СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование цифровой образовательной среды

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье излагаются особенности формирования цифровой образовательной среды, проблемы и пути их преодоления, структура цифровой образовательной среды, результаты создания цифровой образовательной среды.

Просмотр содержимого документа
«Формирование цифровой образовательной среды»

Формирование цифровой образовательной среды

образовательной организации



Шакин Алексей Геннадьевич, начальник отдела образования администрации г. Льгова Курской обл., Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации г. Льгова Курской обл.», [email protected] Аннотация. В статье излагаются особенности формирования цифровой образовательной среды, проблемы и пути их преодоления, структура цифровой образовательной среды, результаты создания цифровой образовательной среды. Ключевые слова: цифровая образовательная среда; образование; технологии образования.

The formation of the digital learning environment of educational organizations Shakin Alexey Gennadyevich, head of the Department of education of the administration of the city of Lgov of Kursk region, Municipal state institution "Department of education of the administration of the city of Lgov of Kursk region". Abstract. The article describes the features of the formation of the digital educational environment, problems and ways to overcome them, the structure of the digital learning environment, the results of creating a digital educational environment. Key words: digital educational environment; education; technologies of education.

Современные условия общественного развития характеризуются масштабными изменениями, связанными с информатизацией и цифровизацией во всех сферах общества. Затронули эти изменения и систему образования. Количество информации, которое приходится обрабатывать современному школьнику, в последние десятилетия, возрастает лавинообразно. В связи с этим у обучающихся изменяется сам механизм восприятия информации. И, как следствие, происходит изменение образовательных потребностей школьников и их родителей. Школа, в свою очередь, должна стремиться удовлетворять быстро меняющиеся запросы общества, заказчиков образовательных услуг, иными словами «школа обречена на изменения в изменяющемся мире».

Современная школа должна научиться не только прогнозировать изменения, но и внедрять инновации таким образом, чтобы получить для себя конкурентные преимущества [1].

У общеобразовательной организации в целом и у всех категорий участников образовательных отношений появилась необходимость развиваться в информационно-коммуникационной сфере. Этому может способствовать создание цифровой образовательной среды в школе. Основная цель цифровой образовательной среды образовательной организации – создание новых условий для удовлетворения образовательных потребностей всех субъектов образовательной системы. Обозначим некоторые из них:

– со стороны ученика: индивидуализация траектории обучения, доступность виртуальных образовательных ресурсов, расширение возможностей социализации, дистанционное обучение;

– со стороны родителей: своевременное получение единой информации о деятельности и проектах образовательной организации, облегчение коммуникации с педагогами, снижение затрат на получение качественного образования, возможность развития родительской компетентности;

– со стороны учителя: новые возможности организации образовательной деятельности, развитие способов мотивации обучающихся, снижение нагрузки за счет автоматизации ряда процессов, взаимодействие с родителями обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий, возможность обмена опытом с коллегами и участия в виртуальных проектах для педагогических работников, расширение возможностей повышения квалификации;

– для образовательной организации: расширение образовательных возможностей за счет сетевого взаимодействия, расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, повышение эффективности мониторинга образовательного процесса и снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации документооборота;

– для региона: оптимизация коммуникации и автоматизация мониторинга образовательного процесса в образовательных организациях региона; – для государства: повышение удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации.

Для достижения обозначенной выше цели необходимо прежде всего привести материально-техническое оснащение образовательных организаций в соответствии с требованиями к реализации ФГОС; создать школьные центры сетевого взаимодействия, позволяющие проводить занятия дистанционно; провести концептуальное обновление школьных библиотек, оснастить их персональными компьютерами и обеспечить стабильным высокоскоростным интернетом; создать школьные медиатеки, содержащие электронные образовательные ресурсы по всем дисциплинам, в том числе и авторские, разработанные учителями данной образовательной организации; вовлекать как можно большее количество учителей в разработку авторских электронных образовательных ресурсов, личных сайтов учителей, чтобы на основании этих материалов формировать школьную медиатеку.

Создание цифровой образовательной среды в школе уже на начальном этапе позволит совершенствовать информационную и методическую поддержку образовательной деятельности, мониторинга результатов образовательной деятельности; обеспечивать прозрачность управления образовательной организацией; создать условия для дистанционного взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе и в рамках дистанционного образования; способствовать организации взаимодействия с другими образовательными организациями. Школа получит возможность пользоваться широким спектром цифровых ресурсов и предоставлять свои ресурсы большому количеству пользователей. То есть информационно-образовательная среда – это системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения [2].

Принято считать, что в цифровой образовательной среде присутствуют четыре основных компоненты: аппаратная, информационная, регламентная, кадровая. К аппаратной компоненте относятся все технические устройства, обеспечивающие обработку информации: компьютеры, локальная сеть, телекоммуникационные и презентационное оборудование. Составляющими информационной компоненты являются основные виды школьной информации: административно – управленческий, учебный, методический. Регламентная компонента подразумевает набор правил взаимодействия в цифровой образовательной среде и составляет основу для её успешного функционирования взаимосвязи между всеми ее элементами. Кадровая компонента включает всех участников образовательных отношений, а также администрацию образовательной организации.

Цифровая образовательная среда образовательной организации должна иметь вертикальную иерархию с различным уровнем доступа участников образовательных отношений к её ресурсам. На нижнем уровне располагаются ученики и их родители, которые имеют минимальный уровень доступа лишь к электронному дневнику и дидактическим, справочным материалам. Следующий уровень имеют учителя, получая доступ к электронному журналу и методическим материалам. Далее - заместители директора, которые получают доступ к мониторингам качества обучения, посещаемости и т.п. Высший уровень доступа получает руководитель образовательной организации - использовать абсолютно все ресурсы цифровой образовательной среды школы. Кроме того, цифровая среда образовательной организации должна быть интегрирована в цифровую образовательную среду муниципалитета, региона, страны, тем самым присоединившись к единому информационному пространству. Грамотная организация цифровой образовательной среды школы, эффективное использование информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности позволяет на новом уровне осуществить индивидуализацию обучения, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

К сожалению, на пути к созданию цифровой образовательной среды школы неизбежно возникают трудности. Отчасти они связаны с особенностями кадрового состава образовательных организаций. Не секрет, что значительная часть школьных учителей близки к пенсионному возрасту, и они не желают осваивать новые технологии, ссылаясь на высокую занятость и бюрократическую нагрузку. Важно создать условия для привлечения в школу молодых, инициативных учителей, способных и желающих постоянно учиться чему-то новому. Нельзя игнорировать и тот факт, что финансовые возможности образовательных организаций могут значительно отличаться. Эти проблемы уже решаются на федеральном уровне: в рамках национального проекта «Образование» реализуется проект «Цифровая образовательная среда», рассчитанный до 2024 года. При грамотном управлении реализацией вышеуказанного проекта мы получим в результате единое цифровое пространство с интегрированными в него цифровыми образовательными средами образовательных организации нашей страны.

Таким образом, процесс информатизации образовательной организации, создание цифровой образовательной среды школы создадут условия для перевода на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательной организации.

1. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. /А.Г. Асмолов, А.Л. Семёнов, А.Ю. Уваров. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. 2. Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда/ С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов/ Основы общей теории и методики обучения информатики; под общей редакцией А.А.Кузнецова. - М.: Бином,2009.