Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев
Корнильцева Надежда Александровна
Учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Линевская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Искитимского района Новосибирской области
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком – важное приобретение ребенка, ведь он является средством и способом общения и познания. Речь организует и активирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями» [4, 238]. По мнению И.П. Павлова: «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» [4, 238]. В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» [5, 96].
М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» [2, 22].
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. У детей слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание и смысл обращенной к ним речи.
У умственно-отсталого ребёнка развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими. Но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов. Он менее сильно, чем нормальные сверстники, чувствует необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общается с ними. Общение со взрослыми формируется у него с запозданием и со значительными отклонениями от нормы.
У детей с органическим поражением головного мозга наряду с нарушением познавательной деятельности нередко обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук.
Двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований Марии Семеновны Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
У детей данной категории, поступающих в первый класс, наиболее ярко выражены несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости, а в дальнейшем в развитии речи.
Для развития мелкой моторики в работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться, используя различные упражнения, дидактические игры.
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
Главное в играх с предметами, предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность, включать элементы соревнования.
Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. В классе собраны разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).
Мною изготовлены следующие дидактические пособия:
Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».
Игры на развитие воприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».
Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы», «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях – важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть:
§мозаика (крупная, потом более мелкая)
-вставить пластину в любое отверстие мозаики;
-выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
- выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный);
- составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте
§ коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам, закрыть, а потом открыть;
§ цветные клубочки ниток для перематывания;
§ различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;
§ нанизывание бус, бисера, пуговиц;
§ пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;
§ дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких);
§ наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);
§наборы игр для шнуровки;
§ сбор разрезных картинок по контуру "Картинка –вкладка"; и др.
Таким образом, подводя итоги проведенной коррекционно - развивающей работы, можно отметить, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
В данной работе мы дали обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрели понятия мелкой моторики и ее значение при формировании речи.
Также в нашем исследовании предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью.
Литература
1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
2. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.
3. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. – М., 1952.
4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. –. М.: Знание, 1978. - 96 с.
5. Антакова – Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
6. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495 с. - с.145
7. Певзнер М.С. Монографии Дети - олигофрены (изучение детей - олигофренов в процессе их воспитания и обучения) М.,Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 484с.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.
7.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979, с.5,10.