Тема: «Формирование санитарно – гигиенических навыков у младших школьников».
Подготовила: воспитатель
Парипса Елена Михайловна
2018г.
Слайд 1
Тема: Формирование санитарно – гигиенических навыков в условиях санаторной школы-интерната.
В младшем звене, дети, возраст которых с 8 – 11 лет.
Санитарно- гигиеническое воспитание, проводимое в группах, включает работу по внедрению среди детей гигиенических навыков и обучение их гигиене.
Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младшем возрасте. В средних и старших классах работа в этом направлении не прекращается, а все усилия педагогов направлены на закрепление и развитие этих навыков.
А именно: на правила соблюдения режима дня, правила содержания и санитарное состояние личных вещей, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.
Слайд 2
Цель: Формирование навыков личной гигиены у младших школьников.
Задачи :
- развивать навыки гигиены и соблюдения режима дня.
- прививать навыки аккуратности, опрятности и бережного отношения к вещам.
- прививать навыки санитарно – гигиенических норм человека.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы санитарно – гигиенические навыки.
Дети ознакомлены со здоровым образом жизни.
Санитарно – гигиенические навыки:
Чистить зубы
2.Мыть лицо, руки, ноги, пользоваться полотенцем
3.Подстригать ногти на руках и ногах.
4.Пользоваться мочалкой
5.Аккуратно складывать одежду
6.Содержать в чистоте обувь
7.Аккуратно заправлять постель
8.Самостоятельно одеваться
9.Выбирать одежду по сезону
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в быту, в труде.
Слайд 3
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность.
Для примера рассмотрим организацию утренних часов.
Как известно, утренняя зарядка, Слайд 4 помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня.
Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п.Утреннею зарядку проводим каждый день.
Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков.
Слайд 5
Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета.
Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками.
Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат Слайд 6 осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Постельное бельё меняем 1 раз в две недели. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Слайд 7
Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным.
Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.
В утренние часы надо успеть сделать очень многое, что возможно лишь при правильной организации. Организация режима в это время нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы.
Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать.
Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых.
От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое.
Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня.
Для привития и воспитания санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания проводятся множество бесед на различные темы.
Таким образом: через воспитание и формирование у детей санитарно-гигиенических навыков в нашей школе возлагаются на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формируется у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из школы, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.