Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности
О.Н. Козловская, учитель ИЗО,
МБОУ «Бейская школа-интернат»
Трудности социализации детей с ОВЗ состоят в неумении гармонично включаться в социальную среду, осваивать новые социальные роли, устанавливать и поддерживать контакт с окружающими. Благоприятно влияет на социализацию процесс включения детей с ОВЗ в художественную деятельность, а именно – в процесс рисования. Многогранность изобразительной деятельности как реабилитационного фактора проявляется в воздействии его на моторику, интеллект и личность ребёнка. При этом проявляется как непосредственное универсальное, так и опосредованное его влияние на психомоторные функции. Дети с ОВЗ, участвующие в различных творческих конкурсах, олимпиадах и включённые, таким образом, в социокультурную деятельность, не только сами становятся социально активными, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения.
Каждый человек способен к рисованию, это – естественно заложенная в нём способность, позволяющая реализовать потребность в самовыражении. Искусство берёт своё начало в тех глубинах, по отношению к которым интеллект и техника рисования не столь важны.
Для детей с ОВЗ (особенно тех, кто занимается в условиях индивидуального обучения) часто изобразительная деятельность компенсирует те виды занятий, которые в силу нарушений развития становятся для них недоступными. Обучение изобразительной деятельности данной категории детей имеет свои особенности. Занимаясь с учениками рисованием, необходимо следить за их состоянием (работоспособностью, вниманием, утомляемостью, тревожностью), проявляют ли они в данный момент интерес к работе, анализировать, могут ли быть решены задачи формирования умений и навыков, стереотипно ли выполнение задания или в нём присутствует творческий компонент. В начале каждого занятия необходимо обсудить с учащимися цель, желаемый результат, возможные трудности в процессе выполнения рисунка.
Рисование сильно влияет на настроение, постепенно освобождает от неуверенности и зажатости. Нередко, с кем-то из учеников (особенно при подготовке к творческим конкурсам) необходимо заниматься индивидуально. Индивидуальные занятия также позволяют определить уровень художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы. На уроках рисования необходимо рассматривать многообразие форм, существующих в мире, на доступных иллюстрациях и предметах, рисовать простейшие геометрические формы. Стараться ассоциировать заданные формы со знакомыми предметами, говорить о подобии силуэтов: круг - это солнце, тарелка, колесо, арбуз; треугольник – парусник, ёлка, и т.д. На протяжении всего обучения обращать внимание на размещение рисунка на листе, на согласование размера изображения с форматом листа, развивать пространственное воображение и правильную передачу пропорций. Отдельной темой является понятие линии горизонта, перспективы и схемы передачи пространства. Определив линию горизонта можно найти её за окном, на прогулке, рассматривая репродукции картин художников. Изучая гаммы тёплых и холодных цветов, можно вспомнить, где в природе встречается тот или иной тёплый или холодный цвет. В курсе изобразительного искусства необходимо обращаться к родным природным мотивам, и именно это сохраняется во впечатлениях и в памяти учеников. При обучении школьников рисованию, далеко не все рисунки стоит исправлять и переделывать. Если работа уже завершена, то пусть она такой и останется. Желательно с уважением относиться к воле автора рисунка и своеобразию его самовыражения.
Изучая изобразительное искусство, необходимо знакомить школьников с картинами известных художников. По мере возможности посещать музеи и выставки, рассматривать альбомы по искусству. Огромный интерес у детей вызывает не просто рассматривание картины известного художника, но и история её создания, различные интересные факты. Если уроки, которые проводит педагог, действительно являются результатом его творчества, если сам педагог является творческой личностью, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
Таким образом, отмечая несомненную пользу современных технологий социализации детей с ОВЗ, следует подчеркнуть, что данные технологии являются базой, основой социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.