СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностных ориентаций воспитанников через использование технологии «метавоздействие».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по ИМТ (индивидуальной методической теме)

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных ориентаций воспитанников через использование технологии «метавоздействие».»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТАВОЗДЕЙСТВИЕ».


Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:

Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека? Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?

Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается, как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …

Запрограммировать? Целенаправленно задать?… Нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и, иногда, даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

• личностное влияние педагога;

• ценностный диалог;

• погружение в ценностную среду;

• конструирование (создание) ценностных ситуаций для проживания и осознания.


Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.



Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания.

Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты».

Педагог может научить учащегося разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:

1. Осознание.

2. Ранжирование.

3. Изменение.

4. Формулирование.

5. Отстаивание.

6. Поддержка.

7. Сравнение.


Важно понимать, что на занятиях духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. Важно побудить учащегося к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, и в этом случае использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы, т.к. роль притчи и МАК в активизации умственной деятельности воспитанников огромна.

Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Притча – «поучение в примере».

Свойства притчи:

1) краткость,

2) не требует доказательств,

3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,

5) строится на сравнении,

6) предполагает мыслительную деятельность.



Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.

Таким образом, притча может стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей и нравственного опыта людей.


У метафорических карт нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения, но они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть трудный путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?


Метафора помогает наполнить внутренний мир учащегося другим содержанием, побуждает к рефлексии собственного поведения, самоисследованию, позволяет воодушевить и сообща найти способы разрешения проблем.

Систематическое предъявление учащимся метафор, даже не всегда соответствующих их реальным проблемам, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху». Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи».

Таким образом, работа педагога с притчами и метафорическими ассоциативными картами имеет творческую основу, включает учащихся в активную деятельность, делает сознание более гибким и подвижным, улучшая тем самым способность воспитанника адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям, и, несомненно, способствует их духовному совершенствованию.



Список литературы:

1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми т подростками. – Новосибирск, 2017.- 200с.

2. Дмитриева Н. В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2016.- 228с.