Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Совёнок»
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов ДОУ.
Выполнила: Вагина Г.В.,
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Совёнок»
Кольцово, 2023
Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш .
В.А.Сухомлинский
Детство – незабываемая пора в жизни
каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей.
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.
Кто помогает родителям в воспитании детей?
Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей.
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- консультации специалистов
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
ДИСКУССИЯ.
КРУГЛЫЙ СТОЛ.
СИМПОЗИУМ.
АНКЕТИРОВАНИЕ
ДЕБАТЫ.
ОПРОС
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С УЧАСТИЕМ
РОДИТЕЛЕЙ.
ИНТЕРВЬЮ И БЕСЕДА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
РОДИТЕЛЬСКИЕ
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
СОБРАНИЯ.
ПРАКТИКУМ.
АУКЦИОН.
ЛЕКЦИЯ.
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И
ОТВЕТОВ.
КЛУБЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
-
ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ.
РОДИТЕЛЬСКИЕ
ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ.
ЧТЕНИЯ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО
РОДИТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТНЫЕ, РОЛЕВЫЕ,
ТРЕНИНГ.
ИМИТАЦИОННЫЕ И
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.
БЕСЕДА.
СЕМЕЙНАЯ
ГОСТИНАЯ.
ПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, СОРЕВНОВАНИЯ.
ВЫСТАВКИ РАБОТ, СЕМЕЙНЫЕ ВЕРНИСАЖИ.
СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ.
ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ.
ПИСЬМЕННЫЕ ОТЧЕТЫ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ.
ИНФОРМАЦИЯ В СМИ.
ВИДЕОФИЛЬМЫ.
ФОТОГРАФИИ.
ПАПКИ
-
ПЕРЕДВИЖКИ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕДАГОГИ:
ДЕТИ:
РОСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
-
ОПЫТ.
-
ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ
-
ПОЗНАНИЯ.
-
ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И СЕМЬЕЙ
-
НАВЫКИ.
-
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ.
РУКОВОДИТЕЛИ:
РОДИТЕЛИ:
КОЛЛЕКТИВ
-
-
УЧАСТНИКИ ПЕД.ПРОЦЕССА.
ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.
ВЛАДЕЮТ ИНФОРМАЦИЕЙ.
-
ПОЛУЧАЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ.
-
-
ИМИДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ.
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МОДЕЛЬ: ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ
Эффективные методы, способы взаимодействия педагог-родитель служат:
- для ознакомления родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
- нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
•
ИГРА, РАЗЛИЧНЫЕ ИГРОТЕКИ
•
МАСТЕРСКИЕ, МАСТЕР-КЛАССЫ
•
СИТУАЦИИ, БЕСЕДЫ, ЗАГАДКИ, РАЗГОВОРЫ, РАССКАЗЫ,
•
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
•
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
•
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
•
КЛУБ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
•
ВИКТОРИНЫ.КОНКУРСЫ
•
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,ИСПОЛНЕНИЕ,ТВОРЧЕСТВО
•
КРУЖКИ
•
РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСИДЕЛКИ
•
ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
•
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ, ЭКСКУРСИИ
•
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ
•
-развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
•
-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
•
-эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
•
-демократичность в общении;
•
-сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
•
-учет личностных и профессиональных качеств участников общения;
•
-проявление участниками общения гибкости в к онфликтных ситуациях.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
Этапы вовлечения родителей в образовательный процесс.
1. «Давайте познакомимся»
- реклама программы, знакомство с членами команды;
- изучение потребностей, возможностей и интересов
семьи;
- знакомство с группой (в разных формах);
- заключение договора;
- посещение семьи;
- организация семейной комнаты;
2. «Давайте будем воспитывать детей вместе»
Вовлечение родителей в жизнь группы.
Планирование событий на месяц;
Реализация групповых проектов;
Работа в группе в качестве ассистентов;
Подбор материала для центров активности;
Изучение особенностей развития детей (наблюдения за детьми дома, в ДОУ, записки, письма, фиксация достижений, сбор портфолио)
Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам« и др.
Персональные выставки детских работ
"Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.
3. «Давайте подружимся»
Обустройство открытой площадки- здесь каждый может помочь и это хороший случай привлечь тех отцов, которые обычно неохотно участвуют в других делах
Фестиваль воздушных змеев - пусть родители и дети вместе сделают змеев и пригласят другие группы
Праздник мыльных пузырей- в празднике могут участвовать жители микрорайона.
Фестиваль блюд - хороший способ всеобщего участия. Попросите одних родителей принести готовую еду или необходимые ингредиенты в детский сад, а других родителей попросите им помочь в организации. Можно устроить танцы или пение, а дети могут поучаствовать кто как может.
Вечер любимого блюда - пусть родители расскажут своим детям о своем любимом блюде, приготовят его вместе с детьми и принесут в группу на общий вечер
Клубы- группы поддержки самых разных типов важны для родителей
Шитье, художественная деятельность, физические упражнения - попросить кого-нибудь из местных специалистов вести такой клуб для родителей и педагогического коллектива.
Условия работы с родителями
Методы изучения семьи
-Анкетирование;
-Наблюдение за ребенком;
-Посещение семьи ребенка;
-Обследование семьи с помощью проективных методик;
-Беседа с ребенком;
-Беседа с родителями.
-Целенаправленность, системность, плановость..
-Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи .
-Возрастной характер работы с родителями.
-Доброжелательность, открытость.
Совместное
Педагогические
Клуб по
групповые
проведение
интересам;
занятий, досугов, акций, конкурсов, выставок
консультации и
родительские
Национальные
собрания
беседы
традиции
совместное
Участие родителей в
дни
мероприятиях группы.
создание предметно
открытых
Участие в подготовке и
развивающей среды
дверей
проведение детских
для детей и
праздников и
педагогов группы.
развлечений;
Клуб «Умелые ручки».
ФГОС, дает право на эффективное взаимодействие воспитанников-педагогов-родителей, создавая творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
ФГОС позволяет усилить работу с семьей на основе партнерского взаимодействия.
Заключение
Мне очень хотелось бы, чтоб и педагоги и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта . Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение , то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ