СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование синонимического словаря у детей с нарушениями речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консултация для педагогов поможет расширить знания о содержании и специфике работы по обогащени. синонимического словаря. В работе представлены: актуальность проблемы, определение "Синонимы", "Синонимический ряд", раскрыты отличительные признаки синонимав, значение синонимов в речи. Даны основные направления работы по формированию  синонимического словаря.

Просмотр содержимого документа
«Формирование синонимического словаря у детей с нарушениями речи.»

Консультация для воспитателей МОУ д/с № 333





Дата проведения «___» ____________ 200 __ г.

Присутствовали: _____ человек.

Отсутствовали: _____ человек.





Тема: «Обогащение синонимического словаря дошкольников». Цель: расширить знания педагогов о содержание и специфике работы по обогащению синонимического словаря дошкольников.



План консультации:


1. Актуальность.


2. Определение понятия «Синонимы», «Синонимический ряд».


3.Отличительные признаки синонимов. Значение синонимов в речи.


4.Основные направления работы по формированию синонимического словаря дошкольников.


5. Результаты работы по обогащению синонимического словаря дошкольников.




Литература:

1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1998.

2.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

3.Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка.

4. Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов для школьников. Екатеринбург, 2000.

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи для начальной школы. М., 1997.





























  1. Актуальность.

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста присутствуют нарушения формирования лексики и грамматического строя речи. Нарушения формирования лексики проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафразиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Дошкольники понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети затрудняются в актуализации предикативного словаря глаголов и прилагательных. Испытывают трудности в процессе усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, например таких, которые обозначают состояние оценку, качества, признаки и др. Среди многочисленных вербальных парафазий у детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось- олень, тигр – лев, грач – сорока, ласточка – чайка и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Анализ речевой деятельности дошкольников позволяет говорить о том, что словарный запас воспитанников характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов, дети пользуются самыми простыми предложениями, при построении предложения часто отсутствует правильная связь слов, наблюдается повторение слов, неправильное употребление грамматических конструкций. Поэтому лексическая синонимия по праву заслуживает самого пристального внимания. Значение синонимических богатств родного языка – необходимое условие речевой культуры человека. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.



2. Синонимами считаются слова одной части речи, выражающие одно и то же понятие, близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка, экспрессивной окраской и имеющие хотя бы частично совпадающую сочетаемость. Только в этом случае они способны замещать друг друга в реальных языковых контекстах. Широкое понимание «близости» значения привело к включению в синонимические ряды слов и сочетаний, являющихся скорее «семантическими знаменами», чем синонимами в традиционном, академическом понимании.

Синонимическим рядом называется группа синонимов, состоящая из двух и более слов. Он может быть образован и из однокоренных слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать. Одни из синонимов является основным, главным и в словарях он помещается первым. Рассмотрим пример.




Синоним

Общее лексическое

значение

Конкретные лексические значения слов, входящих

в синонимический ряд.

Метель


Падение снега в ветряную

погоду.

Обильное падение снега при ветре

Пурга


Сильная снежная буря


Буран

Снежная буря в степи


Метелица


Легкая метель


Снежная буря со снегопадом и сильным ветром.

Вьюга




3.Синонимы отличаются друг от друга:

- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например, самолет - аэроплан, город – град;

  • сферой употребления: одно слово общенародное, другое – профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса;

  • употребление в разных стилях речи. Например, очи- глаза, разговор – болтовня;

  • оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;

  • степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически заявить, категорически отказать), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «отказаться»;

  • степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).

Синонимы в речи используются:

  • для более точного выражения мысли (влажный, мокрый);

- для выражения эмоциональной окраски (упал – брякнулся);

  • как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

  • как способ связи соседних предложений в тексте.


У многозначного слова синонимы могут относиться к разным его лексическим значениям. Например: ничем не загрязненный (свежий, чистый снег); не потерявший своей силы, яркости, блеска (свежие, яркие, краски); полный здоровья (свежий, бодрый человек); только что появившийся (свежий, новый номер газеты).

В переводе с греческого языка synonymous означает одноименный.

Разнообразие оттенков синонимов можно составить с палитрой талантливого художника, богатейшей цветовой гаммой. Но не только оттенки, нюансы, но и сама синонимика – одно из главных богатств языка. Чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь.

Бедность словаря приводит к частому повторению слов, тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения. Иногда возникает необходимость синонимической замены слов, которые стали причиной неточного выражения мысли. Приведем пример.

Редактирование предложения: «Около палаток сновали ребята, торопя друг друга, чтобы установить палатки от дождя».

Неудачен выбор глагола «сновать», который подчеркивает разнонаправленность движений. (Сравнение: «Перед глазами у вас снует взад и вперед пестрая толпа»). Здесь лучше употребить слово «суетиться», которое передает значение «торопливо двигаться», вносит оттенок «хлопотать, стараться что-то делать».

Целесообразно также заменить слово «торопя» так как во втором деепричастии больше динамики и она соответствует по своей стилистической окраске разговорному стилю предложения.

Синонимическая замена необходима в словосочетании «установить палатки», так как глагол «установить», используемый обычно в специальном тексте (сравните: «установить приборы»), не сочетается с существительным «палатка».

Предложение можно выправить так: «Ребята, подгоняя друг друга, суетились около палаток, чтобы построить их до дождя».


Итак, использование синонимов помогает выразить мысль точно, ясно и стилистически правильно.


Нарушения формирования лексики у детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря. При коррекционном воздействии необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи.


4. Формирование словаря на занятиях идет по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;

  • уточнение значения слов;

  • формирование семантической структуры слова;

  • организация семантических полей, лексической системы родного языка;

  • активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.


Восполнение пробелов в лексике включает:

  • уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение значений используемых конструкций.


Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:

    1. Овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления.

    2. Овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления.

    3. Усвоение понятия о родственных словах.

    4. Усвоения понятия о предлогах и способах их использования, дифференциации предлогов и приставок.

    5. Овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употребления.

    6. Усвоение понятия о многозначности слова.


При отборе лексического минимума для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:


  • частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;

  • словарным запасом дошкольников;

  • наличием в речи синонимов;

  • пониманием отобранных слов;

  • необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;

  • потребностью создания базы для работы над синонимами в дальнейшем.


При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико- грамматические особенности данного слова.


Работа над синонимами эффективна, если:


  • упражнения проводятся систематически и планомерно;

  • определяется тот круг слов синонимов, который может быть использован в качестве практического материала для упражнений.



5. Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами.

    1. Различать в речи близкие по смыслу слова:

- соотносить слова- синонимы;

- выделять и распределять группы синонимов;

    1. Подобрать к данным словам- синонимы:

- сильная метель – пурга, плохая погода - ненастье;

- каким словом называют наступление темномы?

    1. Умение заменять то или другое слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).

    2. Самостоятельно употреблять подходящие по смыслу слова- синонимы.

    3. Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (составление рассказов).