний в сфере педагогической психологии;
совершенствование научных и теоретических знаний в области теории и методики преподавания учебных дисциплин.
Главными принципами самообразования являются постоянное развитие, целенаправленность, объединение, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность и опережающий характер, взаимозаменяемость.
Формы самообразования делятся на две группы: индивидуальные и групповые (т.е. коллективные).
Индивидуальную форму самообразования представляет сам преподаватель. Но, несмотря на это, руководители административных и методических систем могут спровоцировать процесс саморазвития. Индивидуальное самообразование подразумевает самостоятельную работу над усовершенствованием профессионального уровня.
Групповое самообразование проявляется в виде деятельности методического объединения, а также практикумов, семинаров и курсов по повышению профессиональной квалификации.
Самообразование педагога дополнительного образования ЦЦОД осуществляется через:
1. Прохождение подготовительных курсов по повышению профессиональной квалификации. Все педагоги дополнительного образования прошли курсы повышения квалификации первой помощи в образовательном медицинском центре «Школа медицины катастроф» в объеме 24 часа, кроме того педагоги системного администрирования прошли курсы повышения квалификации по своему направлению, так же педагоги программирования на Paiten, java и кибергигиена и работа с большими данными в объеме 36 часов, «Основы технологии формирования гибких компетенций при обучении проектной деятельности» в объеме 48 часов, «Подготовка экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» как в регионального так и национального уровняв объеме 72 часа.
2. Еще один этап это Получение второго высшего образования или второй специальности это позволяет выстраивать процесс образования по индивидуальной схеме. Например, в нашей организации весь педагогический состав руководство и замы получили еще одно высшее образование, пройдя профессиональную переподготовку в едином центре переподготовке кадров «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых » в объеме 1000 часов.
3. Следующий этап Прохождение дистанционных курсов по повышению квалификации. В настоящий момент весь педагогический состав куба является слушателями курсов «Использование современного учебного оборудования в центрах цифрового образования «IT-куб»
Кроме курсов повышения квалификации наши педагоги принимали участие в Всероссийском методическом семинаре для руководителей, педагогов и методистов центров цифрового образования детей "IT-куб", платформой для получения знаний могут выступать и конференции, конкурсы и олимпиады. Они предоставляют возможность детальнее изучить материал по интересующих преподавателей темам или темам, наиболее актуальным для преподавателя. Наши коллеги принимали участие в межрегиональной научно-практическая конференции «Вовлечение детей в научно-техническое творчество: эффективные практики и региональный опыт» Участники конференции также поделились опытом развития дополнительного образования в своих регионах. Представители нашего Куба выступили на конференции в качестве спикеров - Казенова Ирина Петровна обобщила опыт работы с детьми дошкольного возраста и детьми с ОВЗ. Так же принимали участие в региональном форуме "ЭкспоTechnology-2022" В рамках Форума докладчики ознакомили коллег со своим опытом работы по актуальным вопросам развития дополнительного образования в рамках национального проекта «Образование» с дальнейшим обсуждением актуальных проблем сферы в формате круглого стола, в качестве спикеров - Казенова Ирина Петровна
4. Использование сетевых педагогических сообществ. На базе центра IT куба прохидили конференции Руководителей и педагогов школ Аликовского, Вурнарского и Ибресинского районов "Совместные образовательные проекты ЦЦОД "IT-Куб пгт. Вурнары" с центрами "Точка роста" - пространство для создания условий сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ" где обсуждали вопросы взаимодействия техникума и центра цифрового образования детей, работу с детьми дошкольного возраста и детьми ОВЗ, с центрами "Точка роста" и о работе на платформе навигатор. Так же у педагогов имеются социальные сообщества где они обсуждают вопросы по своей учебной деятельности, это способствуют малоопытному преподавателю поможет обогатить свой запас знаний, и повысить уровень эрудиции, основываясь на опыте своих более компетентных коллег. Педагог со стажем получает возможность исследовать новые методики и приемы коррекционной работы с учениками, а также увеличить свои знания.
Также тема самообразования может иметь отношение к общей методической теме общеобразовательного учреждения.
В период саморазвития и обогащения личности, происходит профессионально педагогический рост и вырабатывается гибкость мышления, которая полностью влияет на трансформацию личности. Также формируется постоянная потребность в самосовершенствовании. Возникает желание добиваться еще больших высот и одерживать еще больше побед в профессиональной деятельности.