ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТАВОЗДЕЙСТВИЕ».
Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:
Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека? Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?
Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается, как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …
Запрограммировать? Целенаправленно задать?… Нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и, иногда, даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.
Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:
• личностное влияние педагога;
• ценностный диалог;
• погружение в ценностную среду;
• конструирование (создание) ценностных ситуаций для проживания и осознания.
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.
Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.
Конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания.
Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты».
Педагог может научить учащегося разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:
1. Осознание.
2. Ранжирование.
3. Изменение.
4. Формулирование.
5. Отстаивание.
6. Поддержка.
7. Сравнение.
Важно понимать, что на занятиях духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. Важно побудить учащегося к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, и в этом случае использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы, т.к. роль притчи и МАК в активизации умственной деятельности воспитанников огромна.
Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Притча – «поучение в примере».
Свойства притчи:
1) краткость,
2) не требует доказательств,
3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,
5) строится на сравнении,
6) предполагает мыслительную деятельность.
Притчи выполняют следующие функции:
1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.
Таким образом, притча может стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей и нравственного опыта людей.
У метафорических карт нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения, но они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть трудный путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?
Метафора помогает наполнить внутренний мир учащегося другим содержанием, побуждает к рефлексии собственного поведения, самоисследованию, позволяет воодушевить и сообща найти способы разрешения проблем.
Систематическое предъявление учащимся метафор, даже не всегда соответствующих их реальным проблемам, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху». Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи».
Таким образом, работа педагога с притчами и метафорическими ассоциативными картами имеет творческую основу, включает учащихся в активную деятельность, делает сознание более гибким и подвижным, улучшая тем самым способность воспитанника адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям, и, несомненно, способствует их духовному совершенствованию.
Список литературы:
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми т подростками. – Новосибирск, 2017.- 200с.
2. Дмитриева Н. В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2016.- 228с.