СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражен опыт работы с детьми имеющими легкую умственную отсталость.В системе работы отражены возможности ребенка в процессе специально организованных коррекционно- развивающих воздействий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев»













Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев






Корнильцева Надежда Александровна

Учитель начальных классов

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение

«Линевская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области













Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком – важное приобретение ребенка, ведь он является средством и способом общения и познания. Речь организует и активирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий.

 В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями» [4, 238]. По мнению И.П. Павлова: «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» [4, 238]. В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» [5, 96].

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» [2, 22].

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. У детей слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание и смысл обращенной к ним речи.

У умственно-отсталого ребёнка развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими. Но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов. Он менее сильно, чем нормальные сверстники, чувствует необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общается с ними. Общение со взрослыми формируется у него с запозданием и со значительными отклонениями от нормы.

 У детей с органическим поражением головного мозга наряду с нарушением познавательной деятельности нередко обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук.

Двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований Марии Семеновны Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

У детей данной категории, поступающих в первый класс, наиболее ярко выражены несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости, а в дальнейшем в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться, используя различные упражнения, дидактические игры.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Главное в играх с предметами, предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность, включать элементы соревнования.

Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. В классе собраны разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).

Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».

Игры на развитие воприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».

Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы», «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях – важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть: 
§мозаика (крупная, потом более мелкая)
-вставить пластину в любое отверстие мозаики;
-выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
- выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный);
- составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте 
§ коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам, закрыть, а потом открыть;
§ цветные клубочки ниток для перематывания;
§ различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;
§ нанизывание бус, бисера, пуговиц;
§ пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;
§ дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких);
§ наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);
§наборы игр для шнуровки; 
§ сбор разрезных картинок по контуру "Картинка –вкладка"; и др.

Таким образом, подводя итоги проведенной коррекционно - развивающей работы, можно отметить, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

В данной работе мы дали обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрели понятия мелкой моторики и ее значение при формировании речи.

Также в нашем исследовании предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью.




Литература

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

2. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.

3. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. – М., 1952.

4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. –. М.: Знание, 1978. - 96 с.

5. Антакова – Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974

6. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495 с. - с.145

7. Певзнер М.С. Монографии Дети - олигофрены (изучение детей - олигофренов в процессе их воспитания и обучения) М.,Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 484с.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973. 

7.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979, с.5,10.




Просмотр содержимого презентации
«Корнильцева Н.А.»

« Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев » Развитие мелкой моторики   Учитель начальных классов Корнильцева Н.А. Первая квалификационная категория

« Формирование речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев »

Развитие мелкой моторики

Учитель начальных классов

Корнильцева Н.А.

Первая квалификационная категория

Цель:  развивать речь младших школьников с умственной отсталостью через упражнения для мелкой моторики рук.   Задачи: 1.Развивать силу кистей рук, координацию движений; 2.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 3.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Цель: развивать речь младших школьников с умственной отсталостью через упражнения для мелкой моторики рук. Задачи:

1.Развивать силу кистей рук, координацию движений;

2.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

3.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Этапы работы  над Формированием речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев . 1 этап. Подготовительный  На данном этапе проводится обследование, в ходе которого выявляются возможности учащихся. 2 этап. Основной  Данная работа представлена во всех видах деятельности обучающихся в течение всего времени, которое ребенок находится в школе-интернате. Эта работа строится на материале, близком и доступном детям. Все виды упражнений представлены от простого к сложному. 3 этап: Этап подведение итогов. Этот этап призван обобщить, систематизировать умения учащихся, полученные в течение всего цикла занятий по развитию мелкой моторики.

Этапы работы над Формированием речи у обучающихся с умственной отсталостью через развитие тонких движений пальцев .

1 этап. Подготовительный

На данном этапе проводится обследование, в ходе которого выявляются возможности учащихся.

2 этап. Основной

Данная работа представлена во всех видах деятельности обучающихся в течение всего времени, которое ребенок находится в школе-интернате. Эта работа строится на материале, близком и доступном детям. Все виды упражнений представлены от простого к сложному.

3 этап: Этап подведение итогов.

Этот этап призван обобщить, систематизировать умения учащихся, полученные в течение всего цикла занятий по развитию мелкой моторики.

Методическая литература

Методическая литература

Средства развития мелкой моторики

Средства развития мелкой моторики

Материалы для развития мелкой моторики Фасолевые ванны Мозаика Природный материал, бросовый материал Куклы Крупа, бусы, пуговицы Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Карандаши, счетные палочки Пластилин Бумага Пазлы

Материалы для развития мелкой моторики

Фасолевые ванны

Мозаика

Природный материал, бросовый материал

Куклы

Крупа, бусы, пуговицы

Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани

Карандаши, счетные палочки

Пластилин

Бумага

Пазлы

Игры с цветными резиночками

Игры с цветными резиночками

«Веселые пуговки»

«Веселые пуговки»

Вода и гуашь    Мы подарок маме покупать не станем –   Приготовим сами, своими руками.   Можно вышить ей платок,   Можно вырастить цветок,   Можно дом нарисовать, речку голубую…   А еще расцеловать маму дорогую! 

Вода и гуашь

Мы подарок маме покупать не станем –  Приготовим сами, своими руками.  Можно вышить ей платок,  Можно вырастить цветок,  Можно дом нарисовать, речку голубую…  А еще расцеловать маму дорогую! 

Тактильные мешочки В руки мы возьмём мешочки И тихонечко помнём. Каждым пальчиком мешочек Мы тихонечко потрём. Мы возьмём мешочек к уху И у уха потрясём. Что же там лежит такое? Ну никак мы не поймём! Мы горошинку поймаем, Между пальцами катаем. Потом ручку поменяем И ещё одну поймаем!

Тактильные мешочки

В руки мы возьмём мешочки

И тихонечко помнём.

Каждым пальчиком мешочек

Мы тихонечко потрём.

Мы возьмём мешочек к уху

И у уха потрясём.

Что же там лежит такое?

Ну никак мы не поймём!

Мы горошинку поймаем,

Между пальцами катаем.

Потом ручку поменяем

И ещё одну поймаем!

Игры с пробками

Игры с пробками

Сенсорное панно Я в любом саду расту, Свои плоды я вам дарю: Яблоки зелёные, Красные и жёлтые.

Сенсорное панно

Я в любом саду расту,

Свои плоды я вам дарю:

Яблоки зелёные,

Красные и жёлтые.

Игры с крупами «Покорми цыпленка» Я весёлая такая, Деловая, озорная, Вместо глазок дырочки, Ты меня пришей возьми !  (пуговица)

Игры с крупами «Покорми цыпленка»

Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки,

Ты меня пришей возьми !

(пуговица)

Колпачки от фломастеров

Колпачки от фломастеров

Куклы

Куклы

Петушок, петушок, - 1 Золотой гребешок, - 2 Масляна головушка. - 3 Шелкова бородушка, - 4 Что ты рано встаешь, Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? - 5

Петушок, петушок, - 1

Золотой гребешок, - 2

Масляна головушка. - 3

Шелкова бородушка, - 4

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь? - 5

Игры-шнуровки Мы всегда, дружок, полезны Мы на яблоне растём. Витаминами богаты, Кушай нас ты день за днём.

Игры-шнуровки

Мы всегда, дружок, полезны

Мы на яблоне растём.

Витаминами богаты,

Кушай нас ты день за днём.

Путешествие по сенсорной доске

Путешествие по сенсорной доске

Клубочки

Клубочки

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!