Доклад на тему: «Формирование творческих способностей студентов средствами тональной разработки на уроках рисунка» преподавателя Ревина С. А.
Обучение станет творческим процессом и для студентов и для преподавателя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих студентов.
Определяя направления своей работы, я выделяю работу по развитию креативности (в переводе с английского creativiti -способность к творчеству), творческих способностей учащихся, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом. Развивать творческие способности - это, значит, развивать воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности студентов. В одних случаях он носит характер подражательный, в других поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания студентов, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому одни сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже.
Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей (тактические задачи учителя):
Развитие композиционно – образного мышления, воображения.
Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.
Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету.
Развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной работы.
Следовательно, в центре занятий рисунком по развитию творческих способностей тональной разработки, должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания методов и приемов обучения. Используя на своих уроках разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно стремлюсь развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства. Особое место в развитии творческих способностей на занятия по предмету «Рисунок» занимает метод фокусировки зрения. Именно метод фокусировки зрения способен наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности студента в процессе обучения рисунку и тональной его разработки. Известно, что познавательная деятельность складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки студента.
На уроках данный метод реализую в форме выполнения творческих работ. При этом под творческими работами понимается самостоятельная работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Качество же выполнения работы зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки, приобретенные на уроках рисунка. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.
Каждый студент под руководством преподавателя проходит все этапы художественного проектирования будущей работы.
Предварительный анализ рисуемого объекта:
Фиксация вариантов решения работы в виде линейной графики,
зарисовок.
Художественно-конструкторский поиск.
Разработка и воплощение творческих идей в зарисовках.
Разработка лёгкого тонального проекта. Композиционное решение.
Выполнение чистового варианта работы на планшете и практической части.
В результате совместной работы преподавателя с каждым студентом выход готовых работ равен 100%. Каждый рисунок индивидуален и показывает уровень, который достиг студент за время своего обучения. Защита работ заканчивается итоговой выставкой.
Развитие творческих способностей, по мнению психолога В.И. Андреева невозможно без создания на занятиях с творческой ситуации. По его определению, творческая ситуация - та, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей личности; она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей, процессом ее принятия и решения. Именно здесь основное средство воспитания - личность педагога, умеющего определять, выдвигать учебно-творческие задачи. Одним из методов активизации творческой деятельности на занятиях является метод вовлечения студентов в исследование творческого процесса замечательных мастеров изобразительного искусства. Объясняя ученику, как овладели творческой активностью мастера прошлого, и показывая образцы различной трактовки художественного образа, мы тем самым вовлекаем студента в активную творческую деятельность. Иногда этого оказывается недостаточно и приходится на рисунке показывать наглядно, как можно использовать средства рисунка (линию, штрих, тон) для более выразительной передачи образа в рисунке. Много работать над рисунком студента не следует, достаточно показать начало работы, а затем работа продолжается самостоятельно.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями студентами тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед студентом ставят проблему, познавательную задачу, и он при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Например, на занятиях по дисциплине "Рисунок" студент всегда должен подходить творчески к решению поставленных проблемных ситуаций. Рисуя с натуры, он должен активно включать свое воображение, а это уже ему в этом знание законов перспективы. Освоение предметного мира в действительности и в рисунке требует активного творческого процесса. В рисунке рисующий передает не подлинное пространство, а воображаемое. Передавая образ предмета, студент воссоздает в своем воображении изображаемый на плоскости предмет, а помогает мышление. Творческая активность проявляется здесь в самостоятельности мышления.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления студентов. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например, сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему студенту. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи, проблемы необходимо сравнивать ее со старыми задачами, приемами работы, выделять в ней новые элементы, которых не было раннее. Все это благоприятно сказывается на изменении приемов при решении новых задач, проблем.
С целью развития творческого мышления побуждаю студентов и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставлю перед ними задачи - не сверить свои результаты с образцом преподавателя, с ответами студентов, с учебником, со словарем, а самостоятельно проверить задачу. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Важную роль играют вопросы преподавателя. Например,
«Каким образом в картине художнику удалось с такой выразительностью передать красоту осенней природы?» На уроках рисунка необходимо как можно чаще давать студентам возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время работы, говорить о собственном настроении. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь студентов в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Важным условием развития художественного творчества студентов является использование технических средств обучения. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества студентов трудно переоценить.
На занятиях рисунка вводятся творческие и импровизационные задачи. От копирования лучших образцов графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна студенты постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций. Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, появлению желания заняться рисованием, служит наблюдение за рисующими людьми. Процесс создания с помощью карандаша, ярких образов людей, животных, природы, производит неизгладимое впечатление на зрителей, вызывает у них желание попробовать самим так сделать. Поэтому на занятиях по рисунку особое внимание отводится выработке умений и навыков в педагогическом рисовании на классной доске мелом. При правильной постановке данной работы студенты без боязни активно участвуют в обучении педагогическому рисунку и тональной разработки. На педагогической практике навык педагогического рисования отрабатывается.
Повышению эффективности учебного и творческого процесса помогают разнообразные применения самостоятельно изготовленных таблиц, учебных пособий. Учебные пособия, раскрывающие методическую последовательность выполнения работы, отражающие способы передачи пространства и движения.
Творческие способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение студентов к продуктивной творческой деятельности. Обучающиеся студенты обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача преподавателя - выявить и развить творческие способности в доступной и интересной им деятельности. На занятиях студенты выполняют индивидуальные творческие работы, разрабатывают оформление выставок и интерьера.
Таким образом, все необходимые знания и умения лучше всего приобретаются именно в творческой деятельности, поэтому педагогу следует тщательно подходить к подбору заданий, которые действительно помогут в развитии творческих способностей студентов.